Еще в середине ХХ века психологи начали активно изучать аспекты, связанные с лидерством. Новые задачи в бизнесе и объемы производства требовали поставить вопросы руководства на научные рельсы. Ведь на одних приказах далеко не уедешь. В результате появились целые научные труды о качествах, необходимых лидерам, и стилям, которые помогают или мешают вести людей за собой…
Что такое лидерство? Это способность вести группу разных людей к единой цели. И для того, чтобы вести людей успешно, стоит понимать, какой стиль лидерских методик свойственен именно вам. Это совсем не просто, ведь стиль лидера складывается из целого множества «ингредиентов». НО факт остается фактом, – только эффективный, успешный лидер способен заставить людей ДОБРОВОЛЬНО следовать за ним.
Первые исследования лидерских стилей – история вопроса
Впервые стили лидерства были определены в далеком 1939 году группой психологов под руководством Курта Левина. В специально созданных группах были изучены качества и характеристики лидеров в среде молодежи. В результате исследования были выделены три стиля лидерского поведения.
Автократический стиль – стиль, при котором ОДИН человек контролирует все процессы, принимает решения и ведет команду единым, именно им выбранным путем. Психологи Курта Левина сделали вывод о том, что автократический стиль лидерства является наименее эффективным в среде молодежи, и вызывает наименьшую удовлетворенность у подчиненных лидеру людей.
Демократический стиль – вариант лидерского поведения, при котором один человек контролирует процессы и принимает решения, но при этом он открыт предложениям и корректировкам извне. При этом сценарии задача лидера заключается не столько в руководстве, сколько в направлении команды в нужное русло. Этот стиль стали наиболее популярным в молодежной среде и вызвал более чем позитивный отклик.
Отстранённый стиль или как его назвали психологи «laissez-faire» представляет собой модель поведения, при которой лидер не вмешивается в дела команды. При таком подходе подчиненные оказывались совершенно дезориентированными, полностью теряя общую мысль и направление деятельности.
Исследование Курта Левина привело к простому выводу: лидерству можно научиться!
Более того, окружение в немалой степени влияет на то, каким будет стиль лидирующего персонажа. Команда психологов не только впервые в истории науки рассмотрела такой важный аспект как психология лидерства, но и дала пищу для будущих исследований, которые проводились неоднократно.
Эволюция концепции лидерства
В период с 1940 по 1970 исследователи психологии лидерства делали упор на значение таких человеческих качеств как ответственность, образованность, статус, прилагаемые обстоятельства, достижения и производительность труда. Почти все психологи приходили к тому, что, используя такой набор качеств, было невозможно выделить то главное, благодаря чему люди становятся лидерами групп. И как итог было сложно дать рекомендации по навыкам, которые необходимо развивать тем, кто стремится вести людей за собой.
В 1970 и 80-х годах эксперты по вопросам лидерства Пол Херси и Кен Бланчард представили концепция «ситуативного лидерства», имея в виду, что каждый лидер приводит свои личностные качества в соответствие с той или иной предлагаемой ситуацией или обстановкой.
Проще говоря, в ситуациях, вызывающих тревогу и нервозность, и требующих быстрого результата, автократический стиль будет вполне уместен, но там, где есть время на раздумья и обсуждение идей, более эффективной будет групповая работа. Она покажет лучший результат.
Лидерский стиль во многом диктуется командой. Так, сильные участники группы могут вовсе не нуждаться в наставничестве лидера – им достаточно указать верное направление, а методы работы такие сотрудники выберут сами. Но в иных обстоятельствах, члены команды могут требовать более жесткого контроля для достижения поставленной цели.
Качества и необходимые навыки современного лидера
С развитием теории ситуативного лидерства число и признаки стилей руководство были четко структурированы. Питер Экономи, также известный как «Гуру Лидерства», не так давно составил список характеристик, присущих лучшим образцам лидеров. Он призывает всех, кто хочет пользоваться авторитетом и вставать в авангарде команды, развивать в себе следующие качества:
В исследовании, опубликованном в 2000 году в Harvard Business Review, психолог Дэниэл Гоулман описал 12 различных стилей лидерства, которые различаются компонентами так называемого «эмоционального интеллекта»:
Командный: лидер требует полного подчинения и выполнения правил
Мечтательный: лидер ведет команду к некой (не всегда достижимой) цели
Эмоциональный: лидер стремится создать эмоциональную гармонию
Демократичный: лидер во всем стремится находить консенсус
Стимулирующий: лидер ждет от подчиненных самостоятельности
Наставнический: лидер помогает развиваться для будущих достижений
Бюрократический: лидер составляет правила и сосредоточен на их выполнении
Харизматический: лидер заражает команду энтузиазмом и вдохновляет на выполнение общих целей
Целеполагательный: лидер сосредоточен на выполнении задач, не беспокоясь о климате в коллективе
Человечный: лидер, в первую очередь, заботится о поддержке и развитии вверенных людей
Трансформационный: лидер ожидает от каждого члена команды и от себя только лучших результатов. И верит, что они достижимы
Правильно оценивая свой лидерский стиль и зная о других вариантах организации процесса работы с людьми, можно выбирать тот или иной вариант в зависимости от обстоятельств. Будет ошибкой использовать только один сценарий, так как это сильно ограничит развитие членов команды. И наоборот – пробуя разные подходы, будет легче добиться успеха и раскрыть в подчиненных их новые способности.