От экзотики к практике: рынок научился переключаться между удаленной и гибридной моделями работы
время публикации: 10:00 31 августа 2021 года
Cornerstone провела опрос с целью зафиксировать отношение бизнеса к модели удаленной и гибридной работы. На сегодняшний день отношение и российских компаний, и сотрудников, в целом можно признать уже сформировавшимся. Обе модели перестали восприниматься как вынужденная необходимость, и теперь – это часть устоявшейся практики. Бизнес принял новые форматы и научился легко «переключаться» между ними, пользуясь их преимуществами, и исправляя недостатки.
Ольга Ворошилова, Партнер Cornerstone.Удаленный формат работы - не открытие для российского бизнеса. В той или иной степени, до 2020 года эту модель уже активно использовали 50% опрошенных компаний. Хотя чаще это касалось выделенных сотрудников или, по экономическим соображениям, целых отделов.
Для сравнения, до 2020 года не использовали удаленную работу 41,7%. Поэтому в период локдауна, когда компании были вынуждены перевести большую часть сотрудников на «удаленку», можно говорить, что тренд получил дополнительный импульс. Это подтверждает, то, что почти 60% компаний сообщили, что сохранили для работников возможность работы из дома после снятия ограничений.
В период локдауна в разных отраслях процент сотрудников, переведенных на удаленку различался. Компании ИТ и телеком секторов перевели на удаленный формат больше 90% персонала. Они же после завершения активной фазы локдауна предпочли всех, кого переводили, оставить дома. Промышленные компании переводили в основном административный аппарат. FMCG компании сообщают о небольшом проценте сотрудников на домашнем режиме.
Сегодня полностью или частично остались работать из дома отделы «HR и финансы» (41.7%), «IT и маркетинг» (33,3%), юристы, административный персонал и продажи (25%). Удаленный формат показался удобным и поэтому сохранится в 41,7% компаний. Не планируют возвращаться к «удаленке» 33,3%. Сохранить режим, но только до конца 2021 года, планируют 25% опрошенных.
Не (волшебная) таблетка
Несмотря на то, что удаленный формат, и для бизнеса, и для самих сотрудников, на первом этапе оказалась вынужденной, 66,7% компаний оценивают опыт как положительный. 65,5% сотрудников относятся также положительно к этой модели. Топ-менеджеры и руководители с нейтральным отношением предпочитают лично для себя комбинированный подход.
Отрицательным опыт назвали 25% компаний, преимущественно из отраслей FMCG и нефтегазового сектора. О негативном отношении и преимуществах офисной работы заявили 17,2% руководителей.
Какие преимущества удаленной и гибридной модели выделяют компании и сотрудники?
В первую очередь, компании называют сокращение накладных расходов (66,7%), возможность нанимать сотрудников из разных регионов (33,3%), сокращение «текучки» кадров (25%).
Среди минусов - проблемы с контролем работы и эффективным управлением временем сотрудников (66,7%), падение продуктивности и качества работы (33,3%), рост накладных расходов на оборудование и информационные системы (16,7%).
Сотрудники отмечают экономию средств и времени (79,3%), возможность проводить больше времени с семьей (65,5%), снижение контроля и давления со стороны руководства (37,9%).
Вне зависимости от должности, работа – это зачастую стресс и давление, но при комбинированном или гибридном режиме такие негативные эффекты становятся менее ощутимыми. Сотрудники среди недостатков отмечают, в основном, коммуникационные проблемы, такие как оторванность от коллектива (41,4%), и трудности самоорганизации: переключение между рабочими и личными вопросами (58,6%), организация рабочего пространства (41,4%). О проблеме контроля над подчиненными заявили 24,4% руководителей.
Cпешка с предоставлением сотрудникам доступа к новым ИТ-инструментам была для многих работодателей неожиданной. При этом 44,8% процентов сотрудников, считают, что компании полностью или частично обеспечили возможность работать из дома.
Читайте также: 41% удаленных работников не хотят возвращаться в офис
Модели работы становятся гибкими
После завершения предыдущей фазы пандемии, наиболее комфортным для себя комбинированный подход, то есть, работу 2-3 дня в офисе, назвали 51,7% опрошенных сотрудников. Такой результат можно объяснить, тем, что человек 2-3 дня в неделю находится в офисе и выполняет свои обязанности в привычной обстановке, при этом, общаясь со своими коллегами.
В рамках этой структуры группы или отделы могут работать удаленно или внутри компании. Например, команда по маркетингу может быть вне офиса, в то время как команда продаж появляется в офисе каждое утро. При этом гибридная модель не означает, что сотрудники разделяют свое время. Это скорее гибкий стиль работы, который становится общепринятым для рынка.
Ольга Ворошилова,
Партнер Cornerstone.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- Интерактивные элементы, которые повышают онлайн-продажи и лояльность клиентов
- Изменения в маркировке безалкогольных напитков: как принимать и списывать товары...
- Как бизнесу выжить в «алом океане»: мнения экспертов
- VR и AR в ритейле: как технологии использовать в продажах
- Налоги и отчётность в декабре 2024: что платить и сдавать