0/5

6 причин, почему у вас никогда не получится работать с китайским бизнесом: разбор ошибок

6 причин, почему у вас никогда не получится работать с китайским бизнесом: разбор ошибок
время публикации: 10:00  05 апреля 2024 года
@Freepik
Бурно развивающаяся экономика Поднебесной производит огромное впечатление на многих предпринимателей, всемирный банк включил Китай в десятку стран с наиболее развитой экономикой для ведения бизнеса. Однако далеко не все ниши свободны и не все двери открыты для иностранцев. Разбираем основные ошибки при ведении бизнеса в Китае.
6 причин, почему у вас никогда не получится работать с китайским бизнесом: разбор ошибок
О том, с какими проблемами сталкивается российский бизнес в Китае, рассказывает Жамбал Гармажапов, СЕО digital-агентства Kodix

● Растущий средний класс. Поскольку компании, особенно в технологическом секторе, за последнее десятилетие расширили свою деятельность в Китае, возросший спрос на квалифицированную рабочую силу привел к росту заработной платы по всей стране. 

Этот рост также способствовал расширению среднего класса Китая — доли населения, которая может позволить себе покупать высококачественные продукты, инвестировать в свое будущее и стремиться к дальнейшей классовой мобильности.

● Активизация реформ облегчает ведение бизнес. По мере роста экономики Китая страна продолжает реформировать существующие законы, чтобы способствовать дальнейшему развитию и стимулировать глобальные и внутренние инвестиции. Так, ряд реформ, проведенных за последнее десятилетие, сделали ведение бизнеса в Китае более простым и прибыльным как для отечественных, так и для международных компаний.

● Интерес к инновациям. За последние 10 лет Китай вложил значительные средства в инновации, побуждая граждан и отечественный бизнес создавать новые технологии и системы. Культура инноваций побуждает китайских рабочих искать новые идеи и за рубежом — это отличная возможность для иностранного бизнеса и специалистов.

● Значительный текущий и прогнозируемый экономический рост. За последние годы все аспекты китайского рынка существенно выросли, и эксперты прогнозируют дальнейшее процветание, рост и потенциал. Для предприятий, рассматривающих возможность расширения в Китай, растущая экономика страны обеспечивает благодатную почву для большой прибыли.

Но даже при таких возможностях, далеко не каждый иностранный бизнес может выжить в Поднебесной, масштабироваться и достичь успеха.

6 причин, почему у вас никогда не получится работать с китайским бизнесом: разбор ошибок
@Freepik


Ошибки иностранных предпринимателей в КНР и как их избежать


Хотя возможности для бизнеса в Китае изобилуют, а растущая экономика продолжает привлекать международный интерес, на рынке Поднебесной возникают сложности, которые не учитывают предприниматели-иностранцы.

● Мнение, что отечественный бизнес в приоритете


Несмотря на возросшее международное присутствие и конкурентоспособность, китайская экономика в первую очередь защищает свою собственную экономику, отдавая приоритет отечественному китайскому бизнесу, а не предприятиям, полностью принадлежащим иностранцам. Так, внутреннее законодательство продвигает и защищает китайские компании в большей степени, чем их зарубежные бизнес-партнеры, подвергая международные бренды повышенному риску.

В то же время, изменение правил облегчило работу китайских компаний, развитие законов несколько усложнило иностранным инвесторам получение лицензий, разрешений и патентов.

КНР — социалистическое государство, в котором очень ценится местный продукт. Поэтому ваш продукт должен быть чем-то особенным для китайского рынка и явно превосходить местные аналоги. Если же он не полезен для местных жителей и является чем-то эфемерным, то его не купят. Важно понимать, что продукт должен быть релевантным и репрезентативным для их среды — поэтому стоит тщательно изучить потребительский спрос и ожидания китайского клиента.

6 причин, почему у вас никогда не получится работать с китайским бизнесом: разбор ошибок
@Freepik

● Уверенность в сохранности интеллектуальной собственности


Предприятия, разрабатывающие новые продукты, системы и услуги, обычно стремятся защитить свои инновации. Законы об интеллектуальной собственности (ИС) служат этой цели, юридически запрещая кражу запатентованных идей.

Однако правовая система страны обычно почти не наказывает за подделку и кражу интеллектуальной собственности, что делает кражу продукта делом с низким уровнем риска и высоким вознаграждением.

Даже если вы хотите нанимать только китайских рабочих и не планируете продавать свою продукцию на китайском потребительском рынке, вам следует принять все возможные меры предосторожности, чтобы тщательно защитить свою интеллектуальную собственность.

Для компаний, которые работают с уникальными инновациями, работа в Китае может поставить под угрозу эти новые идеи. Однако эксперты прогнозируют, что изменения уже не за горами. Поскольку международные компании и правительства, ведущие бизнес в Китае, требуют усовершенствования законов об интеллектуальной собственности, отечественные компании начинают требовать того же.

6 причин, почему у вас никогда не получится работать с китайским бизнесом: разбор ошибок
@Freepik

● На китайский рынок легко попасть и начать масштабировать бизнес


Истории успеха иностранных брендов в Китае, безусловно, существуют. Например, и Nike, и Walmart успешно расширились в стране. Но поскольку Китай продолжает расти и уделять приоритетное внимание внутреннему развитию, международным компаниям становится все труднее преодолевать препятствия на пути выхода на китайский рынок.

Предприятия, желающие нанять китайских работников или продавать продукцию в Китае, скорее всего, столкнутся с одним или несколькими препятствий:

● Увеличение инвестиций в инфраструктуру способствует развитию внутреннего бизнеса, что увеличивает конкуренцию для иностранных компаний.

● Отечественные компании получают регулятивные льготы, что может привести к трудностям при регистрации иностранного бизнеса и разрешении конфликтов с соблюдением требований.

● У Китая больше ресурсов, чем когда-либо, для улучшения своих традиционно низкокачественных отечественных товаров, что дает китайским потребителям больше возможностей приобретать продукцию внутри страны. Иностранные бренды столкнутся с усилением конкуренции, поскольку качество китайских товаров продолжает расти.

Многие специалисты рекомендуют заходить на рынок Поднебесной через Гонконг - здесь иностранным бизнесменам намного легче и быстрее учредить компанию, чем в материковом Китае. Так, в Китае россияне сталкиваются со слишком большими сроками и ценами на создание компании, кроме того нередко возникают проблемы использования российских загранпаспортов для учредителей.

В Гонконге же эта процедура намного проще. К тому же очень важно, что при регистрации международных торговых компаний в Гонконге не применяется НДС, а ставка налога на прибыль компаний здесь всего 16,5%. Причем здесь действует территориальная система налогообложения прибыли — такой налог взимается только с доходов от источников в Гонконге.

Гонконгским компаниям намного легче сотрудничать с китайскими партнерами, потому что между ними применяется упрощенный режим торговли и инвестиций. Например, товары, произведенные в Гонконге, при ввозе в материковый Китай освобождаются от пошлин. Такие правила основаны на Соглашении КНР и САР Гонконг о тесном экономическом партнерстве от 29 июня 2003 года.

6 причин, почему у вас никогда не получится работать с китайским бизнесом: разбор ошибок
@Freepik

● Доверие китайским партнерам


Многие китайские партнеры очень легко относятся к мошенничеству и могут просто исчезнуть после получения предоплаты. Чаще всего они просто убеждены в своей безнаказанности и в том, что предприниматель-иностранец не станет разбираться с ними. Особенно часто контрагенты-мошенники встречаются в Тяньцзине, Шицзячжуане или Цзинане — если ваш партнер находится в этом «золотом треугольнике», стоит насторожиться. Кроме того, недобросовестными могут оказаться компании с гонконгской или офшорной регистрацией. 

Обращайте внимание и на печать - у компании их материкового Китая будет красная печать со звездочкой в центре. и проверке в Гонконге — что компания с таким названием зарегистрирована. Прежде чем подписывать договор, проверьте партнера по базе зарегистрированных компаний, проанализируйте есть ли вообще такая компания, какой у нее уставной капитал, разрешенные виды деятельности, официальные представители. Так вы сможете оценить возможные риски.




Читайте также: Торговля в стиле игры «Го»: о чем нужно знать, работая с китайским рынком




● Составление документов на английском языке


Как правило, начинающие российские бизнесмены заключают договоры с китайскими партнерами на русском и английском языках. Это дешевле, но зато намного опаснее для бизнеса. Чтобы не упустить важные пункты, стоит нанять переводчика или китайского менеджера, которому вы доверяете.

● Дистанционная работа с китайским рынком 


Нетворкинг внутри страны — придется интегрироваться в бизнес-ивенты Китая — местные очень любят оффлайн-встречи, и если у вашего партнера/клиента нет официального представительства в РФ, то придется постоянно летать в Китай.

В целом, важно понимать, что для российских предпринимателей вести бизнес в Поднебесной непросто. Уже на стадии планирования бизнес-процессов нужно изучить ситуацию на рынке и хорошо вложиться. Минимизировать риски можно если найти профессионального представителя в Китае и не экономить на юристах - которые, помогут создать правовую базу для работы и обеспечат безопасность при выборе китайских контрагентов.

Жамбал Гармажапов, 
СЕО digital-агентства Kodix.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит