Лови волну! Почему сейчас самое время, чтобы открыть foodtech стартап
время публикации: 10:00 13 мая 2021 года
Для одних кризис –– это закрытие бизнеса и экономическая разруха, а для других –– время новых возможностей. Что сейчас происходит на рынке foodtech и почему будущее за доставкой готовых рационов, расскажет Михаил Свободин, Председатель совета директоров компании Foodbasket.
Рынок доставки готовых рационов каждый год
вырастает в 2 раза. Аналитики отмечают, что пандемия только увеличила динамику роста: по итогам 2020 года его оборот превысил 11 млрд рублей, рынок вырос на 53%. В 2021 году INFOLine прогнозирует 18 млрд рублей, а в следующем – 25 млрд. Сейчас доля сервисов доставки готовой еды на food-tech рынке небольшая, но такой динамичный рост дает бизнесу пространство для маневров и масштабирования. Проникновение таких сервисов в повседневную жизнь увеличивается –– это означает, что у людей входит в привычку потребление готовой еды.
Согласно INFOline лидерами по объему продаж еды через интернет, как и всегда, стали Москва и Санкт-Петербург.
Что происходит на рынке
Рынок в России сейчас настроен на развитие «tech» части сегмента –– это автоматизирование производственных процессов, повышение удобства платформы, кастомизация и персонализированный подход к аудитории. Сегмент растет, поэтому вопрос «как увеличить производительность и не потерять качество и вкус блюд» стоит довольно остро.
В целом, количество стартапов, связанных с едой, огромное, но заметных мало. Часто люди пытаются на свои деньги тестировать различные модели. Однако дойти до какого-то заметного масштаба без привлечения дополнительных инвестиций в foodtech среде практически невозможно.
У нас было желание занять свою нишу на растущем рынке онлайна, digital и e-commerce. По итогам оценки рынка мы увидели, что крупные игроки занимают около 35% рынка, остальные 65% – поделены между мелкими игроками и фактически свободны. Дальше набирали команду. На каждую ключевую функцию бизнеса мы искали людей с опытом ведения foodtech проектов, чтобы минимизировать скорость обучения и увеличить эффективность команды.
Несмотря на то, что у нас все было готово к запуску: от стратегии развития до контрагентов, инвесторы не готовы были идти в бизнес до тех пор, пока фаундеры не положат свои деньги на стол и не проинвестируют в проект. Изначально мы не хотели вкладывать личные деньги, но пришлось вложить около 4 млн руб. в проект перед стартом продаж. Сам сервис был запущен на деньги фаундеров. Документы со стороны инвесторов о проведении инвестиционного раунда были подписаны уже после. Тогда на этапе Seed-1 нам удалось привлечь 23 млн. рублей. Сейчас для масштабирования мы собираемся привлечь 35 млн рублей. Эта сумма необходима, в первую очередь, для активного маркетинга, обеспечения взрывного роста оборота и привлечения новых клиентов, а также для дальнейшего развития IT системы, мобильных приложений.
Во главе всего – продукт!
Foodtech стартапам зачастую не хватает подтвержденной финансовой модели, так как привлечь инвестиции – это не так уж и сложно, по сравнению с тем, чтобы подтвердить свои перспективы роста, показать правильно выстроенную unit-экономику и заставить инвестора в это поверить.
При создании стратегии важно понимать, насколько ваш продукт или услуга нужны клиенту. Есть, конечно, кейсы, у которых появляются инновационные решения, но тогда вы становитесь пионером и в дальнейшем будете вынуждены «навязывать» эту услугу потребителям. Если вы к этому не готовы, то нужно смотреть на нынешнюю ситуацию на рынке и попытаться выявить то, чего там не хватает.
Важно понимать, что сейчас век высоких технологий, и внедрять традиционные решения довольно опрометчиво. Например, постепенно магазины шаговой доступности заменяются услугами доставки on-demand – это уже происходит в крупных городах. Пока непонятно, что будет происходить в регионах, где покупательская способность и плотность населения ниже. Скорее всего, там сохранится классический формат ритейла еще ближайшие несколько лет.
Людям сложно внедрять в обиход новые привычки, поэтому вопрос потребительской инертности является довольно актуальным, особенно для маленьких сервисов. По нашей статистике, в среднем люди проводят заказ через 2 недели после того, как узнали о деталях и особенностях сервиса. Если для нашего сервиса это не критично, так как у нас плановое производство, то для других этот временной перерыв может оказаться убийственным.
Почему инвесторам интересны foodtech стартапы
Рынок растет очень быстро (по 50%-70% ежегодно) и он абсолютно далек от насыщения. Он настолько большой и разнообразный, что в разных сегментах могут прекрасно сосуществовать множество крупных конкурентов, при этом оставляя возможности и для нишевых компаний, работающих со специфическими запросами. Где есть растущий рынок – там есть деньги, это в первую очередь и привлекает инвестора. Наиболее большой растущий сегмент рынка фудтех — доставка.
Современный формат жизни в больших городах с их постоянными пробками, отсутствием свободного времени, располагает к тому, что тенденция будет сохраняться еще много лет, и главная причина очевидна — людям это удобно. Когда в экономике дела идут хорошо, инвесторы обычно рассматривают потенциал роста компании, как один из наиболее важных критериев для принятия решения об инвестициях. В жесткой рыночной ситуации в кризисное время рентабельность, выход в безубыточность становится более важным критерием при оценке потенциальных кандидатов для инвестиций. Если кризис на рынках будет продолжаться долго, инвесторы не захотят вкладывать деньги в проекты, которые постоянно приносят убытки. Поэтому, одним из ключевых критериев является реалистичная оценка будущих потребностей компании в финансировании, т.е. сколько денег необходимо для достижения положительного денежного потока.
Также инвестиционные оценки проектов в глазах инвесторов, вероятно, будут ниже, чем в докризисные времена, что отражает новые рыночные условия, в которых все оказались. Найти инвестиции сможет проект с адекватной оценкой, основанной на реалиях, а не на заоблачных ожиданиях.
Например, наш сервис надстроен в виде маркетплейса для интеграции сторонних сервисов с едой –– неутилизированные производства, кафе рестораны, ритейлеры с собственным производством, конкурирующие сервисы. Сейчас мы запустили свою курьерскую доставку в Санкт-Петербурге. В Москве используем стороннюю службу для утренней доставки и собственных курьеров в определенных районах Москвы для вечерней доставки.
Со старта нам удалось выстроить положительную unit-экономику, что позволило компании вырасти за 5 месяцев, когда обычно это занимает не менее 3-х лет. Когда проект за полгода выходит на точку безубыточности, для инвесторов это возможность зарабатывать.
Куда движется Foodtech после пандемии
Согласно опросам, ⅔ людей терпеть не могут готовку, кроме того, в мусорку отправляется до 25% продуктов, на закупку которых также тратились время и деньги. Отсюда стабильный спрос на сервисы доставки еды, следовательно, постоянно растущий рынок. После пандемии эта ситуация вряд ли изменится. Текущий год полностью изменил модель поведения пользователей: доставка еды и продуктов превратилась в повседневный инструмент экономии времени.
Мы, например, летом планируем нарастить клиентскую базу и выручку, чтобы покрывать постоянные и текущие расходы. Также хотим сохранить бюджет, чтобы каждый месяц бизнес мог развиваться на собственные средства. Готовимся к привлечению инвестиций для развития трех основных направлений: IT-инфраструктура (модернизация мобильных приложений, сайта и внутренних систем обмена данных), повышение узнаваемости бренда и создание собственного распределительного центра. А к концу года готовимся к проведению инвестиционного раунда A, что даст возможность масштабироваться на новые рынки сбыта крупных городов СНГ и Европы и через 2-3 года попасть в тройку лидеров по рынку.
Читайте также: Исследование: основные тренды российского и мирового рынка FoodTech
Если говорить о тенденциях и направлениях роста. Сейчас в foodtech сегменте можно выделить несколько трендовых векторов развития:
● Состав продуктов. Люди стали больше обращать внимания на то, чтобы еда, которую они едят, относилась к категории здорового питания, на ее состав и место производства. Наибольшую популярность набирают фермерские продукты с местных производств.
● Завтраки. Раньше завтрак не был обязательным приемом пищи. Сейчас же он становится чуть ли не основным. Сейчас довольно активно появляются проекты, ориентированные лишь на завтраки: людям нравятся яйцо пашот с авокадо на домашнем хлебе.
● Наборы для готовки. Людям удобно приобретать zero-waste наборы, когда ты берешь только то, что тебе нужно и готовишь выбранное блюдо, то есть не остается продуктов, которые потом испортятся и выкинутся.
● Персонализированное питание. Такая потребность была всегда, но раньше сервисы не могли этого обеспечить с технической и производственной. Любые массовые услуги подразумевают какое-то усреднение и отсутствие индивидуального подхода. Сейчас ситуация изменилась: компании стараются ориентироваться на индивидуальные запросы своей аудитории и максимально разнообразить рацион.
● Big data. Здесь речь идет об изучении поведенческого спроса, его прогнозирования, поиска мест дислокации клиентов с высоким спросом.
● Разработка умных устройств. На рынке все чаще можно встретить умные холодильники, курьеров-роботов. Но развитие этого направления находится в зачаточном состоянии и будет длиться не один год.
● Автоматизация производства. С точки зрения производства сегмент нуждается в автоматизации: это различные девайсы, упаковочное и производственное оборудование, которые смогут в достаточном количестве и качестве производить разные виды продукции.
Стоит также отметить, что сейчас рынок больше смотрит в сторону внедрения новых технологических решений. Опять же, рынок растет бешеными темпами и нуждается в автоматизации процессов. Вследствие этого растут инвестиции в роботизацию процессов для foodtech, а также в производство и фермерство, что подтверждают исследования Dealroom и фонда Five Seasons Venture.
Таким образом сейчас в foodtech сфере много привлекательных направлений для развития. Инвесторы это видят и ловят волну.
Михаил Свободин,
Председатель совета директоров компании Foodbasket.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...