0/5

6 ключевых трендов на рынке мерчендайзинга в 2020 году

6 ключевых трендов на рынке мерчендайзинга в 2020 году
время публикации: 10:00  24 сентября 2020 года
Пандемия изменила рынок мерчандайзинговых услуг. Но, по мнению руководителя услуги аутсорсинг-мерчендайзинга международной стаффинговой компании ANCOR Валерия Писарькова, основные тренды на этом рынке сформировались гораздо раньше, поэтому можно не просто наблюдать за ними, а уверенно действовать с их учетом.
6 ключевых трендов на рынке мерчендайзинга в 2020 годуРынок мерчендайзинговых услуг сформировался несколько лет назад, его объем в food-канале, по разным оценкам, – приблизительно 50-60 млрд рублей, и этот «пирог» делят между собой пятерка крупных игроков и несколько десятков компаний второго эшелона – небольшие, в том числе, региональные агентства.

Объем рынка в последние годы существенно не меняется, рост канала modern trade и, соответственно, потребности в мерчендайзерах компенсируются эффективностью и оптимизацией – мерчендайзеры идут туда, где они нужны и когда они нужны, не тратя время на отчетность, с которой теперь отлично справляются системы распознавания полки. Минимизируется неэффективное время и время в пути, сокращается объем полевого менеджмента и support-персонала, да и сами ритейлеры делают сильный фокус на выкладку силами собственных сотрудников. 

Это в общем, а что же в частности?


«Обеление» и консолидация

Долгое время основным триггером для заказчиков оставалась цена. Компании, предлагавшие полностью легитимные услуги с точки зрения полного соответствия трудового и налогового законодательства, не могли конкурировать по стоимости услуг с теми, кто, имея такую возможность, обходил законы. Разница могла составлять 30-60%. 

В последние 2-3 года пристальное внимание фискальных органов, совершенствование автоматизированных систем контроля ФНС и обилие проверок заставили, особенно крупных заказчиков, согласиться с тем, что расходы на «обеление» – плата за спокойствие. Компании-лидеры, представляющие услуги мерчендайзинга на рынке, тоже предпочитают работать легально. Кто не перестраивается, остается за бортом.
Можно предположить, что примерно через 1,5-2 года наступит полное «обеление» рынка, а 4-5 крупнейших игроков будут контролировать 90% рынка.

Цена услуги на рынке подросла, небольшие компании стали терять клиентов – и игроками второго эшелона заинтересовались лидеры рынка. За последнее время мы видели 5-6 сделок по поглощениям, отчетливо иллюстрирующих тенденцию к укрупнению. 

Можно предположить, что примерно через 1,5-2 года наступит полное «обеление» рынка, а 4-5 крупнейших игроков будут контролировать 90% рынка.


Эффективность

Ценностью для клиента стала не цена, а эффективность. Клиенты ждут, что им не просто предоставят мерчендайзеров, но и организуют их работу максимально эффективно. Фокус в закрытии услуги перед клиентом сместился с отработанных часов на достижение поставленных проектных KPI. Как и на многих других рынках, клиентский сервис и проактивность тут стали цениться не меньше, чем сама услуга. 

6 ключевых трендов на рынке мерчендайзинга в 2020 году


Гибкость

Во время пандемии выживали те бизнесы, которые смогли быстро адаптироваться к ситуации и перестроить свои рабочие процессы. Рынку мерчендайзинговых услуг тоже пришлось учиться гибкости. За месяцы самоизоляции игроки, заинтересованные в росте и развитии, научились быстро решать сложные и новые для себя вопросы, оценивать реальные потребности рынка и уходить от привычных схем работы. Так, например, в пандемию поток покупателей переориентировался с гипермаркетов на магазины у дома – там потребовалось больше мерчендайзеров.

Даже скептики, которые не верят в эпидемию и не ждут второй волны самоизоляции, наученные опытом этой весны, теперь держат в голове план Б.
 

Производитель vs ритейлер 

Вот уже больше десятка лет ритейлеры и производители экспериментируют с вводом цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта в решение операционных задач и обещают, что мерчендайзинг как вид занятости людей навсегда уйдет в прошлое. Однако пока искусственный интеллект и технологии не научатся сами расставлять товар на полки, мерчендайзеры останутся на своих рабочих местах.
Один территориальный координатор, используя IT-технологии, сможет контролировать 100-200 сотрудников.

Пожалуй, чему и кому действительно технологии придут на смену, так это всевозможным «надстройкам» над мерчендайзерами. Онлайн-отслеживание полок с каждым днем становится все доступнее. Система в течение нескольких секунд определяет, чего не хватает в торговом зале и что не так с выкладкой, и присылает задание мерчендайзеру. 

Супервайзеры, каждый из которых раньше следил за работой 12-15 мерчендайзеров, становятся лишним звеном. Один-единственный территориальный координатор, используя IT-технологии, сможет контролировать 100-200 сотрудников.
 

Дорогой мерчендайзер! 

Падение вакансий мерчендайзеров в апреле, по нашим наблюдениям, составило чуть ли не 50%, перестройка ритейла и вход его в режим ожидания заставили многих временно «захолдить» новые наймы. И традиционный для мерчендайзинга рынок соискателей, казалось бы, сменился рынком работодателей. Но сейчас найм вышел на докризисный уровень – мало того, мы уже наблюдаем, что закрывать эту позицию компаниям становится все сложнее. 

Одним из способов компенсации низких зарплат в мерчендайзинге была возможность иметь параллельную работу и подработки. Нормой было работать параллельно на полный рабочий день на 2-3 работодателей, компенсируя низкие уровни заработных плат их количеством. И последние несколько лет уровень вознаграждений мерчендайзеров оставался без особых изменений.
 
Но автоматизация и цифровой контроль все больше снижают возможности совмещения. И люди предпочитают работать уже не мерчендайзерами, а например, курьерами в доставке или в логистике, потому что там рынок подрос и зарплаты тоже, или трудиться в розничных сетях, гарантирующих стабильность.




Читайте также: Как искусственный интеллект приносит деньги производителям FMCG и офлайн-ритейлерам




Если раньше компании легко расставались с мерчендайзерами, понимая, что в любой момент заменят ушедших сотрудников, и годовая ротация достигала трехзначных цифр, – то теперь стараются с ними сотрудничать, используя те инструменты мотивации и адаптации, которые совсем недавно предназначались только для высококвалифицированных кадров.

Фокус и стратегия привлечения и быстрого ввода в должность меняется на стратегию удержания и долгосрочной мотивации, отчетливо демонстрируя тренд в сохранении полевых команд. 

Можно предположить, что уже в следующем году зарплаты мерчендайзеров подрастут, чтобы достигнуть докризисной покупательской способности.

Валерий Писарьков,
руководитель услуги аутсорсинг-мерчендайзинга 
международной стаффинговой компании ANCOR
 
для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит