5 самых серьёзных ошибок при подборе персонала

время публикации: 14:15 20 марта 2015 года
Куда бы вы хотели пойти в гости? Туда, где красивая обстановка, но хозяева негостеприимны и заносчивы? Или вы скорее посетите скромную квартиру, где вас доброжелательно встретят? Большинство предпочтет второй вариант. Определяющее значение имеет человеческий фактор.
Основой успешных продаж в розничной торговле тоже является отношение к клиенту со стороны сотрудников. Тех, которые работают непосредственно в торговом зале. Поэтому персонал нужно правильно подбирать, а потом учить.
Подбор персонала – на первый взгляд не такое уж и сложное дело. Разместить объявление в интернете и побеседовать с кандидатом может любой. Но сделать правильный выбор среди претендентов на вакантную должность – это искусство. Менеджеры розницы знают чувство горького разочарования, когда хороший кандидат вдруг превращается в плохого работника. В чем дело? Что не так? Проблема в неправильном отборе. Большинство администраторов допускают во время собеседования ошибки и принимают на работу «не тех» людей. В итоге покупатели начинают обходить магазин стороной, а продажи падают.
Ошибка №1. Внешность и обаяние
Красивым людям повезло. Свойство человеческого восприятия таково, что внешнюю привлекательность мы часто путаем с умом, профессионализмом и другими качествами. Директору магазина, который ищет в штат сотрудников, не чуждо ничто человеческое, в том числе и заблуждения относительно внешности кандидатов. Часто получается так, что в торговом зале работают симпатичные, но совершенно ленивые и недоброжелательные сотрудники. И не мудрено, ведь красота не имеет ничего общего с качествами хорошего исполнителя.

Кроме того, люди с привлекательной внешностью, часто чувствуют, что достойны более престижной работы. Они вовсе не горят желанием пополнять товар на полке или нравиться покупателям. Зачем? По их мнению, они заслуживают лучшей доли – управлять и производить впечатление, а обслуживанием пусть займутся другие, те, кто попроще.
Люди с заурядной внешностью, впрочем, тоже умело манипулируют собеседником. Лесть, подчеркнутая вежливость и предупредительность обезоруживают даже самых объективных руководителей. Но это тоже не более чем способ подать себя в выгодном свете, причем самый простой и самый безотказный.
Впрочем, это вовсе не значит, что все красавцы и красавицы сплошь лентяи и хамы. Нет, но выбирая из потока кандидатов, лучше держать в уме поговорку «Не все то золото, что блестит».
Ошибка № 2. Трудовая книжка может ввести в заблуждение
Но как оценить человека? Если внешность – критерий не самый объективный, то, может, имеет смысл проанализировать прошлый опыт работы? Что может быть правдивее? Да, заслуги и достижения говорят о кандидате более точную информацию. Но только в том случае, если мы можем ее проверить. Многие кандидаты работают, чтобы получить вожделенную запись в трудовой. Но только лишь для того, чтобы потом устроиться на другое место работы. Стаж отнюдь не означает, что они – прекрасные работники.

Ритейл, в отличие от других видов деятельности, дает прекрасные и равные возможности роста как новичкам, так и профессионалам. Иногда стаж, наоборот, даже мешает. Опытные продавцы менее гибки, берегут свои силы и не любят меняться. Так что анализ профессионального опыта кандидата – дело нужное, но не стоит придавать ему определяющего значения.
Ошибка № 3. Опора на стереотипы
Мы все, выросшие на детективах, любим поиграть в следователя. Что может быть интереснее, чем глубокомысленно задавать вопросы, задумчиво молчать и делать выводы? Для полноты образа не хватает трубки и кресла, чтобы почувствовать себя Шерлоком Холмсом.

И вот мы вовсю наклеиваем ярлыки и ставим диагнозы. Разведен? Значит, не удержится на работе более трех месяцев. Имеет кредит? Будет держаться за место руками и ногами. Но все подобные умозаключения основываются на непроверенных стереотипах. В основе такой «проницательности» лежит обычная нечестность перед самим собой. Тем, кто проводит собеседование, хочется выглядеть уверенно. Но в жертву уверенности обычно приносят объективность.
Ошибка № 4. Сомнительные аналогии
Менеджеры розницы, уже понявшие, что отбирать персонал, опираясь на стереотипы, никуда не годится, подходят к процессу более «научно». К примеру, они ищут что-нибудь общее в качествах претендентов с теми, кто уже работает. Допустим, если у кандидата Светы высшее техническое образование, как у кассира Елены, то ее однозначно стоит принимать на работу. Потому что Елена работает уже второй год и показала себя с лучшей стороны.
Такой метод отбора даже при не очень тщательном рассмотрении не выдерживает никакой критики. Тем не менее, многие им пользуются, потому что он дает иллюзию объективности.

Ошибка № 5. Доверие к кандидату
Когда принять решение сложно, человек начинает интересоваться мнением других людей. Но кого администратор может спросить на собеседовании? Конечно же кандидата! Один из самых частых вопросов так и звучит: «Какие у вас есть сильные и слабые стороны?».
Работодатели слишком сильно полагаются на самооценку во время интервью, исходя из убеждения, что кандидату лгать о себе не имеет никакого смысла: обман рано или поздно вскроется. Но на собеседовании люди порой говорят неправду не из желания соврать, а просто потому, что сами заблуждаются в оценке своих способностей и достижений. Не факт, что человек, грамотно расхваливший себя на собеседовании, исполнительный работник.

Бывает и наоборот. Кандидат может принизить себя, сказав, например, что его самый большой порок – лень. Ну и что? О чем это говорит? Действительно ли он ленив? Нет. Скорее всего, просто самокритичен, а это верный признак хорошего исполнителя. Но мы берем на работу других людей - не самых лучших, а тех, кто оценил себя как самых лучших.
Как же подбирать персонал правильно, чтобы не допустить ошибок? Во-первых, всегда старайтесь проверять рекомендации. Позвоните бывшему начальнику кандидата, задайте вопросы. Во-вторых, возьмите себе за правило делать окончательные выводы о человеке только тогда, когда сами своими глазами увидите результаты его работы. И третье – будьте проще. Не считайте себя умнее и проницательнее других. Люди, которые проходят собеседование, прекрасно видят ошибки, которые вы допускаете во время интервью. Позиция работодателя несколько «ослепляет» менеджера. Если вы поймете и примете это, то будете оценивать кандидатов, может быть, и не так уверенно и категорично, зато более точно и справедливо.
О том, как правильно выбирать сотрудников рассказывал Евгений Мамонов
0
Последние новости
Самое популярное
-
Российский киберпанк: когда склады российских маркетплейсов и ритейлеров станут ...
-
Чат-боты: неочевидные сценарии применения
-
Кейс Braun и Яндекс Маркета: как нестандартные механики помогают продвигать быто...
-
Хостинг для e-commerce в 2025 году: на что обратить внимание, чтобы не потерять ...
-
Как БЫСТРОДЕЛ помогает ТС «Ритейл» повышать операционную эффективность и прибыль...