0/5
Осложнения после пандемии: объем операторов общественного питания на столичных улицах сократился на 9%

Осложнения после пандемии: объем операторов общественного питания на столичных улицах сократился на 9%

Осложнения после пандемии: объем операторов общественного питания на столичных улицах сократился на 9%
Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подвели итоги I полугодия 2020 года на рынке столичного стрит-ритейла. В числе наиболее пострадавших – операторы общественного питания. У супермаркетов всё неплохо.
По результатам исследования, операторы общественного питания на пешеходных и транспортно-пешеходных улицах больше всего пострадали от режима самоизоляции в Москве – за I полугодие 2020 года значительно сократилась их доля в составе арендаторов на 9% (на 6,4% за год). Супермаркеты и специализированные магазины, наоборот, увеличили свое присутствие на пешеходных улицах столицы на 6%. 

Как отмечает Ирина Козина, директор направления стрит-ритейла Knight Frank, безусловно, одним из наиболее значимых событий I полугодия 2020 года, по итогам которого доля свободных торговых помещений на пешеходных и транспортно-пешеходных улицах является рекордно высокой, явилась пандемия коронавируса.
 
Снижение доли вакансии можно ожидать не ранее середины 2021 года. Однако уже сегодня мы наблюдаем постепенный рост спроса со стороны арендаторов и инвесторов. Оживление рынка ожидаем осенью 2020 года, а восстановление торговых улиц – в I квартале 2021 года. 

Это связано, во-первых, с уменьшением «пропускной» способности объектов из-за новых мер безопасности, во-вторых, с изменением покупательского поведения – это и естественная осторожность после прошедших месяцев, и снижение доходов населения. 

Тем не менее, портреты арендаторов основных торговых улиц останутся прежними – на месте закрывшихся ресторанов уже сейчас открываются новые, тоже самое касается и остальных профилей. Несмотря на неопределенную перспективу восстановления туристических потоков, главные пешеходные улицы сейчас остаются по-прежнему привлекательными.


Предложение 

По итогам I полугодия 2020 года суммарный объем площадей стрит-ритейла составил 583,6 тыс. кв. м – прирост нового предложения за год не зафиксирован, средний размер помещений – 194,4 кв. м.

Объем торговых площадей на центральных пешеходных улицах столицы составил 110,8 тыс. кв. м. Прироста нового предложения за год не зафиксировано.

На центральных транспортно-пешеходных и магистральных торговых коридорах города за год объем нового предложения составил 1,4 тыс. кв. м и 2 тыс. кв. м, соответственно. Стоит отметить, что по состоянию на июль 2020 года порядка 15 тыс. кв. м площадей стрит-ритейла находятся в зданиях, проходящих реконструкцию (ул. Никольская, ул. Арбат).

В структуре арендаторов по профилям на пешеходных улицах лидирует общепит с долей 47,6% (снижение за год на 6,4 п.п.). На fashion-операторов приходится 23,9% от общего объема площадей (прирост 6 п.п.), на подарки и сувениры – 4,6%. Доли арендаторов остальных профилей не превышают 4,5%.

Структура арендаторов по профилю деятельности
на пешеходных улицах, 2020 г.

Осложнения после пандемии: объем операторов общественного питания на столичных улицах сократился на 9%
Источник: Knight Frank Research, 2020

В структуре арендаторов по профилю деятельности на транспортно-пешеходных улицах также лидирует общепит с долей 38% (сокращение за год на 0,4 п.п.), досуговые концепции имеют долю 8,8% (прирост 0,2 п.п.), офисы банков арендуют 8,7% помещений (снижение на 0,7 п.п.), продуктовые магазины занимают 8,3% помещений (прирост 1,1 п.п.), fashion-операторы – 8% (прирост 2,2 п.п.). 

Наибольший прирост торговых помещений за год показали fashion-операторы и продуктовые магазины; наибольшее сокращение – банки и финансовые организации.
  
Операторы общественного питания на пешеходных и транспортно-пешеходных улицах больше всего пострадали от режима самоизоляции в Москве – за I полугодие 2020 года значительно сократилась их доля в составе арендаторов. На ключевых пешеходных улицах Москвы их объем уменьшился на 9%. Среди сетей, сокративших свои точки, можно выделить рестораны «Две Палочки» и кофейни «Кофе Хауз». Также закрывались несетевые кафе и рестораны – «Brasserie Мост» на Кузнецком Мосту, несколько операторов на Арбате. На транспортно-пешеходных улицах прекратили свою работу заведения сетей «Шоколадница», «Джон Джоли», Prime, «Хлеб и Вино», «Жан-Жак». Значительное количество ресторанных концепций закрылось на Маросейке, Мясницкой, Покровке и Пятницкой.

Супермаркеты и специализированные магазины, наоборот, увеличили свое присутствие на пешеходных улицах столицы на 6%. Среди новых открытий – магазины «ВкусВилл», «Добрынинский», «Пятерочка», «Мираторг», «Аленка» и «Пират-Мармелад».

Структура арендаторов по профилю деятельности
на транспортно-пешеходных улицах, 2020 г.

Осложнения после пандемии: объем операторов общественного питания на столичных улицах сократился на 9%
Источник: Knight Frank Research, 2020

Структура арендаторов московских магистралей по профилю деятельности отличается бóльшим разнообразием. Здесь лидирующую позицию по объему торговых помещений занимают магазины товаров для дома с долей 16,8% (прирост на 2,3 п.п.), за ними следуют заведения общественного питания с долей 14,6% (прирост за год на 1,4 п.п.) и продуктовые магазины (14,4%, прирост 2,8 п.п.). 

Последние показали наибольший прирост торговых помещений за год. Кроме того, значительно увеличился объем торговых помещений профиля «товары для дома» и аптек – на 2,3 п.п. и 1,8 п.п. соответственно. На Комсомольском и Ленинском проспектах четверть всего предложения (24%) занимают магазины профиля «товары для дома» (интерьерные и мебельные салоны, магазины отделочных материалов и пр.). 

На Проспекте Мира и Ленинградском проспекте максимальную долю площадей занимают заведения общественного питания (19% и 22%), а доля магазинов товаров для дома составляет всего 9% и 5%

Структура арендаторов по профилю деятельности
на крупных магистралях, 2020 г.

Осложнения после пандемии: объем операторов общественного питания на столичных улицах сократился на 9%
Источник: Knight Frank Research, 2020


Операторы общепита

Последние два года отмечается активное развитие заведений общественного питания в формате фудхолла. В первом полугодии 2020 года насчитывалось 16 фудмаркетов, расположенных на центральных улицах и на первых этажах офисных комплексов. 

В период изоляции закрылось менее пятой части фудмаркетов. Практически все из работающих фудхоллов перевели концепции общественного питания в режим доставки или работы на вынос: у кого-то возможен заказ непосредственно через сайт самого рынка (Усачевский, рынок на Ленинском), а у кого-то через «Яндекс.Еду» и Delivery Club (Центральный рынок, Greenmarket). Стоит отметить, что почти у всех корнеров доставка уже была организована до карантинного периода.
 
До конца 2020 года планируется открытие еще четырех проектов: «ФудСити» в ТРЦ «Щелковский», Фреш-маркет, Южное Бутово, реновация Коптевского рынка – проекты Zemskiy Group. В августе состоялось открытие Eat Market на проспекте Вернадского. В то же время, открывающиеся по инерции новые проекты могут не иметь у потребителя такого же повышенного спроса, как был у «Депо», Центрального или Даниловского рынков. Новые проекты фудхоллов в большинстве уже не будут являться уникальным предложением на рынке общественного питания.

Ирина Козина, добавляет: «После снятия режима ограничений в конце июня 2020 года выручка работающих кафе и ресторанов в Москве составила более 60% от докризисных показателей. Вследствие отложенного спроса из-за периода самоизоляции потребители без опасений начали посещать вновь открывшиеся кафе и рестораны. В наиболее популярных локациях Москвы с авторскими проектами, например на Патриарших Прудах, выручка ресторанов в июне была на 50-90% больше, чем в аналогичный период прошлого года, и в два раза больше, чем в заведениях других центральных районов. В данной локации ресторанные заведения отмечали возвращение к докризисным показателям еще до открытия залов». 




Читайте также: Что станет с ритейлом во второй половине 2020?




Вакансия 

По итогам I полугодия 2020 года ввиду серьезных ограничительных мер зафиксировано значительное увеличение вакантных помещений формата street retail практически на всех торговых коридорах Москвы. Больше всего пострадали пешеходные и транспортно-пешеходные улицы, на которых был сосредоточен туристический и бизнес-трафик, а профиль арендаторов был преимущественно представлен предприятиями общепита и магазинами непродовольственных товаров (одежда, обувь и т. д.). 

За I полугодие 2020 года максимальное увеличение на 5,5 п.п. отмечено на транспортно-пешеходные улицах, где доля вакантных помещений составила 12,9% против 7,4% на конец 2019 года. 

Среди центральных транспортно-пешеходных улиц Москвы существенные изменения произошли на Маросейке, Мясницкой, Покровке и Пятницкой. На Мясницкой стало свободным каждое четвертое помещение. Уровень вакантности на пешеходных улицах и крупных магистралях вырос на 4 и 3,4 п.п. соответственно. Среди основных пешеходных улиц столицы больше всего доля свободных площадей возросла на Арбате, где показатель увеличился до 14%, что на 11 п.п. выше уровня на конец 2019 года.

На текущий момент общий объем вакансии в торговых помещениях стрит-ритейла города составляет около 107,7 тыс. кв. м, что в целом соответствует размерам двух торговых центров большого формата. 

Динамика вакансии в стрит-ритейле, 2020 г. к 2019 г.

Показатель II пол. 2019
I пол. 2020 Динамика
Пешеходные улицы 5,9% 9,9% +4,0
Транспортно-пешеходные улицы 7,4% 12,9% +5,5
Садовое кольцо 11,9% 9,9% -2,0
Крупные магистрали 13,4% 16,8% +3,4
Источник: Knight Frank Research, 2020


Ставки 

По итогам I полугодия 2020 года наиболее высокие запрашиваемые ставки аренды соответствуют помещениям, расположенным на улице Кузнецкий мост и в Столешниковом переулке.

Минимальный размер ставок в первом полугодии 2020 года не изменился и составил 30 тыс. руб. за кв. м в год (пр-т Мира, Садовое кольцо, Кутузовский проспект). 

Снижение верхней границы ставки аренды было отмечено в большинстве ключевых торговых коридоров города – на 6-23%, в зависимости от улицы. Данный показатель уменьшился на ул. Петровке, пр. Мира, Кутузовском проспекте, Мясницкой ул., Тверской ул., в Столешниковом и Камергерском переулке.

Название улицы или торговой зоны Ставка аренды (тыс. руб./кв. м./год), не вкл. НДС
I пол. 2019 I пол. 2020 Изменение верхней границы по сравнению с предыдущим годом, п.п.
min max min max
Кузнецкий Мост ул. 65 220 80 220 0%
Столешников пер. 180 270 100 200 -26%
Никольская ул. 70 160 90 160 0%
Тверская ул. (на участке от ст. м. «Охотный Ряд» до ст. м. «Пушкинская») 45 160 45 150 -6%
Патриаршие Пруды 70 130 70 140 8%
Мясницкая ул. 65 145 65 125 -14%
Арбат ул. 60 125 60 125 0%
Пятницкая ул. 35 125 35 125 0%
Петровка ул. 45 220 50 170 -23%
Мира пр-т 30 145 30 120 -17%
Камергерский пер. 60 120 70 110 -8%
Новый Арбат ул. 45 105 50 105 0%
Садовое кольцо 30 80 30 80 0%
Кутузовский пр-т 35 90 30 75 -17%
Источник: Knight Frank Research, 2020

Увеличение верхней границы ставки аренды было зафиксировано лишь в районе Патриарших Прудов – со 130 до 140 тыс. руб./кв. м/год.

Увеличение нижнего порога ставок на ул. Кузнецкий Мост – с 65 до 80 тыс. руб./кв. м/год, на ул. Никольской – с 70 до 90 тыс. руб./кв. м/год, на ул. Новый Арбат – с 45 до 50 тыс. руб./кв. м/год. 

Обзор подготовлен аналитиками международной консалтинговой компании Knight Frank.



время публикации: 10:00  24 августа 2020 года
0
Теги: Пятерочка, Москва , аналитика, Мираторг, супермаркеты , стрит-ритейл, Шоколадница, Кофе Хауз, общепит, Вкусвилл, COVID-19, Пандемия, кафе Prime, Две Палочки


Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на новости ритейла

Согласен с политикой конфиденциальности

Реклама на New Retail. Медиакит