0/5
Как устроены перевозки с ЭТрН: новые возможности цифровой логистики для ритейлеров

Как устроены перевозки с ЭТрН: новые возможности цифровой логистики для ритейлеров

Как устроены перевозки с ЭТрН: новые возможности цифровой логистики для ритейлеров
время публикации: 10:00  26 января 2021 года
В декабре завершился эксперимент Минтранса по оформлению и обмену ЭТрН, а с 1 января электронные перевозочные документы стали официальными. Несмотря на то, что ритейл остается одним из самых продвинутых сегментов с точки зрения цифровизации, многие компании только задумываются о переходе на ЭТрН. С чего начать переход на ЭТрН, и какие возможности открывает их использование?
Руководитель логистической платформы DropCat от Edisoft, Алексей Квятковский рассказывает, как устроен процесс обмена ЭТрН, с чего начать переход на ЭТрН, и какие ещё возможности для ритейлеров открывает электронная накладная. 


Какие проблемы решает ЭТрН

Сокращает расходы на документооборот. В месяц объём бумажного документооборота у торговой сети исчисляется десятками, а то и сотнями тысяч листов. Чем больше бумаги, тем выше расходы. Затраты на 1 документ составляют в среднем 40-50 рублей без учёта расходов на рабочие часы бухгалтерии, офис-менеджера и колл-центр. Расходы на ЭТрН в среднем в 3-5 раз меньше. 

Ускоряет расчёт между контрагентами. Как только перевозчик подписывает финальный титул, он сразу может сформировать комплект закрывающих документов. 

Снижает риск потери и порчи документов. Электронную накладную невозможно потерять и испортить. Если грузополучатель найдёт ошибку, документ можно отправить на корректировку. 

Облегчает передачу данных в ФНС. Накладные хранятся в электронном архиве — не нужно ждать их от контрагентов. Чтобы передать их в ФНС России, достаточно будет выгрузить нужные документы и электронные реестры.

Как устроены перевозки с ЭТрН: новые возможности цифровой логистики для ритейлеров

На логистической платформе DropCat пользователи оперативно обмениваются ЭТрН. Инструменты платформы позволяют встроить ЭТрН в классическую EDI-цепочку и обмениваться заказами на транспорт.  Для этого используются адаптированные международные форматы документов IFTMBF (Заказ на услуги транспортировки) и IFTMBC (Подтверждение заказа на услуги транспортировки). Груз можно отслеживать онлайн, а также строить маршруты. 


Как устроен обмен ЭтрН

Пользователи оформляют ЭТрН через веб-интерфейс платформы или в своей учётной системе, если есть интеграция. Водители получают и подписывают накладную в веб-интерфейсе на мобильном устройстве или планшете. Весь процесс занимает пару минут: 

● Кладовщик грузоотправителя формирует первый файл обмена или в веб-интерфейсе платформы или в привычном интерфейсе своей учётной системы и заверяет её ПЭП.

● Водитель транспортной компании сверяет реальное количество груза и заявленное в накладной. Заверяет накладную с помощью ПЭП.

● Грузоотправитель и транспортная компания обмениваются документами, подписанными УКЭП предприятий.

● Грузополучатель получает уведомление об успешной погрузке.

● Получатель груза сверяет данные накладной с полученным грузом и подтверждает приём груза ПЭП с последующим подписанием УКЭП.

● Водитель и транспортная компания подтверждают сдачу груза и подписывают накладную.

Как устроены перевозки с ЭТрН: новые возможности цифровой логистики для ритейлеров

Процесс обмена ЭТрН на логистической платформе DropCat мы запустили в рамках эксперимента Минтранса. Платформу уже протестировали 160 пользователей. «Дикси», «Газпромнефть», «Транснефть», «Камаз», «Деловые линии» — 28 компаний протестировали обмен ЭТрН и отработали базовые сценарии оформления и обмена ЭТрН и дополнительные сценарии: смену водителя в пути, переадресовку.

По итогам эксперимента «Газпромнефть» приняла решение в ближайшее время перевести перевозки в электронный вид. 




«Мы планируем масштабировать решение по окончании федерального эксперимента и перевести максимум своих перевозок в цифровой формат. Это позволит нам заранее отработать новую схему взаимодействия участников логистического процесса, и к моменту официального перехода на электронные транспортные накладные нам не придется тратить дополнительные время и ресурсы на адаптацию к новому механизму и правилам», – Дмитрий Потапов, генеральный директор «Газпромнефть-Снабжения»




Для поставщиков X5 Retail Group в ближайшее время станет доступна возможность обмена ЭТрН через нашу платформу. Мы поддержали предложенный коллегами из X5 Retail Group формат ЭТрН и реализуем его на своей платформе. Благодаря интеграции учётной системы компании и нашей платформы, контрагенты смогут обмениваться ЭТрН с торговой сетью. 


Возможности цифровой логистики

Уже сейчас бизнесу стоит задуматься о том, как менять логистические процессы внутри компании. ЭТрН выступает лишь частью цепи поставок. Процесс на платформе DropCat начинается от поручения экспедитору и заказа перевозки, а заканчивается обменом закрывающими документами. Какие процессы кроме оформления и обмена ЭТрН ещё можно автоматизировать?

Заказ транспорта онлайн. Платформа позволяет оформлять запросы на транспорт и находить исполнителей среди партнёров. Чтобы упростить работу с запросами, мы интегрируем платформу с учётными системами компаний, но пользователи могут работать и через веб-интерфейс.

Работа с экспедиторами. Отдельный блок ЭДО затрагивает экспедиционные компании и документы, оформляемые для исполнения договора. Платформа позволяет на основании входящих для экспедитора документов от его клиентов формировать исходящие документы для его подрядчиков. 

Закупки. ЭТрН выступает лишь частью цепочки поставок. Кроме накладной есть предшествующий документооборот, который позволит в дальнейшем автоматизировать закупки и избежать повторного ввода данных.

Факторинг на базе ЭТрН. Ещё одна перспектива — факторинговое финансирование перевозок на базе ЭТрН благодаря интеграции логистической платформ с мультибанковской платформой FactorPlat. Перевозчики, которые работают с заказчиками по отсрочке платежа, смогут отправлять счета на финансирование фактору. Когда перевозчик выполнит заказ, фактор переведёт деньги ему на счёт, а заказчик перевозок, например, дистрибьютор, оплатит заказ позже. 

Коллеги из ФНС планируют доработать экспериментальный формат ещё двумя титулами. Это сделает ЭТрН первичным бухгалтерским документом, и он станет основанием для оплаты услуг и начислений или зачётов НДС. Некоторые закрывающие документы можно будет не формировать.




Читайте также: ПЭК: Переход на электронные перевозочные документы снизит риск мошенничества на рынке




Как подготовиться к запуску ЭТрН

Что делать компаниям, которые только планируют оцифровать ЭТрН:

Описать процессы перевозок в компании. Чтобы встроить обмен ЭТрН в существующий бизнес-процесс, потребуется описать текущие процессы перевозок и определить участников, которые будут подписывать документы УКЭП. Чаще всего в перевозках участвуют грузоотправитель, грузополучатель, водитель и транспортная компания), часто участвует экспедитор. Сценарии перевозок отличаются в компаниях, поэтому важно учесть, как изменится процесс, если произойдет смена водителя в пути или изменится адрес доставки.

Выбрать учётные системы для интеграции. Ещё на старте важно определить, какие учетные системы затронет переход на ЭТрН. От этого зависит выбор провайдера электронного документооборота, сроки и стоимость проекта. На этом этапе логично определить, какое интеграционное решение стоит использовать. 

Выбрать оператора электронного документооборота. При выборе провайдера мы рекомендуем отталкиваться от опыта реализации проектов в логистике и разработке форматов ЭТрН и возможности интеграции со своими учётными системами. 


Сколько времени занимает переход на ЭТрН

Всё зависит от формата и необходимости интеграции. Можно использовать формат ЭТрН, используемый в эксперименте, а можно доработать формат под потребности конкретной компании. Чтобы создать пользователей на платформе, подписать и согласовать договоры, обычно уходит 1-2 недели. Если нужна интеграция, проект займёт больше времени — всё зависит от процесса и учетной системы. 

Остались вопросы о внедрении электронных транспортных накладных?

Напишите руководителю направления логистики Edisoft Алексею Квятковскому

 Как устроены перевозки с ЭТрН: новые возможности цифровой логистики для ритейлеров 

Как устроены перевозки с ЭТрН: новые возможности цифровой логистики для ритейлеровEdisoft системный интегратор и разработчик B2B-систем на базе электронного документооборота. Уже помогли перейти на ЭДО и EDI компаниям «Магнит», X5 Retail Group, «Окей», «Детский мир» и др. 

0

 
Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на новости ритейла

Согласен с политикой конфиденциальности

Реклама на New Retail. Медиакит