0/5

«Монументальная ошибка Uniqlo»? Европейские эксперты осудили позицию японского бренда и прокомментировали, что значит «временно»

«Монументальная ошибка Uniqlo»? Европейские эксперты осудили позицию японского бренда и прокомментировали, что значит «временно»
время публикации: 10:00  10 марта 2022 года
Накануне британское издание Retail Gazette опубликовали материал, в котором эксперты британского рынка дают свою оценку решению Uniqlo остаться в России. Опрошенные представители бизнеса также строят прогнозы относительно того, как следует понимать «временный» уход с рынка глобальных брендов. Каковы перспективы, что они вернутся?
После начала военных действий на Украине глобальные компании в самых разных отраслях, от энергетики до бухгалтерского учета и товаров народного потребления, разорвали связи с Россией, и список розничных компаний, уходящих из страны пополняется.

Однако один бренд занял другую позицию. Компания Uniqlo, принадлежащая японскому гиганту розничной торговли Fast Retailing, подтвердила, что не планирует приостанавливать свою деятельность в России, где она торгует в 49 магазинах.

Президент Fast Retailing Тадаси Янаи заявил, что конфликт не должен лишать людей в России одежды, которая, по его словам, является базовой потребностью человека.

«Войны никогда не должно быть. Каждая страна должна выступать против нее», - сказал он. Затем добавил: «Одежда - это жизненная необходимость. Люди в России имеют такое же право на жизнь, как и мы».

Однако британские эксперты не согласны с позицией Uniqlo, и считают, что поведение японского бренда отрицательно отразится на позиционировании компании на мировом рынке. 

Аналитик розничной торговли Эндрю Басби, основатель компании Retail Reflections и глобальный отраслевой лидер по розничной торговле в Software AG, говорит: «Uniqlo совершенно не уловила настроение своих покупателей. Это монументальная ошибка генерального директора Тадаси Янаи, которая будет преследовать его долгие годы».

Басби говорит, что бренды будут и далее бойкотировать Россию, а те, кто этого не сделает, скорее всего, испытают на себе массовый гнев потребителей. Представители брендов, остановивших торговлю в России, считают, что продолжение операций здесь несет слишком большой репутационный ущерб, и такое давление будет только нарастать. 


Но что делать, если у ритейлера есть магазины в России? Ожидается ли, что каждый мировой бренд уйдет из страны?


Если коротко, то да. Эксперт по связям с общественностью известного бренда говорит: «Произошел такой отток, что те, кто продолжает торговать, будут выделяться. Существует реальный риск обратной реакции».

Это было заметно в социальных сетях, где хэштеги о бойкоте таких компаний, как Макдоналдс, Coca-Cola и Starbucks, набирали обороты еще до того, как эти бренды решили покинуть Россию. Компании приняли решение приостановить деятельность в России, тем самым, не желая подвергать риску свой бизнес на остальных рынках планеты. 

Поскольку бренд Uniqlo сильнее на своем основном азиатском рынке, чем на Западе, он пока избежал серьезной реакции. Как отмечает директор по стратегии розничной торговли PwC Киен Тан, требования потребителей принять меры против военной операции будут менее заметны в Азии, где санкции в отношении России были ограничены, а конфликт кажется далеким.

Однако, поскольку многие крупные узнаваемые бренды уже показали свою позицию и ушли из России, велики риски того, что и такие аутсайдеры, как Uniqlo, окажутся в конечном итоге на стороне возмущенных покупателей.

«Монументальная ошибка Uniqlo»? Европейские эксперты осудили позицию японского бренда и прокомментировали, что значит «временно»


Временный или постоянный уход из России?


Пока что большинство компаний заявили, что они «прекращают» или «приостанавливают» свою деятельность в России. Но поскольку конфликт продолжается, какова вероятность того, что розничные компании уйдут из России полностью?

Эксперты, опрошенные Retail Gazette, выражают мысль о том, что прекращение операций для большинства предприятий будет долгосрочным шагом, и утверждают, что заявление о приостановке торговли равносильно полному уходу из страны.

Однако с этим связаны определенные проблемы, ведь многие из магазинов работают по франшизе, а выход из франчайзинговых соглашений не происходит моментально. Эксперты связывают и задержку Макдоналдс в уходе с рынка именно с развитой франчайзинговой сетью на российском рынке. 

Важным вопросом является и отношений уходящих компаний к персоналу, попавшему под удар. Так, компания Inditex, которая вывела с рынка целый портфель брендов, заверяет, что у нее есть «специальный план поддержки» для 9 000 сотрудников, работающих в российской рознице марок. 




Читайте также:  Как санкции изменят сегмент модной одежды: чего ждать российским брендам




Тан также ожидает, что отступление компании из России будет долгосрочным, но говорит, что это не должно оказать слишком большого влияния на большинство розничных компаний, поскольку их присутствие в стране было ограниченным, а сам рынок не является важной частью бизнеса крупных FMCG брендов. 

«Подавляющее большинство розничных брендов могут жить без России. Вспомните, западные бренды вообще не работали там всего 30 лет назад», – говорит Киен Тан.

Эндрю Басби считает уход брендов с рынка единственно правильным сценарием поведения, независимо от размера бизнеса и его сегмента: 
«Розничная торговля представляет собой нечто гораздо большее, чем просто покупки. Она отражает наши сообщества, отражает нашу культуру и, самое главное, отражает наши ценности. Именно поэтому у ритейлеров и брендов действительно нет другого выбора, кроме как уйти с российского рынка». 



* * *

Несмотря на массовый исход международных брендов и сервисных компаний с российского рынка, пока договоры аренды площадей в торговых центрах России никто не разрывал.

«На данный момент никакого реального выхода с рынка иностранных ритейлеров мы не отмечаем. Они продолжают сохранять договорные арендные обязательства, площади не освобождают. Все находится на уровне писем о приостановке работы по техническим причинам», – рассказал накануне Дмитрий Москаленко, президент Российского совета торговых центров (РСТЦ).

Примечание редакции:

10 марта Uniqlo сообщил, что с 21 марта закроет все российские офлайн-магазины и интернет-магазин. 

«Продолжая нашу деятельность в России, мы столкнулись с рядом трудностей, в связи с которыми мы не можем обеспечить непрерывность наших бизнес-процессов. В связи с этим сегодня нами было принято решение о временной приостановке нашей работы», – говорится в официальном сообщении бренда.


Джемма Голдфингл
Источник: Retail Gazette


0
Реклама на New Retail. Медиакит