0/5

Кадровый перелом: какие HR-события 2018 года определили развитие рынка, и что ждет бизнес в 2019?

Кадровый перелом: какие HR-события 2018 года определили развитие рынка, и что ждет бизнес в 2019?
время публикации: 10:00  26 декабря 2018 года
Теги: прогнозы , HR
С точки зрения кадровых перестановок 2018 год оказался для розницы знаковым.
Кадровый перелом: какие HR-события 2018 года определили развитие рынка, и что ждет бизнес в 2019?

На фото: Марина Тарнопольская, управляющий партнер компании «Контакт» (InterSearch Russia)

Все началось с перехода Ольги Наумовой, генерального директора «Пятерочки», в «Магнит». Это беспрецедентный случай: топ-менеджер крупной структуры переходит к своему прямому конкуренту, от которого отстраивал стратегию и с которым постоянно соревновался. 

По факту вместе с Наумовой в «Магнит» перешла и часть команды «Пятерочки». Все это дало очень мощный импульс сегменту: если два лидера смогли договориться на таком уровне, значит, и другие игроки тоже смогут. Начались активные переходы сотрудников в конкурирующие компании, рынок стал более открытым. В очередной раз стало понятно, что за любым успехом стоят люди, и за лучшими из них всегда будут охотиться.  


Что было? 

С другой стороны, год для розницы выдался тяжелым. 

Потребительская корзина уменьшилась, ситуация в экономике не улучшилась, усилилась борьба за клиента и эффективность. Офлайн-игроки укрепляли направление e-commerce, развивали присутствие на площадках маркейтплейс, omni-channel и всевозможные партнерские проекты в онлайне. 

В связи с этим активно рос спрос на ИТ-позиции: ИТ-директоров, людей, ответственных за разработку мобильных приложений, руководителей e-commerce. Все это в свою очередь требует продвижения, поэтому диджитал-маркетологи и СММ-менеджеры продолжают быть особенно востребованными. 

Другая важная часть – работа с существующими клиентами: все ждут новых решений от CRM-менеджеров и директоров по программам лояльности. Конкуренция ужесточается и главным остается вопрос, как привлечь клиента при падающем спросе. 

Автоматизация всевозможных бизнес-процессов и работа с big data, позволяющей более интересно работать с клиентами и точнее принимать решения о закрытии/открытии торговых точек – еще одна большая тема в ритейле, которая продолжает набирать обороты. И как ни странно, эта задача сегодня сильно завязана на HR-департаментах компаний. 

Здесь идут перестановки, очень требуются люди, которые ориентируются в диджитал-технологиях и знают, как автоматизировать различные функции, в том числе процесс подбора и расчет эффективности каждого сотрудника. В этом случае также встает задача разработки мобильных приложений, ориентированных на внутреннюю аудиторию: в силу обширной географии многие компании заинтересованы в создании решений, которые позволят сотрудникам проходить обучение в онлайн-режиме и управлять различными задачами «на удаленке». 

Кадровый перелом: какие HR-события 2018 года определили развитие рынка, и что ждет бизнес в 2019?

Следующий тренд касается больших розничных игроков: компании начали активно выстраивать структуру, делиться, создавать макрорегионы, усиливать команду. Некоторые, пройдя этап разбивки на макрорегионы, начинают организовывать крупные единицы под макрорегионами. Большой бизнес продолжает расширяться, поэтому сильные региональные управленцы остаются в топе интересов розничных работодателей. 

Помимо этого, компании хотят, чтобы и специалисты, и руководители были многостаночниками. Растет число кроссфункциональных переходов в рамках одной структуры: появляются новые вызовы, стратегии становятся масштабными, и для их совершенствования нужны знания не в одной области, а во многих. Например, логисту, который хочет хорошо выстроить каналы снабжения вплоть до последнего магазина, нужно знать процессы закупки и управления розницей.


Что будет?

Все больше компаний ставит вопрос о корректировке своей стратегии. Поэтому люди, отвечающие за развитие и поиск новых направлений, ниш, каналов продаж – самые востребованные на рынке. Многие бизнесы в связи с этим обращаются к формированию Советов директоров, которые помогают выстраивать стратегию, но не занимаются операционным управлением. Причем эта тенденция касается тех компаний, которым СД нужен не из-за требований законодательства или выхода на IPO, а именно для формирования принципов дальнейшего развития. 

Направление, связанное с omnichannel, e-commerce и маркетплейс будет активно двигаться вперед, а потребность в специалистах – наращиваться: здесь есть, куда стремиться. 

По оценкам экспертов, доля е-кома и маркетплейсов на российском рынке сегодня гораздо меньше по сравнению с тем, что происходит в мире. За рубежом распределение каналов продаж во многих торговых сетях составляет 60% на 40% в пользу онлайна, и все игроки движутся к цифре 50% на 50%, снимая в принципе это деление, т.к. один канал помогает продавать другому. 








В России данное соотношение иное: в единичных случаях доля е-кома достигает 30%, а большинство компаний держится на уровне 5-10%. Поэтому ниша не заполнена, перспективна и активна, а значит, потребует еще больше профессионалов – ИТ-специалистов, маркетологов, разработчиков. 
 
Другой важный тренд – усиление позиции директора по эффективности, которая пока встречается нечасто, но скоро станет ключевым трендом на кадровом рынке в рознице. Эта должность будет объединять несколько блоков, включая ИТ, логистику, развитие e-comm, а в задачи будет входить повышение показателей эффективности сети в целом. 

Зарплаты увеличиваться не будут, скорее всего, прирост составит 5-8% в рамках инфляции. Максимально положительная динамика будет у компаний, делающих систему компенсаций сильно заточенной на конечный результат. И только некоторые люди, которые будут достигать этих KPI, смогут зарабатывать в несколько раз больше, чем другие. 

В компаниях среднего бизнеса будет все чаще внедряться мотивация на основе LCI: чтобы избежать частых переходов, собственники будут привязывать топ-менеджеров к более долгосрочным программам. 

Марина Тарнопольская, 
управляющий партнер компании «Контакт» (InterSearch Russia)

0
Реклама на New Retail. Медиакит