Как мобильные мультикассы помогают торговым точкам работать без терминалов
время публикации: 10:00 11 октября 2023 года
Фото:
Freepic
В последние два года на отечественном платежном рынке наблюдается переходный период. Современные кассовые решения для торговых точек должны соответствовать ряду факторов — отчасти обозначенных государством, как стратегически важные направления, отчасти — просто вызванных текущим временем и необходимостью.
Государством обозначена задача разработки отечественного ПО. Здесь важен не только тренд на технологический суверенитет в области вообще всех ключевых направлений ИТ, но необходимость в обеспечении качественной техподдержки и сопровождения. В нынешних условиях со все продолжающимися санкциями, мы можем быть на 100% уверены только в том, что делаем сами.
Финтех-сфера и торговля поставлены перед необходимостью перехода на отечественные эквайринговые решения. Этому есть три основных причины:
1. В этом году из России ушли крупнейшие зарубежные поставщики платежных терминалов. В частности, французская компания Ingenico отказалась от сервисного обслуживания своего POS-оборудования. Торгово-сервисные компании должны снизить зависимость от закупки и техобслуживания иностранных терминалов.
2. Кассы и терминалы в 80% торговых точек не могут принимать платежи по QR-кодам. При этом НСПК обязала заменить почти половину всех терминалов: к октябрю 2023 года объем платежей по QR-кодам должен занять 85% рынка.
3. Необходимость поддержки малого и микробизнеса в стране, как драйвера развития российской экономики. Таким компаниям необходимы легкие и быстрые в установке платежно-кассовые решения, чтобы они могли повышать прозрачность ведения бизнеса, экономить на эквайринговой комиссии.
По данным Ассоциации банков России (АБР), платежная отрасль потратит на вынужденное импортозамещение зарубежных терминалов как минимум 40 млрд рублей. Банки обращались в Минпромторг с просьбой выделить субсидии на эти цели для представителей платежной индустрии.
Читайте также: Как прогрессивные платежные решения помогают участникам рынка обходиться без кассового оборудования?
За прошедшие два года на рынок вышли новые ИТ-сервисы для эквайринга. Они решают практически весь спектр задач, стоящих перед торгово-сервисными предприятиями.
На современном этапе цифрового развития платежные сервисы должны быть:
— мобильными, чтобы помогать предпринимателю легко принимать платежи и не препятствовать его масштабированию. Увеличение количества торговых точек и продавцов должно способствовать росту прибыли, а не являться поводом снять с предпринимателя дополнительные деньги.
— универсальными, чтобы объединять в себе множество других полезных функций: программа лояльности, торговая аналитика, формирование и сдача отчетности, возможность сплитования клиентской оплаты и т.д.
— функциональными, чтобы принимать все существующие виды оплат, в том числе электронные. Покупатели все больше предпочитают оплачивать покупки через смартфон (в том числе по QR-коду), а не наличкой или банковской картой.
— альтернативными, чтобы торговые точки могли работать без касс и POS-терминалов. Это оборудование дорого обходится малому торговому бизнесу, а у микропредприятий «съедает» ощутимую часть дохода. Мобильные мультикассы устанавливаются на смартфоны продавцов и берут на себя весь функционал стационарного «железа».
Как видим, традиционные кассы и терминалы на 90% не соответствуют новым требованиям, а значит, им на смену приходят мобильные мультикассовые онлайн-сервисы.
Прием и фискализация платежей на основе мальтикассовых платформ соответствуют Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ».
Мобильный сервис автоматически формирует электронные кассовые чеки, отправляет их в ФНС и клиентам на e-mail или мессенджер, соблюдая Приказ ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662 «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию».
Цифровые платежные сервисы помогают бизнесу снижать издержки по приему платежей. Эквайринговая комиссия, как правило, ниже банковской. В зависимости от типа бизнеса она составляет от 0,8%, тогда как при оплате по терминалу комиссия достигает 3%.
Фото: Freepic
Кардинально рынок не перейдет на мобильные мультиклассовые решения.
Во-первых, есть бизнесы со сложными процессами, которым облегченные мобильные сервисы не подойдут. Поэтому определенную часть рынка всегда будут занимать стационарные платежные устройства. К тому же замена импортного ПО отечественными разработками – это процесс небыстрый.
Во-вторых, есть ограничения на применение мультикассовых сервисов при реализации некоторых категорий продукции/услуг. Это касается маркированных и подакцизных товаров, которым требуется дополнительное оборудование для учета (ЕГАИС, Честный знак, Меркурий и др.). Например, молочная, алкогольная, табачная продукция, некоторые медикаменты, БАДы и т.д.
В-третьих, сильно сопротивление со стороны продавцов касс и производителей старого учетного ПО. Никто не хочет терять свои позиции на рынке. Слишком сильна система, слишком тесно переплетены взаимовыгодные ее участникам связи. И инерционность, безусловно, будет иметь место.
Однако новые реалии жизни, о которых я сказала выше, требуют распространения на рынке мобильных платежных ИТ-решений.
Ведь для большинства торгово-сервисных предприятий это возможность:
— снижать эквайринговые издержки;
— принимать до 150 видов оплаты, тем самым привлекая клиентов;
— неограниченно расширять торговую сеть без покупки дополнительного расчетно-кассового оборудования (мобильная мультикасса устанавливается на смартфон каждого нового кассира).
Особенно выгодны мобильные мультикассы малому и микробизнесу, для которых покупка кассы и терминала с эквайринговой комиссией – неподъемная статья расходов.
Сейчас рынок цифровых платежных продуктов трансформируется. Многие предприниматели уже по достоинству оценили альтернативные решения, которые позволяют им снижать совокупные издержки на транзакции, и при этом обеспечивать клиентам комфортные и привычные способы расчетов. Все это дает возможность бизнесу полноценно развиваться.
За прошедшие два года на рынок вышли новые ИТ-сервисы для эквайринга. Они решают практически весь спектр задач, стоящих перед торгово-сервисными предприятиями. Но могут ли мобильные финтех-решения завоевать весь рынок? Какие факторы сдерживают развитие сектора?
Мария Михайлова, член экспертного совета при комитете Госдумы РФ по малому и среднему предпринимательству (МСП), CEO мультипродуктовой компании RC Group. В последние два года на отечественном платежном рынке наблюдается переходный период. Современные кассовые решения для торговых точек должны соответствовать ряду факторов — отчасти обозначенных государством, как стратегически важные направления, отчасти — просто вызванных текущим временем и необходимостью.
Государством обозначена задача разработки отечественного ПО. Здесь важен не только тренд на технологический суверенитет в области вообще всех ключевых направлений ИТ, но необходимость в обеспечении качественной техподдержки и сопровождения. В нынешних условиях со все продолжающимися санкциями, мы можем быть на 100% уверены только в том, что делаем сами.
Финтех-сфера и торговля поставлены перед необходимостью перехода на отечественные эквайринговые решения. Этому есть три основных причины:
1. В этом году из России ушли крупнейшие зарубежные поставщики платежных терминалов. В частности, французская компания Ingenico отказалась от сервисного обслуживания своего POS-оборудования. Торгово-сервисные компании должны снизить зависимость от закупки и техобслуживания иностранных терминалов.
2. Кассы и терминалы в 80% торговых точек не могут принимать платежи по QR-кодам. При этом НСПК обязала заменить почти половину всех терминалов: к октябрю 2023 года объем платежей по QR-кодам должен занять 85% рынка.
3. Необходимость поддержки малого и микробизнеса в стране, как драйвера развития российской экономики. Таким компаниям необходимы легкие и быстрые в установке платежно-кассовые решения, чтобы они могли повышать прозрачность ведения бизнеса, экономить на эквайринговой комиссии.
По данным Ассоциации банков России (АБР), платежная отрасль потратит на вынужденное импортозамещение зарубежных терминалов как минимум 40 млрд рублей. Банки обращались в Минпромторг с просьбой выделить субсидии на эти цели для представителей платежной индустрии.
Читайте также: Как прогрессивные платежные решения помогают участникам рынка обходиться без кассового оборудования?
Альтернативные платежные решения
За прошедшие два года на рынок вышли новые ИТ-сервисы для эквайринга. Они решают практически весь спектр задач, стоящих перед торгово-сервисными предприятиями.
На современном этапе цифрового развития платежные сервисы должны быть:
— мобильными, чтобы помогать предпринимателю легко принимать платежи и не препятствовать его масштабированию. Увеличение количества торговых точек и продавцов должно способствовать росту прибыли, а не являться поводом снять с предпринимателя дополнительные деньги.
— универсальными, чтобы объединять в себе множество других полезных функций: программа лояльности, торговая аналитика, формирование и сдача отчетности, возможность сплитования клиентской оплаты и т.д.
— функциональными, чтобы принимать все существующие виды оплат, в том числе электронные. Покупатели все больше предпочитают оплачивать покупки через смартфон (в том числе по QR-коду), а не наличкой или банковской картой.
— альтернативными, чтобы торговые точки могли работать без касс и POS-терминалов. Это оборудование дорого обходится малому торговому бизнесу, а у микропредприятий «съедает» ощутимую часть дохода. Мобильные мультикассы устанавливаются на смартфоны продавцов и берут на себя весь функционал стационарного «железа».
Как видим, традиционные кассы и терминалы на 90% не соответствуют новым требованиям, а значит, им на смену приходят мобильные мультикассовые онлайн-сервисы.
Прием и фискализация платежей на основе мальтикассовых платформ соответствуют Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ».
Мобильный сервис автоматически формирует электронные кассовые чеки, отправляет их в ФНС и клиентам на e-mail или мессенджер, соблюдая Приказ ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662 «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию».
Цифровые платежные сервисы помогают бизнесу снижать издержки по приему платежей. Эквайринговая комиссия, как правило, ниже банковской. В зависимости от типа бизнеса она составляет от 0,8%, тогда как при оплате по терминалу комиссия достигает 3%.
Фото: Freepic
Могут ли мобильные финтех-решения завоевать весь рынок?
Кардинально рынок не перейдет на мобильные мультиклассовые решения.
Во-первых, есть бизнесы со сложными процессами, которым облегченные мобильные сервисы не подойдут. Поэтому определенную часть рынка всегда будут занимать стационарные платежные устройства. К тому же замена импортного ПО отечественными разработками – это процесс небыстрый.
Во-вторых, есть ограничения на применение мультикассовых сервисов при реализации некоторых категорий продукции/услуг. Это касается маркированных и подакцизных товаров, которым требуется дополнительное оборудование для учета (ЕГАИС, Честный знак, Меркурий и др.). Например, молочная, алкогольная, табачная продукция, некоторые медикаменты, БАДы и т.д.
В-третьих, сильно сопротивление со стороны продавцов касс и производителей старого учетного ПО. Никто не хочет терять свои позиции на рынке. Слишком сильна система, слишком тесно переплетены взаимовыгодные ее участникам связи. И инерционность, безусловно, будет иметь место.
Однако новые реалии жизни, о которых я сказала выше, требуют распространения на рынке мобильных платежных ИТ-решений.
Ведь для большинства торгово-сервисных предприятий это возможность:
— снижать эквайринговые издержки;
— принимать до 150 видов оплаты, тем самым привлекая клиентов;
— неограниченно расширять торговую сеть без покупки дополнительного расчетно-кассового оборудования (мобильная мультикасса устанавливается на смартфон каждого нового кассира).
Особенно выгодны мобильные мультикассы малому и микробизнесу, для которых покупка кассы и терминала с эквайринговой комиссией – неподъемная статья расходов.
Сейчас рынок цифровых платежных продуктов трансформируется. Многие предприниматели уже по достоинству оценили альтернативные решения, которые позволяют им снижать совокупные издержки на транзакции, и при этом обеспечивать клиентам комфортные и привычные способы расчетов. Все это дает возможность бизнесу полноценно развиваться.
Мария Михайлова,
член экспертного совета при комитете Госдумы РФ по малому и среднему предпринимательству (МСП),
CEO мультипродуктовой компании
RC Group.
Для NEW RETAIL
*Цитирование выводов и прогнозов автора возможно только с разрешения редакции New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- Эксперты озвучили тренды в ритейле на 2024-2025 годы
- Как выбрать PIM-систему
- Как выстроить партнерскую систему отношений в логистике ритейла
- Как сделать физический продукт с нуля в 2024 году, если есть только идея (опыт с...
- Как продавать на нескольких маркетплейсах: способы, советы, подводные камни