0/5

Маскарад франшиз и фантомов: как не нарваться на «франкенштейнов»?

Маскарад франшиз и фантомов: как не нарваться на «франкенштейнов»?
время публикации: 10:00  11 мая 2017 года
Сегодня российский рынок буквально наводнен предложениями о продаже франшиз на любой вкус, но непременно выгодных, суперприбыльных и совершенно уникальных. Судя по описанию, библейский рог изобилия меркнет пред бьющим франчайзинговым фонтаном.
Маскарад франшиз и фантомов: как не нарваться на «франкенштейнов»?
Что только не предлагают начинающим, даже мобильные приложения и те уже в ротации. Понятно, что далеко не все выставленные на продажу варианты являются настоящей франшизой.  В лучшем случае вездесущие франкенштейны впарят дилерский договор, но могут, убедившись в потере бдительности и вопиющей неосведомленности, оставить неискушенного франчайзи без денег и компании.  Мошенники уже давно научились ловко подсовывать вместо успешной модели бизнеса пустоту, воздух или сшитые на скорую руку, нежизнеспособные проекты.

Стоит войти в сеть и вам тут же выпадет множество баннеров о продаже каких-то баснословно выгодных франшиз, приносящих при минимальных вложениях двести-триста процентов прибыли. Сразу могу сказать – эти фантастические обогащения остались в девяностых-нулевых. Сегодня прибыль в 3-10 процентов можно уже рассматривать как показатель рентабельности. Ни одна франшиза никого из нас не озолотит здесь и сразу, как бы ни были убедительны в своих измышлениях «речистые былинники» от бизнеса.

Мне часто задают вопрос – почему мошенники так активно «работают» с франшизами? 

Причина проста – в стране по сей день отсутствует Федеральный Закон «О франчайзинге», который бы регулировал эти сложные процессы. То есть получается, что франчайзинг есть, а закона – нет. Идеальные условия для генерирования новых «честных» способов отъема денег у законопослушных граждан! И судя по всему, разработанный законопроект, в подготовке которого я принимала непосредственное участие, будет еще долго блуждать в коридорах Госдумы РФ, предоставляя карт-бланш франкенштейнам всех мастей. 

Но, как известно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Представители МСП могут и должны пользоваться другими законодательными документами.  Например, Статьей 54 Гражданского Кодекса, где определены общие положения о правовом режиме наименования и места нахождения юридического лица. Это дает возможность убедиться в фактическом существовании потенциального франчайзера. 

Но даже если перед вами не фантом, есть смысл максимально обезопасить свои деньги и бизнес. Обычно начинающим франчайзи я рекомендую придерживаться нескольких абсолютно несложных правил, которые помогли бы избежать необратимых ситуаций. 

Во-первых, необходимо собрать информацию на компанию-франчайзера. 

Это можно сделать любым способом – через интернет, «сарафанное радио», конкурентов, налоговую инспекцию, ОКВЭД, Рейтинг франшиз, Ассоциацию франчайзеров и проч. 

Маскарад франшиз и фантомов: как не нарваться на «франкенштейнов»?

Во-вторых, договоры коммерческой концессии в обязательном порядке нужно зарегистрировать в Роспатенте. 

К сожалению, далеко не все предприниматели считают этот шаг целесообразным. И именно среди этой легкомысленной категории большой процент приобретателей лже-франшиз. Плохой знак, если франчайзер упирается, ссылаясь на избыточность процедуры, дефицит времени и массу желающих занять ваше место. Как говорится, обещал, не значит женился. В этих случаях обязать мошенника вернуть ваши деньги практически невозможно.

В-третьих, при составлении договора настоятельно советую включить третейскую оговорку, то есть зафиксировать рассмотрение в третейском суде любых спорных моментов. 

Это очень важно, поверьте. Я вообще всегда говорю об отражении в договоре условий расставания, которое значимо не менее, нежели распределение финансовых потоков. Честный франчайзер беспокоится о своей деловой репутации и, как правило, сам заинтересован в помощи третьей стороны при возникновении проблем. Считаю этот пункт – лакмусовой бумажкой при оформлении отношений. Конечно, отказ франчайзера не всегда свидетельствует о том, что перед вами франкенштейн, но в любом случае это маленькие сигналы о большой вероятности будущих  трудностей. 

Чем опасны замаскированные франшизы? Потерей денег и бизнеса, потраченным впустую силам и времени, горечью поражений. Я знаю несколько историй, когда вместо договора о коммерческой концессии подсовывали дилерское соглашение или документы на поставку товара, и умудрялись дважды содрать паушальный взнос…

И еще очень важный момент, который многим неизвестен или непонятен. 

Франшиза – это не продажа вендинговых аппаратов на кабальных условиях, а предложение успешной модели бизнеса, который уже много лет находится в легальном поле, имеет прозрачную и понятную отчетность и явно далёк от разорения. 

Многие начинающие франчайзи уверены, что при банкротстве франчайзера их бизнес останется на плаву. Увы, такие чудеса невозможны по определению или имеют столько же шансов на материализацию, как зависающая в воздухе монетка.







 
Но всего мною перечисленного однозначно недостаточно для стабильной реализации бизнеса по настоящей франшизе. Потенциальный франчайзи должен в первую очередь проанализировать свои возможности и ресурсы. Начинать любое дело нужно только в том случае, если готов к суровым испытаниям на прочность и стойкому противостоянию превратностям судьбы. К тому же, покупка успешной и знаменитой модели франчайзингового бизнеса не освободит от любых предпринимательских рисков.

Еще я хотела бы порекомендовать всем предпринимателям, без ссылок на занятость и даже мотивированную самонадеянность, постоянно повышать уровень юридических знаний, которые уберегут от мошенников и катаклизмов, неверных решений и патовых ситуаций. Безусловно, можно и нужно консультироваться с профессионалами. Но ритм жизни и предлагаемые обстоятельства у владельцев бизнеса таковы, что за каждым разом не набегаешься за советами и подсказками. 

В прошлом году Межрегиональная организация поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», которую я возглавляю, выиграла президентский грант на реализацию проекта «Законная защита. Совершенствование механизмов правовой защиты малого и среднего предпринимательства», направленный на повышение юридических знаний для защиты бизнеса и деловой репутации. 

Так вот, согласно мониторингу обращений на «горячую линию» поддержки предпринимателей, представители МСП имеют весьма слабое представление о законах и их выполнении. Когда-то я настаивала на внимательном прочтении договоров, теперь делаю акцент на четком понимании прочитанного. Поэтому всем нам, владельцам бизнеса, независимо от опыта и амбиций, надо постоянно пребывать в поиске информации об алгоритмах решения проблем в правовом поле, отслеживать регулярно меняющееся законодательство и всегда быть готовым к защите. 

И тогда нам будут не страшны франкенштейны с их мимикрирующими франшизами и супервыгодными предложениями для узкого круга ограниченных людей.

Ольга Косец 
Президент Межрегиональной общественной организации 
поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди»

Об авторе: Ольга Косец – муниципальный депутат поселения Марушкинское в Москве, предприниматель, директор ООО «Софиано» (швейное производство мужской одежды и школьной формы), президент Межрегиональной общественной организации по защите малого и среднего бизнеса «Деловые люди». Общественный и политический деятель.

0
Реклама на New Retail. Медиакит