От схемы «человек-человек» к «человек-машина»: эта и другие особенности управления персоналом в условиях «новой нормальности»
время публикации: 10:00 29 декабря 2020 года
В настоящее время рынок труда переживает серьезную деформацию, – из «рынка работодателя» он превращается в «рынок работника». Кандидаты – это клиенты, для которых нужно создать особое ценностное предложение. Соответственно, и договор должен быть взаимовыгодным сотрудничеством. Какие еще HR-тенденции набирают обороты во всем мире?
Наталья Райш, советник исполнительного директора Мебельного холдинга «Ангстрем» по организационному развитию и управлению персоналом.В условиях «новой нормальности» можно выделить несколько основных тенденций в сфере управления персоналом, которые получат свое развитие в ближайшей перспективе.
Во-первых, HR-маркетинг
Искать квалифицированный персонал с каждым годом становится все труднее, рынок труда очень деформирован, и работодателям требуются новые инструменты поиска и привлечения нужных кандидатов. Сегодня на рынке труда усиливается конкуренция за лучших потенциальных работников. Происходит полная смена парадигмы «работник и работодатель». В настоящее время не компания выбирает работника, а работник компанию. Кандидаты рассматриваются компаниями-работодателями, как «клиенты», и для них формируется специальное ценностное предложение. При этом сами кандидаты на собеседовании говорят о своих уникальных предложениях, которые усиливают конкурентоспособность работодателя.
Теперь каждый соискатель – индивидуальность, а трудовой договор – взаимовыгодное сотрудничество.
Расширяется также география поиска по всей территории РФ и СНГ. При этом молодые соискатели рассматривают релокацию не как трудность, а как приключение.
Во-вторых, автоматизация, роботизация и диджитализация HR-сервисов
Практически все сервисы, предоставляемые HR-службой, переходят из системы коммуникации «человек-человек» в систему «человек-машина». При отборе кандидатов активно используются соцсети и «робот Вера», видео-резюме или собеседования по Zoom, скайпу.
Создание «личных кабинетов» или специальных «киосков» для работников позволяет им получать кадровые сервисы в любое время и без визита к сотрудникам кадровых служб. Это особенно важно и удобно для удаленных территорий или производственных участков. Также надо отметить такие формы как интерактивные корпоративные порталы, развитие HR-аналитики, онлайн обучение и многие другие.
В-третьих, внимание к личности кандидата
При оценке молодого сотрудника все больший акцент делается не только на его профессиональные качества, а на социальный интеллект – коммуникации, адаптивность, лидерский потенциал, клиент-ориентированность, способность к обучению, умение работать в команде и нацеленность на результат. Важными элементами оценки являются также уровень воспитания и этики молодого кандидата. Со своей стороны молодые кандидаты отдают преимущества тем работодателям, которые способны обеспечить комфортную рабочую среду, что позволяет соблюсти баланс между работой и личной жизнью.
Изменения подходов к организации труда
За 2020г изменились подходы к организации труда, в первую очередь, эти изменения связаны с пандемией. Это так называемая «работа на удаленке». Практически все организации страны столкнулись с проблемами организации труда в таком формате.
● Проблема 1. Работа в гибком дистанционном режиме не была закреплена законодательно, то есть в ТК РФ такой режим работы не был указан.
● Проблема 2. Не определены были принципы и нормы оплаты труда «удаленных работников», компенсации им расходов на электричество и интернет, использования личного рабочего места, персонального компьютера, средств оргтехники и связи. Также не определены правила передачи имущества предприятия работнику для организации работы «на удаленке».
● Проблема 3. Неготовность регионов к тотальной цифровизации. Во многих городах России, особенно регионах Сибири, Дальнего Востока и Заполярья, нет качественной интернет связи. А имеющиеся интернет сети несли колоссальную нагрузку и были просто перегружены.
● Проблема 4. Постепенное «закрытие» регионов на карантин. В каких-то регионах предприятия или «дочки» уже были «закрыты», а в каких-то еще работали. Пришлось очень быстро перестраивать процессы, особенно в части работы с клиентом. Лучше всего себя чувствовали компании, которые уже имели разветвленную сеть коммуникаций.
● Проблема 5. Снижение производительности труда. Ослабление контроля и отсутствие социума привело к снижению уровня вовлеченности работников в производственные процессы, а часто – к апатии и нежеланию трудиться.
● Проблема 6. Новые требования к системам управления. Поддержать уровень производительности труда в режиме массовой удаленной работы – это вызовы для современного руководителя, требующие иных технологий управления в области принятия решений, постановки задач, контроля исполнения и коммуникаций. Эти процессы тоже пришлось очень быстро изменять и находить нестандартные решения.
Изменения в системе мотивации
В системе мотивации больше всего изменений произошло в части нематериального стимулирования, командообразования, проведения корпоративных праздников и программ по вовлеченности персонала.
Как вовлекать людей – дистанционных сотрудников, если они находятся далеко, в апатии или депрессии, в стрессе или страхе возможных перемен? При этом вы еще и ограничены бюджетом в связи с огромными финансовыми потерями компании. Для сотрудников HR-служб это был «фокус 2020». Мотивация избегания неудач для удаленных сотрудников должна быть переведена в мотивацию достижения успеха с использованием новейших технологий удаленного взаимодействия.
Согласно последним исследованиям Фонда Карнеги, для 48 % «миллениалов» материальная часть мотивации также не является главным фактором. Они предпочитают работу в условиях многозадачности или проектной деятельности, что позволяет им наращивать личную экспертизу и прокачивать разные soft skills. На практике это означает, что наибольшее внимание будет уделяться различным программам обучения, выстраиванию общих и индивидуальных планов развития.
Читайте также: Новые требования профессионалов к работодателям: никаких эмоций – только деньги, репутация и быстрая реакция
Робот или человек
Здесь я хотела бы сослаться на совместную разработку Сколково и Агентства стратегических инициатив (АСИ) – «Атлас новых профессий». Это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет.
1 группа – это профессии, которые будут востребованы «завтра», то есть в ближайшее десятилетие. Многие из этих профессий существуют уже сегодня. Например, энергоаудитор, сетевой врач, ГМО-агроном, виртуальный адвокат.
2 группа – это профессии, которые потребуются «послезавтра», то есть в ближайшие 15-20 лет. Это профессии, которые являются новыми не только для России, но и для других стран. Например, киберпротезисты или программисты виртуальных миров.
Профессии, которые «уйдут на пенсию» в ближайшие 10 лет – это такие профессии, как бурильщик, сметчик, турагент, журналист, диагност, аналитик, испытатель и многие другие, их в ближайшее время могут заменить роботы или искусственный интеллект.
Прогноз на ближайшие несколько лет в сфере управления персоналом
HR как бизнес-партнер. HR-директор должен не просто возглавлять функциональное подразделение, но быть полноценным бизнес-партнером, активно включенным в жизнь бизнеса.
Повышение эффективности организации, ее конкурентоспособности в долгосрочной перспективе связано не только с автоматизацией и совершенствованием производства, но, в первую очередь, с ее кадровым потенциалом. Самым дефицитным ресурсом на сегодня является человеческий ресурс и способы его капитализации.
Современные руководители заинтересованы в повышении производительности труда, эффективности бизнес-процессов, оптимизации организационных структур, новых управленческих инструментах, объединении процессного и проектного управления. И практически во всех программах, связанных с изменениями в бизнесе, участвует HR-лидер, как идеолог и организатор этих изменений.
Наталья Райш,
советник исполнительного директора Мебельного холдинга «Ангстрем»
по организационному развитию и управлению персоналом.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- Кейс: Теряли деньги в несезон из-за текучки продавцов, а потом внедрили корпорат...
- Кейс сети «ВинЛаб»: как быстро масштабировать торговую сеть
- «В1» от Магнита планирует завоевать рынок в 2024-ом: возможно ли это?
- Гид по Russian Retail Show и Выставке Retail TECH 2024: спланируйте участие с ма...
- Продажи на российских маркетплейсах: тренды и бренды-лидеры в основных категория...