«Новый» Китай: куда смещается производство?
время публикации: 10:00 06 июля 2018 года
Китай постепенно меняет внутренний экономический вектор, желая превратиться из одной гигантской фабрики, производящей «ширпотреб», в глобального поставщика индустриальных товаров. Вслед за этим перед производителями все чаще встает вопрос – куда перенести производство, и какие страны смогут заменить уже не очень дешевых китайских партнеров?
Традиционно Китай считается одним из регионов мира, где сосредоточено большинство производственных мощностей европейских, американских и других компаний. В размещении производства в Китае всегда было огромное количество преимуществ – от очень дешевой рабочей силы до хорошего транспортного сообщения региона с другими странами. Так было в течение последних 30 лет, однако сейчас специалисты говорят о смене ситуации на рынке, в частности, это касается рынка fashion товаров.
Ритейлеры, работающие с иностранными поставщиками продукции, стремятся перенести производство своего товара в другие страны из Китая – это связано с множеством факторов, которые делают ведение бизнеса там выгоднее, чем в Китае.
Недавно в рамках Недели Российского Ритейла-2018 состоялось выступление компании Bureau Veritas в лице Джонатона Такрей, директора по развитию бизнеса региона EMEA, которое было посвящено именно этой тенденции в fashion ритейле. В своем выступлении Джонатон осветил последнюю информацию о том, как происходит перенос производства, с чем это связано, в какие страны и насколько это перспективно.
Изначально Китай был территорией, на которой располагались многие производственные кластеры совершенно разных категорий продукции. Традиционно вдоль береговой линии располагаются фабрики, производящие одежду, обувь, аксессуары, бытовую технику, товары для дома и другие потребительские товары, а внутри Китая находятся заводы по производству сырья, высокотехнологических товаров, тяжелой промышленности. Если объединить все эти территории, Китай становится масштабным регионом-производителем любых товаров и любого сырья, монополистом в поставках продукции в другие страны.
Тем не менее, сейчас происходит серьезный сдвиг, который изменил структуру работы тысяч компаний по всему миру. Все больше компаний предпочитают переносить производства из проверенного, но уже не столь выгодного для работы Китая в другие страны, которые уже через несколько лет могут стать «новым Китаем».
Это связано с множеством факторов, которые в совокупности могут ознаменовать крах «дешевого» и удобного для ритейлеров китайского региона.
Почему поставки из Китая уже не так выгодны?
Для каждого ритейлера принципиально важен вопрос издержек, которые он понесет при работе с тем или иным поставщиком. В Китае затраты больше не могут оставаться низкими из-за значительно повысившегося среднего дохода – совокупный среднегодовой темп роста зарплаты с 2010 до 2016 года составил 8,4%, и, согласно прогнозам, эта тенденция сохранится.
Как следствие, население стремится к более высоким заработкам, не соглашается работать за копейки, а средний класс в стране растет. Все активнее продвигаются ценности, связанные с образованием, благодаря чему молодежь уже не стремится работать на фабриках – она хочет строить более серьезную карьеру, владеть и управлять фабриками.
Вместе с этим активно растут и транспортные расходы, которые при сотрудничестве с Европой и США играют значительную роль при выборе локации для производства.
Читайте также: Юридический ликбез: особенности ведения бизнеса с Китаем
Согласно статистике, именно повышение расходов на взаимодействие с поставщиками является основной причиной смены региона для размещения производства. Экономическая ситуация в мире не становится стабильнее, ритейлеры не могут устанавливать более высокие цены на продаваемую продукцию, соответственно, единственный способ эффективно работать – это сфокусироваться на снижении затрат на товар и поставщиков.
Существенное влияние на изменение ситуации на рынке оказывает не только уровень жизни, средняя зарплата и другие материальные факторы, но и государственное регулирование. В рамках пятилетнего плана, реализуемого правительством Китая, основной упор в производстве нужно сделать на сложные технологические товары, космическую отрасль, медицинскую, авиационную, энергосберегающую технику вместо легкой промышленности – одежды, обуви и других потребительских товаров, как было раньше.
Идея состоит в том, чтобы превратить Китай в государство-поставщика дорогих, качественных индустриальных товаров, которые можно будет продавать по всему миру. Такая стратегия позволит Китаю избавиться от образа производителя дешевой продукции, выйти на рынок с новыми товарными категориями, а к 2049 году стать ведущим индустриальным государством.
Куда выгодно перенести производство из Китая?
Одним из основных вариантов является Вьетнам, благодаря своим явным преимуществам перед другими регионами. Вьетнам находится максимально близко к Китаю, что позволяет тратить минимум ресурсов на релокацию производства. Кроме того, правительство Вьетнама дружелюбно настроено по отношению к владельцам бизнеса –иностранцам, которые имеют те же права, что и вьетнамские предприниматели (это касается даже доступа к получению кредитов на развитие бизнеса).
Несмотря на большое количество преимуществ, перемещать производство во Вьетнам готовы далеко не все: из-за антикитайских настроений здесь нередко происходят забастовки рабочих, которые негативно относятся к иностранным фабрикам, из-за чего возникает много проблем с работой фабрик, задержками отгрузок и с приостановкой производства. Именно поэтому кто-то не решается работать с поставщиками из Вьетнама, однако для многих компаний невысокие затраты и дружественная государственная политика по отношению к иностранным предпринимателям оказываются важнее.
Юго-Восточная Азия богата на страны, потенциально подходящие для релокации производства из Китая, и одна из них – Индонезия. Неоспоримое преимущество, привлекающее владельцев компаний – это достаточно слабая местная валюта, которая в 2017 году упала на 13% по отношению к доллару, что позволяет тратить на производство меньше, чем это было бы возможно в других странах Азии. Популярность Индонезии как поставщика подкрепляется и государственной политикой, направленной на улучшение инфраструктуры, в частности на ремонт крупнейших портов в стране, что облегчит и удешевит отгрузки продукции в Европу и США.
Без рисков для компаний, работающих с Индонезией, тоже не обошлось, причем риски здесь действительно более чем непредсказуемые: этот регион знаменит частыми извержениями вулканов, которых в округе около 130, что может сильно задержать отгрузку и в целом доставить много проблем ритейлерам и поставщикам.
Производство одежды и обуви из Китая перетекает не только в перечисленные страны – это также и Таиланд, и Мьянма, и Филиппины и другие страны Юго-Восточной Азии, а также страны Африки и даже Европы.
Что касается Африки, перенос производства туда происходит по все тем же причинам – низкая стоимость рабочей силы, невысокие транспортные издержки, удобство работы, а также большое количество инвестиций, которое в свое время вкладывал Китай в производство в Африке. Именно поэтому такие страны как Танзания, Эфиопия, Кения и другие становятся не менее популярными новыми регионами-поставщиками наравне с Азией.
Отвечая на вопрос, какая страна в будущем заменит Китай, отмечу, что такого понятия как «новый Китай» по факту не существует – на данный момент нет одной единственной страны, которая могла бы полноценно заменить Китай и удовлетворить потребности компаний по всем параметрам, как это когда-то удалось Китаю.
Производство переносится в разные страны в зависимости от типа производимой продукции, плюсов и минусов того или иного региона для каждой конкретной компании, при том что большинство стран будет стремиться к усилению собственного производства внутри страны. В результате мы получим более фрагментарную и разобщенную картину поставок в сфере fashion, осуществляемых из очень многих регионов мира.
Джонатон Такрей
Директор по развитию бизнеса региона EMEA, Bureau Veritas
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...