Как построить антикризисный дашборд и увидеть проблему бизнеса
время публикации: 10:00 11 декабря 2020 года
Сейчас все больше бизнесов проникаются идеей организации у себя «пункта управления», создавая экосистему отчетности с помощью BI (Business Intelligence) инструментов. Одним из таких инструментов являются дашборды. Что такое антикризисный дашборд для ритейлера и как его построить?
Екатерина Благирева, Архитектор по визуализации данных GlowByte Consulting, Business Intelligence
2020 год подготовил много событий и вызовов, с которыми столкнулся ритейл бизнес. Хочется сказать «горшочек, не вари!» и обработать то, что уже произошло. Условия пандемии поменяли не только подходы бизнеса к работе, но и к анализу данных. Екатерина Благирева, архитектор во визуализации данных GlowByte Consulting рассказывает о том, что такое антикризисный дашборд для ритейлера, как можно его внедрить в корпоративную экосистему отчетности.
Что общего между пилотом самолета и бизнесменом?
Представьте себе пилота, который управляет большим лайнером. Чтобы полет прошел гладко, нужно следить за большим количеством показателей. В случае кризисной ситуации, важно иметь инструмент, который быстро информирует о проблемах. У пилотов это приборная панель самолетов.
Чтобы понять, какую высоту набрал самолет, пилоту не нужно открывать окно и делать замеры метром, достаточно посмотреть на определенный индикатор на приборной панели. Или чтобы проверить, не нарушена ли герметизация в салоне, вместо того, чтобы пойти проверять двери, иллюминаторы, люки и покинуть свой пост, он смотрит на приборную панель и оперативно реагирует, если ситуация выходит из-под контроля.
Роль такой приборной панели в бизнесе играют дашборды.
Сейчас все больше бизнесов проникаются идеей организации у себя «пункта управления» лайнера-бизнеса, реализуя экосистему отчетности с помощью BI (Business Intelligence) инструментов. Основные пользователи — руководители, топ-менеджеры, топ-аналитики.
Задачи, которые ставятся перед дашбордами похожи на приборную панель пилота:
● Ознакомление и информирование о текущей ситуации (1)
● Акцент внимания на критических аспектах, требующих вовлечения (2)
● В случае кризисных ситуаций, возможность постоянного мониторинга значимых метрик для таких ситуаций (3)
Что такое дашборд, и какие бывают дашборды
Дашборд – это набор визуализаций, объединенных единой темой, целью или показателем. От статичного отчета дашборд отличает интерактивность - возможность налету проваливаться в детализацию иерархий, переключать визуальное представление, проводить кросс-фильтрацию данных для исследования корреляций и аномалий в данных.
Пример: Дашборд «Что?», «Где?» и «Когда?»
По таким дашбордам легко отслеживать ключевые показатели бизнеса. Они подходят для быстрого ознакомления с метриками и получения ответов на ключевые вопросы бизнеса.
Пример: Дашборд с фокусом на одной теме
На таком дашборде фокус на одной теме. Указаны агрегированные KPI и их детализация, которая может дать дополнительный контекст или информацию. По такому дашборду отслеживают, например, эффективность развития конкретной части бизнеса, покупательскую способность среди клиентской базы, выполнения планов продаж по географической привязке торговых точек.
Как увидеть кризис в ритейле?
Антикризисный дашборд дает возможность постоянно мониторить значимые для бизнеса метрики оперативно. Он буквально показывает ситуацию «здесь и сейчас», частота обновления дашборда зависит от объема данных и хранилища, в котором они находятся. Наиболее часто используемые интервалы обновления дашбордов - 1 раз в день. В зависимости от специфики бизнеса, могут быть определены разные зоны фокуса.
Выделение специфичных метрик дает возможность проанализировать данные с другого ракурса.
Например, для ритейла можно определить список социально значимых товаров, выделить их в отдельную категорию и мониторить, сравнивая эту категорию с остальными товарами.
Антикризисный дашборд в пандемию. Как построить?
Важно понять цель бизнеса и, исходя из нее, строить дашборд. Основная цель магазина во время массовой паники — обеспечение доступности товаров, которые пользуются наибольшим спросом в этот период.
Как построить?
● Определяем список товаров, которые могут нести социальную значимость. Не окажись таких товаров на полках магазинов, бизнес начнет нести потери из-за неспособности обеспечить клиентов нужным продуктом;
● Выделяем их в группу внутри BI (Business Intelligence) инструмента или источника данных для более простого визуального сопоставления динамик в сравнении с остальными товарами;
● Определяем ключевые метрики, которые напрямую или косвенно связаны с прибыльностью бизнеса. Например, объем товарооборота, остатков на складе магазинов и РЦ, трафик, средний чек;
● Создаем концепции дашборда, другими словами, макета. Здесь нам нужно приоритизировать визуальные элементы и расположить их в соответствии с важностью и/или уровнем агрегации;
● Самые критичные и агрегированные визуализации должны быть расположены в левом верхнем углу. Паттерн считывания информации определяет движение слева направо и сверху вниз. Чем ниже и правее расположена информация, тем она должна быть более детальной и менее критичной.
Читайте также: Старые новые данные: как изменилась роль аналитики в ритейле, и без чего торговле не выжить
Если такой дашборд нужно было бы сделать для мобильного оператора/интернет-провайдера, то, понимая главные цели компании как обеспечение стабильной сети для всех абонентов, фокус был бы поставлен на отслеживание аномальных пиковых нагрузок на вышки связи с регулярным обновлением данных. Имея такой инструмент в быстром доступе, мы повышаем возможность оперативного реагирования на проблему и снижаем риск ее появления в целом.
Любая кризисная ситуация, как пандемия, требует осведомленности и готовности к действиям не только в отношении бизнеса, но и сотрудников. Без привязки к сфере деятельности компании отображение общей картины заболеваемости и выздоровления внутри компании даст руководителям понимание о том, в каких офисах ситуация стоит наиболее остро, где нужно принять дополнительные меры по профилактике заболеваемости – провести дополнительные виртуальные встречи для сотрудников или сделать информационную рассылку.
Любой дашборд должен решать какую-то проблему, раскрывать вопрос, подтверждать или опровергать гипотезы. Правильно определить цели и задать вопросы для вашей «приборной панели» – это половина успеха. Вторая половина – это правильно подобранные визуализации, которые раскрывают ответы на вопросы и действия, которые будут предприняты после анализа ваших данных.
*все данные для примеров дашбордов не настоящие и были обезличены для сохранения коммерческой тайны
Екатерина Благирева,
архитектор по визуализации данных
GlowByte Consulting,
Business Intelligence
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- Как служба доставки помогает онлайн-продавцам находить новых покупателей в разны...
- Дайджест E-commerce: какие новые инструменты для работы на маркетплейсах были за...
- Как собственнику выбрать путь развития ресторанного бизнеса (когда поведение пот...
- Самые высокооплачиваемые вакансии сентября в области ритейла
- Маркетплейсы развивают или тормозят развитие российского E-comm?