Реалии современного российского рынка таковы, что даже самым небольшим ритейлерам, даже предпринимателям, работавшим по упрощенной схеме налогообложения, предстоит в 2017 году приобрести кассовое оборудование и ПО к нему. Понятное дело, – если бизнес небольшой, то желательно потратить на это как можно меньше средств. Однако при выборе софта нужно учитывать факторы, на которых лучше не экономить.
Для начала стоит объяснить, почему же теперь без кассы и кассового ПО ритейлерам не обойтись. Все дело в п. 1 ст. 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ: согласно нему, контрольно-кассовая техника (ККТ) с 2017 года должна в обязательном порядке передавать данные о продажах магазина онлайн в Федеральную налоговую службу (ФНС). И без соответствующего оборудования и «мозгов» к нему сделать это не представляется возможным.
С прицелом на будущее
Первый и, наверное, самый важный фактор, который нужно учитывать при выборе кассового программного обеспечения – это возможность расширения бизнеса. Если вы уверены, что никогда не выйдете за пределы одного-единственного магазина формата «у дома» с одной-двумя кассами, то можете смело выбирать самый простой софт. Наверняка, для целей и задач предприятия будет более, чем достаточно.
А вот если вы лелеете надежды в перспективе открыть магазин на соседней улице, потом выйти в другой микрорайон, а, в перспективе, мало ли, выйти на федеральный уровень, то экономить возможностях кассового ПО не стоит ни в коем случае. Ваш софт должен расти вместе с остальным торговым предприятием. Планируете соединить в сеть несколько магазинов – тогда кассовое решение должно объединить их и позволить управлять всеми кассами сразу. В противном случае придется, как минимум, заплатить дважды (причем, без учета процессов интеграции): сначала за «дешевенькое» ПО, а потом уже за полноценный софт. В итоге мы приходим к известной пословице «Скупой платит дважды».
Свои «пять копеек» от маркетинга
Следующий фактор – маркетинговый. Сегодня магазинам тяжело конкурировать с конкурентами за лояльность покупателей: их уже не заманить просто широким ассортиментом, клиенты ждут специальных, выгодных предложений. Если вы считаете разумным использование маркетинговых инструментов и думаете вводить в торговой точке различные акции, то нужно предусмотреть, чтобы кассовый софт предоставил такую возможность. В противном случае вы можете нагенерить огромное количество идей о том, как выгодно представить покупателю то или иное предложение, но, если ПО не умеет с ними работать, то они так и останутся напрасными мечтами.
Однако и здесь есть возможность для экономии: заранее решите для себя, какие именно планируете акции проводить. Любые программы лояльности в магазине условно можно разделить на дисконтные и бонусные. Причем обе эти системы являются взаимно исключаемыми. Поняв собственные требования к маркетинговым инструментам, вас не придется тратиться на лишние и ненужные возможности софта.
Ипортозамещение в магазине
Можно сэкономить на софте выбрав отечественное решение. И тут дело даже не в популярной нынче тенденции к патриотизму. Увы, условия, в которых оказалась Россия и мировая экономика говорят о том, что ритейлерам становится не всегда выгодно сотрудничать с зарубежными разработчиками кассового программного обеспечения.
Причин этому несколько:
с постоянными колебаниями курса рубля к валюте софт от иностранных разработчиков может обойтись «в копеечку». Ритейлерам уже приходилось сталкиваться с валютными рисками, когда поначалу дешевое решение значительно вырастало в цене;
сложная ситуация возникает и с изменениями российского законодательства: опыт ЕГАИС и ФЗ-54 показал, что в кассовый софт регулярно приходится вносить изменения. Иностранные компании не всегда готовы оперативно их внедрять. Кроме того, они могут попросить и дополнительную оплату за эти действия.
Адекватные российские разработчики кассового софта за внедрения доработок в ПО в рамках изменений законодательства доплаты не берут. Более того, стараются внести их в срок, чтобы клиенты оперативно начали работать по новым правилам.
Еще один важный фактор, на котором при выборе кассового ПО ни в коем случае нельзя экономить – это взаимодействие кассы с внешними устройствами. Тут речь идет фискальных регистраторах, сканеров штрих-кодов, прикассовых весах и весах самообслуживания, прайс-чекерах. Все эти устройства, в идеале, должны работать в единой связке.
Например, вы обновили цены на помидоры. Информация об этом должна тут же поступить не только на кассу, но и, в идеале, на весы и прайс-чекер. Однако если вы не учли этот момент при выборе кассового софта, не факт, что это получится.
Другой пример того же самого фактора: выбирая ПО, вы не учли, будет ли оно поддерживать тот же сканер штрих-кодов или запускаться на ваших кассах. В результате пришлось заплатить дважды – сначала за ПО, а потом еще и за обновленный парк оборудования, поскольку старые устройства с новым софтом работать отказались.
Итак, вот несколько основных факторов, на которых не стоит экономить при выборе кассового программного обеспечения. Взяв их на вооружение, вы не прогадаете и подберете максимально подходящее под бизнес-процессы магазина решение.