Кто повезёт? С чем связан дефицит водителей в России, и как решать проблему
время публикации: 10:00 22 августа 2023 года
Нехватку профессиональных водителей на рынке труда России можно оценить в 50 тысяч. Из-за жесточайшего дефицита водителей в нашей стране простаивает около 18% большегрузного парка. Такие данные приводят представители логистических компаний «Курьер Сервис Экспресс» и «Делко». Проблема носит всеобщий характер, при этом решить ее привычными методами типа увеличения заработных плат уже не получается.
Особенно остро недостаток водителей ощущается в сегменте дальнемагистральных грузовиков, который, по мнению президента общественной организации «Водители России» Олега Тороша, составляет 27%. Помимо непростой ситуации с наличием водительских кадров, растет дефицит современного подвижного состава, а сложности с ремонтом, недоступностью автозапчастей и расходников усугубляются волатильностью курса рубля. Все это увеличивает стоимость услуг транспортных компаний, при этом альтернативы автотранспорту в некоторых регионах попросту нет. По данным разных экспертов отрасли, доля затрат на персонал в перевозках составляет 25-30%.
Почему уходят?
Проблемы с обслуживанием автопарка и его устареванием вынуждают многих владельцев машин уходить с рынка.
«Средний возраст грузовиков сегодня составляет 15 лет. И у собственника такого парка есть два варианта: вложиться в новую технику для обновления и руководить компанией дальше или выбрать другую сферу деятельности, например, работу по найму. В случае выбора последнего 15-летняя машина отправляется на свалку, а если собственник сидел за рулём своей фуры - то с рынка уйдет еще и водитель», – рассказывает Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.
«Водители, работающие на корпоративном транспорте, сталкиваются с другими трудностями, к примеру, с растущей интенсивностью работы, что также провоцирует уход из профессии», – добавляет Галина Кезикова, директор по персоналу КСЭ.
Помимо этого, безусловно, существует еще ряд факторов, усиливающих дефицит кадров. По словам Галины Кезиковой, они связаны со структурной перестройкой экономики, увеличением доли производственных отраслей из-за необходимости развития ВПК и импортозамещения, частичным оттоком населения, уменьшением на рынке труда количества работоспособных мужчин ввиду мобилизации.
«Также в последние десятилетия уровень заработной платы водителей, как и престиж профессии, не были высокими, в отличие от позиций в менеджменте» – добавляет эксперт.
Удержать кадры
Повышение оплаты труда называют первым и главнейшим фактором удержания водителей.
«Транспортные компании сейчас соревнуются в повышении заработной платы», – говорит Александр Альтшуллер, генеральный директор компании «Модуль».
«В настоящее время уровень заработных плат нестабилен: ушли в прошлое времена, когда мы при его определении могли ориентироваться на годовые обзоры или проводить запланированные мониторинги ежеквартально или 2 раза в год. Сейчас реалии требуют того, чтобы работодатели постоянно контролировали ситуацию, потому что в разных регионах могут происходить те или иные изменения, связанные с какими-то локальными обстоятельствами, которые необходимо оперативно отслеживать и быстро принимать решения по изменению зарплат», – рассказывает госпожа Кезикова.
Так, Delko с начала года проиндексировали зарплату водителей-экспедиторов более чем на 50%. При этом в FM Logistic уточнили, что сейчас непросто найти водителя на дальнемагистральные перевозки даже за 190-200 тысяч рублей.
Однако важность нематериальной мотивации в качестве способа удержания профессиональных кадров также отметили большинство спикеров. «Те правила, которые раньше работали и применялись в основном для офисных сотрудников, сейчас мы применяем для линейных, в том числе, для водителей», – добавила представитель КСЭ.
«Мы работаем над созданием наиболее комфортных условий труда для водителей: новый автопарк, строго регламентированный режим труда и отдыха, конкурентная заработная плата, выплаты за выслугу лет, постоянная техническая и информационная поддержка. Однако для решения проблемы этого мало, нужны новые люди», – подчеркнул Альтшуллер.
Читайте также: Автономные решения для складской логистики: как сделать грузоперевозки эффективными и экологичными
Привлечь молодежь
Эксперты едины в том, что эта задача должна решаться на федеральном уровне.
«Работа многих профессиональных ассоциаций по популяризации работы водителя и водителя-экспедитора является крайне важной для привлечения новых людей в профессию. Возможность качественной переподготовки водителей из других категорий и стран также поможет сократить дефицит», – считает Миронов.
Хотя с таким мнением не согласен генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев:
«Отдельные меры, такие как расширение сети автошкол, привлечение водителей-иностранцев и тому подобное, ситуацию кардинально не улучшат». Он предлагает изменить подход к обучению на государственном уровне.
«Основываясь на исследованиях рынка и многолетнем собственном опыте подготовки водителей, в настоящее время мы готовим пакет комплексных предложений, реализация которых позволит повысить доступность и качество обучения. Только так мы привлечем в отрасль молодые и профессиональные кадры. В ближайшее время мы направим эти предложения в правительство», – ободряет Ашуралиев.
С мнением экспертов ознакомилась Инна Калинина,
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- Эксперты озвучили тренды в ритейле на 2024-2025 годы
- Как выбрать PIM-систему
- Как выстроить партнерскую систему отношений в логистике ритейла
- Как сделать физический продукт с нуля в 2024 году, если есть только идея (опыт с...
- Как продавать на нескольких маркетплейсах: способы, советы, подводные камни