0/5

Как привлечь и удержать синих воротничков: 10 условий привлекательности ритейлера

Как привлечь и удержать синих воротничков: 10 условий привлекательности ритейлера
время публикации: 10:00  20 июля 2021 года
На рынке труда в ритейле остро ощущается дефицит линейного персонала – так называемых «синих воротничков». С наступлением осени нехватка только возрастет. В таких условиях особую важность приобретает схема работы сотрудниками. Какие факторы способствуют привлечению и удержанию кадров?
Как привлечь и удержать синих воротничков: 10 условий привлекательности ритейлераТатьяна Кабешова, директор управления индустриального сектора, кадровая компания UNITY.

Весна и лето – высокие сезоны для ритейлеров, набирающих синих воротничков. С августа по сентябрь, когда студенты вернутся в университеты, а часть кандидатов займется сбором урожая на дачах, нехватка кадров будет ощущаться еще острее. 

И после небольшого затишья с середины октября до середины ноября рынок снова ждет ажиотажный спрос на рабочую силу. Развитие сервисов доставки совпало с оттоком трудовых мигрантов. В условиях кадрового голода востребованные кандидаты диктуют свои условия, и компаниям не остается ничего другого, как работать над улучшением своего предложения.


Ключевые факторы привлечения и удержания кадров


1. Официальное оформление. 

Синие воротнички выходят из сектора неформальной занятости и выбирают оформление в штат или по договору оказания услуг. Варианты сотрудничества с компанией в качестве самозанятого также рассматриваются, но кажутся соискателям менее привлекательными, так как при таком формате они не получают соцпакет. 

Чтобы не потерять кандидата, который откликнулся на вакансию, многие компании предлагают трудоустройство в день обращения.

2. Гибкий график. 

Большинство работодателей не готово предлагать гибкий график. Например, сократить рабочий день с 12 до 8 часов и сформировать индивидуальное расписание для каждого сотрудника. С этой позиции наиболее интересными оказываются предложения кадровых провайдеров, которые идут навстречу кандидатам: так, у них встречаются плавающие графики с одним рабочим днем в неделю.

3. Конкурентная ставка. 

Понимая, насколько сейчас востребована рабочая сила, синие воротнички не боятся остаться без предложений и легко меняют компании. Они могут передумать выйти на смену, увидев на работном сайте вакансию со ставкой на 20-30 руб. выше. Компании, испытывающие острую нехватку кадров, резко повышают зарплатное предложение, заставляя конкурентов тоже бороться за кандидатов рублем. 

Однако на дефицитном рынке деньги не решают всех проблем с наймом. Так, компаниям крайне сложно преодолеть трудности, обусловленные региональной спецификой. С закрытием границ особенной популярностью пользуются курорты Юга России: жители Краснодарского края – как синие воротнички, так и офисные работники – отказываются от выгодной долгосрочной работы, чтобы получить максимум от туристического наплыва. 

Этим летом ритейлеры повысили ставку в среднем на 50%, и сейчас работник зала на Юге может заработать больше, чем в столице. Однако потенциальные кандидаты рассматривают другие варианты заработка: от торговли на пляже, привлечения туристов в гостиницы (отельеры предлагают вознаграждение в размере 30% от дохода с одного клиента) до открытия палатки. 

4. Увеличение ставки за счет стажа. 

На входе в компанию работодатель может предложить среднерыночную ставку, гарантируя, например, 5-процентную индексацию каждые три месяца. Это практика поможет удержать персонал, если обязательства будут честно выполняться.

5. Регулярные выплаты.
 
Синие воротнички хотят получать выплаты чаще двух раз в месяц и без задержек. Некоторые кандидаты претендуют на ежедневные переводы. Наиболее оптимальный, компромиссный вариант – еженедельные выплаты.

Обучение персонала

6. Полный соцпакет. 

Заключается ли с кандидатом трудовой договор, или договор на оказание услуг, он претендует на обширный набор льгот. Из медицинских: ДМС, компенсации больничных листов и медкнижкки (последняя льгота может выплачиваться после 30 смен). Возмещение затрат на проезд интересует не только вахтовиков, но и местных кандидатов, которые хотели бы получать по 150 руб. в день на дорогу. 

Кроме того, сотрудники рассчитывают на компенсацию стоимости формы (один комплект для работника склада может стоить 7 000-8 000 руб.). Вместо небольших выплат на один комплексный обед в день ждут трехразовое питание в корпоративной столовой.
 
7. Подарки от компании и скидки на продукцию. 

Раньше ритейлеры устраивали розыгрыши призов (телевизор, телефон, кухонный комбайн и др.) на дни рождения магазина, склада. Сейчас, чтобы стимулировать прививочную кампанию и удержать сотрудников, подобные акции устраивают ежедневно. Единичные случаи – розыгрыши подарков, не относящихся к продукции компании: путевок на море, шуб. Однако, предлагая такие призы определенной категории персонала (тем, кто занимает позиции, которые сложно закрывать кандидатами с внешнего рынка), можно обеспечить ротацию кадров: например, стимулировать работников зала переучиваться на кассиров. 

8. Программа «Приведи друга». 

В привлечении и удержании вахтовиков помогает программа «Приведи друга». После 10 отработанных смен рекомендатели получают выплаты за своих протеже (в размере от 1500 до 3000 руб.). Реферальные программы остаются одним из немногих инструментов, позволяющих оперативно увеличить поток кандидатов.




Читайте также: Студент на лето: как привлечь молодежь для работы в сезон




9. Личность руководителя. 

Зачастую именно от качества работы бригадира зависит, будет ли текучка кадров на складе. На его плечи ложится инструктаж, координирование сотрудников и формирование заявок для отдела подбора. Важно уделить особое внимание претендентам на эту позицию: они должны быть опытными, коммуникабельными и стрессоустойчивыми. Необходимо продумать инструменты мотивации, в частности размер доплат к окладу.

10. Репутация компании.  

Многим компаниям, в том числе известным брендам, сложно конкурировать за вахтовиков с теми, кто уже давно наладил работу с региональными рынками. Ритейлер может использовать различные рекламные инструменты, размещая свое предложение как в интернете, так и в газетах, которые по-прежнему пользуются интересом в небольших городах, однако масштабные информационные кампании не гарантируют хороший кандидатский поток. Жители регионов предпочитают проверенных работодателей и скептически относятся к «новичкам» (даже если те предлагают ставку выше). 

Единственное, что может помочь компаниям, – внимательное отношение к принятым на работу и выполнение всех обязательств (обещанные в вакансии премии за выработку, компенсация проезда, питания, комфортное общежитие и т.д.). На следующий год подобрать вахтовиков будет проще за счет эффекта сарафанного радио. 


Что отпугивает соискателей


Водителей-курьеров отталкивает отсутствие таких льгот, как оплата бензина и компенсация за амортизацию. В меньшей степени кандидаты интересуются вакансиями, которые предполагают широкий функционал: пешим курьерам-универсалам нужно и собирать, и доставлять заказы.

Несмотря на кадровый голод, ряд компаний предъявляет достаточно строгие требования к подготовке кандидатов. Так, претендентов на позиции курьеров и сборщиков заказов отпугивают сложные тренинги и тестирование. Они отдают предпочтение более простой работе со ставкой на 10-20% ниже. Вместе с тем фокус на бесплатное обучение может заинтересовать кандидатов, если преподнести его как шанс освоить новую профессию, например, стать водителем погрузчика, стропальщиком. Абстрактное обещание долгосрочного карьерного роста мало интересует синих воротничков: этот пункт предложения не сделает вакансию более привлекательной.

Татьяна Кабешова, 
директор управления индустриального сектора, кадровая компания UNITY.

Для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит