0/5

Кто победит коррупцию в бизнесе?

Кто победит коррупцию в бизнесе?
время публикации: 09:53  09 декабря 2014 года
Российское общество всегда интересовал вопрос, как победить коррупцию. И почему-то совсем не заботило, кто именно это должен сделать, даже если это касается всего одной ее грани – различных схем в бизнесе.


Коррупцию придумали в Древнем Риме. По крайней мере, современное слово произошло от латинского corruptio, которое означает подкуп или порчу. Римлянам настолько понравился сам процесс появления денег буквально из воздуха, что они возвели его чуть ли не в систему государственного управления. Сегодня общество в коррупции, как в системе построения власти или ведения бизнеса, в большинстве своем  разочаровалось. Да и современный предприниматель сам заинтересован в том, что чтобы ограничить ее распространение.


Quidprodest - кому это выгодно?

Многие до сих пор пребывают в плену стереотипа, что именно бизнес – главный проводник взяточничества. Портал slon.ru еще в 2012 году опубликовал интересную статью, которая вопреки  мнению большинства россиян, говорит о том, что и инициатором и выгодоприобретателями в большинстве существующих практик становятся менеджеры, а никак не владельцы бизнеса. Станислав Шекшня и Алена Лебедева провели анализ 27 конкретных коррупционных схем, которые получили в России наибольшее распространение. Для иллюстрации тезисов приводится небольшая таблица:

Кто победит коррупцию в бизнесе


Как видите, в подавляющем большинстве работающих схем первыми инициативу проявляют совсем не чиновники, а сами менеджеры. Более того бенефициарами тоже частенько являются именно они. В двенадцати схемах именно им достаются все «плюшки», в семи – выгода оседает на счетах чиновниках, и только на третьем месте акционеры, которые могут рассчитывать на дополнительную прибыль. Что характерно ни клиенты, ни общество прямой выгоды не получают, при этом минусы коррупции в торговле очевидны многим.

Например, довольно часто инициатором откатов выступают поставщики. Акционеры чаще теряют на этом деньги. Продавцы вынуждены продвигать свою продукцию в условиях сильной конкуренции, поэтому идея заинтересовать людей, которые будут принимать решение, небольшими подарками кажется им отличным выходом. Вот только раздачей  представительской продукции все это не заканчивается.

Чем солидней контракт, тем дороже подарки, в конце концов, все заканчивается предложением небольшой суммы лично топ-менеджерам. Чтобы компенсировать эти потери, поставщики увеличивают цены.


Акционеры получают оборудование или другие товары, которые выбирают менеджеры, отталкиваясь не от их эффективности или рентабельности, а исходя из величины взятки или личных отношений. Ко всему прочему стоимость его еще может оказаться выше рыночной. В этой схеме нет чиновника, а участие собственника ограничивается тем, что он в результате платит всем ее участникам. Как же предлагают бороться со всем этим? В России сейчас есть три подхода к этой проблеме.

Кто победит коррупцию в бизнесе



Служба безопасности

Традиционно российские компании полагаются на крупные и неповоротливые службы безопасности, набранные из бывших военных и полицейских. Частично в этом виноваты девяностые, когда «мускулы» немало значили даже в конкурентной борьбе. А еще уже въевшиеся в подкорку уважение и страх перед «первыми отделами», которые были в любом советском учреждение или предприятии.

Может показаться, что своя личная контрразведка - это идеальный выбор в России. Но, к сожалению, не все так просто.


Во-первых, что ни говори, но создание и поддержание такой структуры – довольно затратное мероприятие. Настолько дорогое, что гуру аутсорсинга первым делом советуют избавляться именно от этих не продуцирующих прибыль подразделений.

Во-вторых, коррупция – это классические преступления «белых воротничков». Зачастую они просто ускользают от внимания СБ, особенно тогда, когда речь идет о сложных бухгалтерских операциях или растратах, «благословленных» топ-менеджерами. История Павла Дурова, основателя «Вконтакте» – яркий пример. Он всего лишь немного перепутал свои счета со счетами созданной им компании.

В-третьих, такие структуры имеют склонность использовать не законные методы, вроде прослушки, слежки и получения приватной информации.

Кто победит коррупцию в бизнесе



Государство

Надеяться, что именно государство справится с проблемой коррупции в бизнесе – слишком наивно. Можно только молиться, что оно сможет победить такую же проблему среди чиновников, чем немного поможет и предпринимателям. Вряд ли в ближайшие время у него дойдут руки до откатов в коммерческих организациях.


Аудит, ревизия, контроль

Западная деловая практика полагается не столько на службы безопасности, сколько на аудит (внутренний и внешний) и различные системы контроля. У нее есть свои несомненные достоинства и можно сказать, что в целом она работает и показывает хорошие результаты. Но и тут не обошлось без ложки дегтя.

Во-первых, и у этой системы случаются весьма досадные проколы. Мы уже писали о финансовых махинациях, в которых замешаны крупные международные компании. Все они состоялись при попустительстве не только внутреннего аудита, но и внешнего. А теперь представьте, все это в российских условиях.

Во-вторых, несмотря на то, что денежные затраты на создание адекватной системы контроля относительно невелики, требуется использование других ресурсов, которые в России все еще в дефиците: высокопрофессиональный персонал и адаптированная к местным условиям методология.


Кто победит коррупцию в бизнесе



Auribusteneolupum — держать волка за уши

Ситуация сложная, но не безвыходная. Все девяностые в компаниях, особенно в розничных, с коррупцией боролись «безопасники» и штрафы. Если сейчас подключатся развитая система контроля за действиями персонала, аудиторские и ревизионные проверки, а владельцы компаний перестанут стесняться публично привлекать нерадивых менеджеров к уголовной ответственности, распространение схем и откатов можно будет значительно ограничить. Остается только захотеть. Захотеть даже не обществу, а конкретным предпринимателями и акционерам.


С верой в светлое будущее Максим Усачев
0
Реклама на New Retail. Медиакит