0/5

Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Как «хотелки» покупателей приводят к цифровой трансформации логистических цепей, и что поможет их выполнить

Как «хотелки» покупателей приводят к цифровой трансформации логистических цепей, и что поможет их выполнить
Понятие «цифровая трансформация» давно стало обязательным элементом высокоразвитого бизнеса. Бумажный документооборот, ненужные диалоги между поставщиками и перевозчиками, не имеющими возможности решать вопросы в диджитал-среде, уже не отвечают требованиям эффективности. Клиентам нужна скорость и разнообразие сценариев, и без цифровой трансформации уже не обойтись.
Попытки поставить бизнес на надежные цифровые рельсы в рамках «коробочного» ПО нередко заканчиваются крахом. Как SaaS решает задачи цифровой трансформации бизнеса и почему именно за Software as a Service – Прекрасное будущее ритейла?

Цифровая трансформация – понятие, которое давно перешло из разряда особых требований к бизнесу в пул необходимых элементов для его развития. И если еще совсем недавно считалось, что бизнес «СКОРО станет цифровым», сегодня можно констатировать, что переход в цифровую среду произошел, и все процессы так или иначе связаны с диджитал-технологиями и всеобщей цифровизацией.

Сейчас уже сложно представить себе принципиальные изменения в ритейле, которые не касаются цифровой среды. Конечно, можно перекрасить стены в магазине или внести изменения в освещение торгового помещения, но даже здесь не обойтись без современных диджитал-панелей,  технологий отслеживания покупательского трафика или интересных программ лояльности. А магазин – лишь вершина айсберга под названием «ритейл», и, безусловно, цифровая трансформация неизбежно касается и внутренних бизнес-процессов, таких как логистика, управление складом,  транспортом и запасами. 

Цифровые изменения в ритейле происходят по двум основным каналам. Во-первых, бизнес учится сам у себя, перенимая интересные технологические находки конкурентов. Причем нередко случается так, что новые решения приходят из совершенно неожиданного сегмента. Так, всеобщая «уберизация» привела к появлению новых форматов доставки, как и система МакАвто трансформировалась в доставку DriveThru. 

Кроме внутренних трансформаций бизнеса, ритейл претерпевает постоянные метаморфозы вслед за…клиентом. Да-да, во многом потребители оказываются смелее и находчивее бизнеса, и дерзко транслируют свои «хотелки». Доставка за 2 часа или прямо в холодильник уже никого не удивляет, разве что вызывает легкую зависть тех, чья цепочка логистических поставок пока не способна удовлетворять таким изысканным пожеланиям. Однако просто сидеть и завидовать – вариант не удачный, потому что процесс развития логистики движется на бешеной скорости, и тот, кто не успеет трансформироваться, через 5-10 лет рискует оказаться за бортом. Ведь главными потребителями станут представители поколения «Z», для которых их желание – закон!


Цифровая трансформация в цепях поставок 

Цифровая трансформация бизнеса переживала несколько этапов, которые были напрямую связаны с возникновением новых задач. Первый был сопряжен, в первую очередь, с появлением электронного документооборота и корпоративных систем управления проектами. Затем, с увеличением формата торговли, встала необходимость автоматизировать процессы, которые ранее выполнялись человеком. Складирование, сортировка и прочее в новых объемах уже не отвечали требованиям скорости и качества, да и человеческий фактор становился слишком большим риском. При этом пока потребитель оставался где-то «за кулисами» этого процесса и не придумывал ничего такого, что озадачило бы бизнес трансформацией всех логистической цепочки поставок. «Склад – магазин», «Поставщик – склад», – сценарии были простые, понятные и вполне выполнимые с помощью самописного ПО.

Как «хотелки» покупателей приводят к цифровой трансформации логистический цепей, и что поможет их выполнить

Однако с появлением онлайн-торговли и, что еще страшнее, многоканальной и омниканальной маркетинговых моделей, покупателю захотелось большего и появились совершенно новые сценарии работы логистического комплекса.

  • магазин – дом
  • склад – дом
  • склад – магазин – дом
  • склад – магазин (click&collect)
  • магазин – постамат
  • магазин – магазин

Вот, неполный перечень разнообразных сценариев доставки, каждый из которых находит своего клиента в современной ритейл-действительности. Добавьте в эти схемы участие онлайн-платформы, желание вносить изменения в уже сформированный заказ, и становится очевидным, что без серьезной трансформации существующих бизнес-процессов не прожить. 

А значит CRM, ERP, WMS, TMS, программы лояльности, и многое другое, – все элементы цепочки поставок надо изменять, причем изменять так, чтобы возрастающие желания покупателей можно были реализовывать и в ближайшем будущем. Ведь очевидно, что скоро они подскажут новые варианты получения своих покупок. Объем приобретений в российских интернет-магазинах растет (по данным АКИТ за первое полугодие 2017 года рост составил 8%), активно развивается онлайн-торговля продуктами питания, россияне все более охотно используют постаматы или формат самостоятельного получения сформированных заказов, – а любой новый функционал неизбежно вносит изменения во всю supply chain. 








Таким образом, цифровая трансформация цепочки поставок – это уже не «прекрасное будущее», а совершенно реальное сегодня. И реализовать это «сегодня» помогут решения формата SaaS – Software as a Service. Здесь цепочка поставок – это не просто комплекс решений WMS, TMS, ERP, – это экспертиза, которая накапливается с каждым новым клиентом. А благодаря ей, в свою очередь, становится возможным развертывание любого нового функционала в рамках запущенных процессов. Конечно, можно довести «до ума» внедренную десятилетие назад систему управления складом и транспортом. Но рано или поздно обязательно наступит момент, когда вместо 15 минут простейшие процессы будут обрабатываться в течение трех часов по причине далеких от идеала интеграционных шин и «железа», которое создавалось не для тех логистических изысков, которые вы хотите заставить его выполнять. 

Если программное обеспечение:

  • стало дорого в обслуживании и доработке
  • перестало выполнять привычные процессы за приемлемый период времени
  • не интегрируется с новыми процессами
  • наполнено разрозненными знаниями, полностью которыми никто не владеет…

…Значит, наступило время для цифровой трансформации цепи логистических поставок. Дальше будет только хуже.


Исключение человеческого фактора и совместное управление цепями поставок 

Еще одна из разновидностей цифровой трансформации касается не столько удовлетворения желаний покупателей, сколько эффективной реализации внутренних процессов. Речь идет об исключении человеческого фактора в выполнении регулярных бизнес-процедур.

В данном контексте важнейшим этапом всеобщей трансформации стало появление EDI – систем электронного документооборота. В плане их использования в России все достаточно неплохо. И многие компании уже исключили обмен документами в формате Excel, полностью перейдя на общую систему не только обмена готовыми документами, но и на стадии создания таковых. 

Как «хотелки» покупателей приводят к цифровой трансформации логистический цепей, и что поможет их выполнить

Клиенты Generix Group активно используют электронный документооборот, так как он интегрирован в комплекс программного обеспечения для автоматизации логистических комплексов. И это тоже важнейшая часть цифровой трансформации бизнеса. И если для России цифровые коммуникации между ритейлером и поставщиками пока не стали стандартом бизнеса, то в Европе, в частности, во Франции, такое взаимодействие уже стало привычным сценарием. 

Вот, что рассказывает Алексей Бузук, SCM консультант «Когда мы заключаем контракт на систему управления складом (которая поставляется из облака), то EDI инструмент включен туда по умолчанию. И это является большим плюсом, потому что в большинстве случаев поставщики «коробочного» ПО не предлагают интеграционные шины для объединения систем. «Приобретите их у кого-то другого», – стандартная в таких случаях рекомендация. Клиенты Generix Group получают интеграцию в рамках проектов, исключая сложности по внедрению всего комплекса автоматизации.  Благодаря готовым интеграционным шинам их совместная работа WMS, TMS и ERP не вызывает сложностей». 

Огромное количество «ненужных связей» было задействовано и в, собственно, процессе доставки товаров в торговые точки. Письма и звонки от многочисленных поставщиков, отправка заявок на транспортировку, внесение корректив в уже сформированные договоренности, – все это вносило в деятельность крупнейшего ритейлера совершенно ненужную суету, траты времени и сил. И исключить ошибок было практически невозможно. Тогда и возникла идея организации пространства, в рамках которого и поставщики, и перевозчики могли бы самостоятельно в автоматическом режиме совместно управлять цепями поставок. 








Кейс: Одним из первых клиентов Generix Group, реализовавшим систему совместного управления цепями поставок стал крупнейший DIY ритейлер Леруа  Мерлен. У компании в управлении есть склад, транспортная система, управление двором  и взаимодействие с перевозчиками и поставщиками, интегрированные в единую систему  (порталы). Благодаря ей перевозчики имеют возможность самостоятельно заходить на портал, отслеживать заявки на грузоперевозки, подтверждать их (или опровергать) и отправлять обработанную систему в TMS, где происходит финальная обработка заявок. А поставщики имеют возможность отслеживать все заказы в едином окне (портал поставщика) и исполнять их в соответствии с правилами и требованиями клиента (например – формат этикеток). Таким образом, происходит не только оперативная работа внутри автоматизированной цепи поставок, но и сквозное объединение внутреннего и внешнего контуров  отдельно взятыхсистем, – в приведенном кейсе это TMS, YMS и WMS. Для компании, в ассортименте которой тысячи наименований, а в списке поставщиков – сотни названий, такой портал с размытыми границами между внутренним и внешним контурами стал прорывом в цифровой трансформации бизнеса. И, возможно, отчасти благодаря эффективной работе всех участников процесса ритейлер прочно занял лидирующие позиции на отечественном рынке. 

Таким образом, сквозной сценарий действия процессов распространяется не только на внутреннюю деятельность компании, но и выходят во внешний «периметр» – в поле коммуникаций с поставщиками и исполнителями. И это тоже одна из форм цифровой трансформации, которая становится возможной благодаря SaaS.

Включение внешних участников во внутренние процессы компаний и организация совместного управления цепями поставок – один из наиболее ярких последних трендов в автоматизации логистики, который имеет прямо отношение к цифровой трансформации бизнеса в целом.


SaaS – переход к новым партнерским моделям 

Говоря о цифровой трансформации в цепи логистических поставок, нельзя оставить без внимания новые модели взаимодействия логистического оператора и бизнеса, которые можно назвать «транзакционными», так как внутри них по-новому организуется запуск процессов, их управление и даже завершение партнерства. 

Кейс: В качестве иллюстрации такой транзакционной модели можно представить кейс FM Logistic – крупнейшей группы компаний, оказывающей услуги по складскому хранению, копакингу, транспортировке и управлению цепями поставок. 

Как «хотелки» покупателей приводят к цифровой трансформации логистический цепей, и что поможет их выполнить

Новый этап цифровой трансформации FM Logistic начался с формулировки бизнес-концепции, которая звучала так – «easy to start, easy to run, easy to leave». Забегая вперед, стоит отметить, что именно благодаря этой концепции произошло партнерство компании с Generix Group, ведь именно ее SaaS решение позволило реализовать все три «Е» этой бизнес-концепции. 

Так сложилось, что клиентами FM Logistic всегда становились крупнейшие компании, которым свойственны  достаточно сложные требования по складской обработке товаров. В связи с этим лидер логистики сталкивался с необходимостью закупки особых терминалов, дополнительного образования оперативного персонала и, самое главное, специальной настройки существующей WMS – системы управления складом. Как правило, это выливалось в серьезные инвестиции, которые начинали выходить на окупаемость, в лучшем случае, через год. Говоря иначе, лишь через год после начала партнерства с новым клиентом, FM Logistic начинала зарабатывать на своих услугах. С таким подходом для них были закрыты средние и малые клиенты. 

Для изменения такого положения дел компании было необходимо найти возможность предложить малым клиентам быстрый запуск на складе с учётом стандартизованных процессов на складе и в WMS, чтобы стоимость внедрения была довольно комфортной для клиента и интересной для самого поставщика услуг. Иначе говоря, им была необходима универсальная система, в которую мог «вписаться» любой клиент с относительно небольшими вложениями на поддержку. Только такой подход делал возможной реализацию первого принципа их концепции – «Easy to start». 

SaaS решение от Generix Group позволило FM Logistic произвести цифровую трансформацию, благодаря которой пул их возможных клиентов расширился в сторону среднего и малого бизнеса. И хотя увеличение возможностей обычно связывают с ростом размера клиентов, именно расширение возможностей, предлагаемых небольшим игрокам рынка делает компанию по-настоящему гибкой. Доставка одной коробки, пяти или многотонной фуры, – не важно. Вот оно – логистическое могущество!








Говоря о второй части слогана FM Logistic – «Easy to Run» –  речь идет об оперативности в случаях, когда необходимо перенастроить уже запущенную систему. Причем нередко речь идет не о внесении незначительных изменений, а о запуске принципиально нового направления, например ритейлер, управляющий розничными магазинами, решил начать развивать электронную коммерцию и открыть интернет-магазин. FM Logistic и здесь не ощутит препятствий, так как Generix WMS предлагает преднастроенную e-commerce конфигурацию, которая внедряется в существующую цепочку поставок за одну неделю. Таким образом, управление процессами в рамках существующего жизненного цикла происходит легко без создания и настройки нового функционала. 

«Easy to Leave» означает, что потери будут минимальными, в случае, если клиент решил прекратить сотрудничество с FM Logistic. Ведь бизнес – вещь переменчивая, и может возникнуть множество причин, по которым клиент может прекратить взаимодействие. Так как инвестиции в начало партнерства были минимальными, то убытки от потери клиента будут также сведены к нулю. Быстро, удобно и безболезненно разойтись – в современных условиях иногда означает не меньше, чем оперативно и качественно начать партнерство, согласитесь. 

Этот кейс – реальный пример того, как гибкость технологий Generix Group и подхода SaaS – Software as a Service – трансформирует бизнес и делает его понятным и комфортным с точки зрения всех участников процесса. Таким образом, благодаря цифровой трансформации бизнес перестает быть «вещью в себе», а становится, своего рода эко-системой с понятным запуском, гибкими управленческими процессами и комфортом на всех этапах взаимодействия с клиентами. 


Победа над синдромом «Лоскутного одеяла»

Когда крупный бизнес использует решения, предоставленные разными поставщиками, не всегда есть возможность связать процессы в единую действующую систему. В лучшем случае, благодаря многочисленным интеграционным шинам отдельные части автоматизированной цепи поставок становятся относительно эффективной системой, однако это достигается неимоверными усилиями группы разработчиков и внутренней поддержки. В худшем, отдельные участки цепи отказываются эффективно работать, так как их IT параметры категорически не позволяют построить единое цифровое пространство. 

Так, например, внедрённые в разное время и разными поставщиками ПО системы WMS, TMS, ERP и MRP требуют, как минимум, четыре разные интеграционные шины, которые, вероятнее всего, предоставляются четырьмя разными интеграторами. Мало того, что это неудобно в обслуживании и управлении, но, что самое неприятное для многих, такой подход сопряжен с дополнительной финансовой нагрузкой, которая выливается в значительную часть затрат. Компании, реализующие цепь поставок по подобному сценарию более остальных нуждаются в переходе на следующий уровень цифровой трансформации, так как развитие бизнеса приведет компанию в технологический тупик. 

В случае внедрения SaaS от Generix Group клиент получает возможности для управления цепями поставок и развития новых сервисов в формате одной «точки входа», – здесь и экспертиза того, как все сделать правильно, и технология, и обслуживание этой технологии с предоставлением готовых интеграционных решений между всеми звеньями общей цепочки поставок. И, безусловно, переход от коммуникаций с разрозненными поставщиками к четкому, понятному решению, легко интегрируемому в новые процедуры – для многих компаний необходимый элемент современной и эффективной цифровой трансформации. 

***

Цифровая трансформация в цепи логистических поставок – это, прежде всего, создание технологических условий для удовлетворения растущих ожиданий клиента. К счастью, уже существуют решения, которые позволят без опаски встретиться лицом к лицу  с покупателем,  у которого в запасе еще масса логистических идей. И реализовывать их придётся ритейлу…

Юрий Воеводко:  yvoevodko@generixgroup.com
Руководитель практики «Supply Chain» Generix Group
Generix Group – вендор облачных решений для оптимизации цепочек поставок

время публикации: 10:00  04 декабря 2017 года
0
Теги: бизнес, цифровые технологии, Generix Group

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
projectline.ru
Бизнес-Партнер
Novardis