0/5

Как покупка Яндексом сервиса Delivery Club отразится на рынке доставки, и вмешается ли ФАС?

Как покупка Яндексом сервиса Delivery Club отразится на рынке доставки, и вмешается ли ФАС?
время публикации: 10:00  24 августа 2022 года
О возможной продаже Delivery Club уверенно заговорили еще в июле. Тогда же звучало и название потенциального покупателя, но прогноз был зыбким. Много факторов могло повлиять на ход переговоров. Александр Радионов, основатель сервиса Broniboy в начале августа высказал уверенность в том, что продажа состоится. Бизнесмен делится своим экспертным мнением о том, как слияние повлияет на рынок доставки готовой еды и продуктов.
Накануне Яндекс сообщил о приобретении у VK сервиса доставки Delivery Club. После закрытия сделки Яндекс.Еда и Delivery Club перейдут на единую технологическую платформу, а курьеры, сотрудничающие с DC, получат доступ к платформе Яндекс ПРО. Ребрендинг проводиться не будет, и обе платформы, их приложения продолжат работу под прежним названием. 

Намерение VK и «Сбера» продать сервис было озвучено изданием The Bell еще в начале июля, тогда же прозвучало и название потенциального покупателя. Чуть позднее Александр Радионов, основатель сервиса Broniboy высказал уверенность в том, что сделка обязательно состоится.  

По мнению Александра Радионова, блокировка в России конкурирующих зарубежных соцсетей и уход многочисленных сервисов создали для VK отличные условия, дав возможность платформе претендовать на медийное господство. 

«В новой стратегии компании цель стать главной IT-компанией страны, – прогнозировал Радионов. – Прежние попытки строить экосистему из разнородных сервисов потеряли свою актуальность, поэтому от непрофильных активов вроде Delivery Club будут избавляться».

Особым фактором стало и то, что Яндекс давно размышлял о том, чтобы избавиться от крупных медийных активов и был готов продать Яндекс.Дзен и Новости, а значит, возникли условия для взаимовыгодного обмена. Стоит упомянуть, что новость о покупке Delivery стала продолжением громкого сообщения о «разводе» «Сбера» и VK, которые решили закрыть трехлетнее партнерство в рамках совместного предприятия «О2О Холдинг». 

Как раз в результате «разрыва бизнес-отношений» VK получает Delivery, который тут же был предложен Яндексу в обмен на интересующие медийные ресурсы. Паззл сложился.

Как покупка Яндексом сервиса Delivery Club отразится на рынке доставки, и вмешается ли ФАС?


Как сделка повлияет на рынок доставки в России


Как покупка Яндексом сервиса Delivery Club отразится на рынке доставки, и вмешается ли ФАС? Александр Радионов, основатель Broniboy.

В первую очередь слияние сервисов скажется на клиентах и партнерах Delivery, в то время как другие компании на рынке оно вряд ли затронет. 

Для клиентов внутри Delivery сейчас более выгодные условия доставки, чем в Яндекс.Еде. 

Например, есть подписка, которая за символическую ежемесячную плату и минимальный порог на заказ делает доставку бесплатной. Большая часть аудитории сервиса привязана к различного рода скидкам, которых в «Еде» нет. Поэтому, вполне вероятно, что условия изменятся в менее выгодную для клиентов сторону и часть аудитории сервис покинет. Также нет уверенности, что Яндекс будет развивать два агрегатора на равных, вполне возможно, что один из сервисов станет вторичным.

При этом я далек от мнения, что покупка Delivery полностью развяжет Яндексу руки в плане завышения стоимости доставки. На рынке остаются другие игроки, клиент может заказывать напрямую в ресторане, находить еще какие-то альтернативы (в том числе просто уйти из невыгодного для себя сервиса). Поэтому условия будут регулироваться спросом, даже с исчезновением конкурента в лице Delivery. 

Что касается партнеров (ресторанов и магазинов), которые работают сейчас через Delivery Club, волнующим вопросом будет процент комиссии агрегатора. Яндекс вполне может повысить ее до условных 50%. Здесь, вероятно, должен среагировать ФАС. Мы можем получить некую государственную попытку регулировать размеры комиссии (подобные прецеденты есть в США, где на уровне некоторых штатов есть контроль за условиями агрегаторов). 

Другие игроки российского рынка доставки как конкурировали с двумя гигантами в лице Еды и DC, так и продолжат это делать. Здесь нет оснований думать, что сделка как-то принципиально повлияет на положение дел. 




Читайте также:  «Яндекс» с приобретением Delivery Club станет третьим в России по обороту e-grocery




Может ли ФАС остановить сделку?


Олигополия на российском рынке доставки еды наметилась давно. Было два очевидных гиганта, масштабы которых по объему привлеченных инвестиций — практически половина всех денег на рынке доставки. С переходом одного из сервисов под контроль другого, конечно, фактически мы получим ту самую монополию. Но если смотреть на сухие цифры, то по оценкам BusinesStat, никто из топ-20 игроков рынка не занимает долю свыше 14%. На двоих по итогам 2021 года Еда и Delivery имеют показатель чуть ниже 30%. 

Если обращаться к критериям монополии от ФАС, то это не менее 35% рынка «взаимозаменяемых услуг». Поэтому есть вероятность, что ФАС либо вообще не будет вмешиваться в сделку, либо позволит найти лазейки и все-таки ее заключить. 

У нас есть прецедент с покупкой Яндексом сервиса «Везёт». В этом кейсе ФАС сделку не одобрила, потому что при полной покупке всех активов «Везёт», объем Яндекс.Такси на рынке составил бы 70% (а в некоторых регионах и 80%). В итоге нашелся обходной путь в виде скупки колл-центров. 

* * *

Резюмируя вышеперечисленное: продажа сервиса Delivery Club компании «Яндекс» – это очередной шаг к установке собственной фактической монополии среди агрегаторов. 

В большей степени слияние двух сервисов повлияют на клиентов и партнеров DC — Яндекс получит больше свободы в плане диктовки собственных условий, особенно в вопросе комиссии агрегатора. Здесь свое слово может сказать ФАС, но в целом на примере предыдущих кейсов скупки Яндексом конкурентов, мы видим, что варианты обхода антимонопольных условий существуют. При этом не стоит ожидать, что у Яндекса будут буквально развязаны руки и мы увидим какое-то серьезное повышение стоимости доставки или неадекватные условия для партнеров. 

На других игроках рынка, на мой взгляд, сделка скажет в меньшей степени. На двоих у Delivery и «Еды» около 30% его доли, остальное делят между собой многочисленные менее масштабные сервисы, которые практически не заметят смены владельца DC. Мы для себя видим возможность развиваться дальше, как и планировали.

New Retail



0
Реклама на New Retail. Медиакит