Если ритейлер ставит перед собой цель – расширять розничную сеть, то рано или поздно возникает необходимость в грамотных управляющих магазинами. Именно сейчас кадровый рынок предлагает более тысячи управленческих вакансий. Чтобы понять – соответствует ли ваш опыт этой работе, примите к сведению «обязательный минимум» компетенций, необходимых для успешного трудоустройства.
Как только бизнес начинает идти в гору, компания развивается, укрупняется, собственнику необходимо переключаться на вопросы стратегического развития. Необходимо думать о расширении ассортимента, увеличении объемов продаж, уделять больше времени работе с поставщиками, заниматься открытием новых точек продаж, филиалов, дополнительных складов и офисов. Следить за работой каждого конкретного магазина директор уже не может, да и не должен.
На определенном этапе развития бизнеса необходимо делегировать эту задачу управляющему, наемному менеджеру. Надо признать, что настоящих профессионалов в этой профессии не так много, поэтому они всегда востребованы на кадровом рынке и их труд хорошо оценивается. Так, заработная плата управляющего магазином в Москве и области сейчас составляет в среднем 65 000 – 85 000 руб.
На сегодняшний день в Москве и Подмосковье открыто 1040 вакансий для управляющих магазином. Предложения на кадровый рынок поступают не только от небольших розничных точек, но и от крупных сетевых магазинов. Это компании-работодатели из различных областей ритейла: продукты питания, книги, игрушки, предметы интерьера, одежда и обувь, бытовая техника, косметическая продукция и т. д. Если вы заинтересованы в поиске работы, хотите попробовать себя в качестве управляющего, постарайтесь посмотреть на эту должность глазами собственника бизнеса и ответить на несколько вопросов.
1. Каким, с точки зрения, работодателя, должен быть идеальный управляющий?
В первую очередь, он должен быть честным, организованным и ответственным, чтобы ему можно было доверить управление всеми бизнес-процессами магазина, материальными ценностями и оборудованием и, самое главное, денежными средствами.
Также, работодатели хотят, чтобы управляющий обладал лидерскими качествами и навыками работы с командой, так как ему необходимо организовывать и контролировать работу линейных сотрудников, руководить коллективом магазина, поддерживать доброжелательную атмосферу в команде. Безусловно, этот человек должен быть коммуникабельным и стрессоустойчивым, потому что работа с покупателями требует выдержки и умения быстро и адекватно реагировать на возникновение конфликтных или нештатных ситуаций.
2. На что обращают внимания работодатели, когда анализируют резюме соискателей?
В первую очередь, на опыт работы. Для директора важно, как складывалась карьера кандидата: в каких компаниях и на каких позициях работал, какие функции выполнял, как часто менял работу. Так называемых «прыгунов», меняющих работу раз в год и чаще, работодатели не любят и относятся к ним с настороженностью. Это закономерно, ведь с хорошими сотрудниками компании не расстаются так часто, а наоборот стремятся удерживать в коллективе. И если человек постоянно меняет работу, он или конфликтен, или нечист на руку, или безответственен.
Также, для работодателя важен опыт в определенной отрасли, каждый руководитель стремится найти сотрудника, тем более управленца, уже знакомого с рынком. Это позволяет сократить время обучения и «погружения» в специфику бизнеса.
Среди прочих требований к соискателям важно наличие высшего образования, обучения на курсах, семинарах, тренингах по управлению персоналом, проведению переговоров, работе с возражениями. Безусловно, важен опыт руководящей работы в розничной торговле или близкой сфере, связанной с управлением людьми, например, в отельном или ресторанном бизнесе. Зачастую опыт работы в определенном сегменте рынка.
3. Какие основные задачи должен ежедневно решать управляющий:
Управляющий торговой точкой, это «человек-оркестр», – он должен уметь буквально все: реанимировать «зависшую» кассовую систему, составить график работы продавцов-консультантов при 20% нехватке кадров, и организовать распродажу зимней одежды в июле. Ему необходимо быть готовым к любой ситуации: конфликту покупательниц в торговом зале во время распродажи парфюмерии, последствиям детских шалостей в отделе игрушек, претензиям пожилых покупателей в отделе бытовой техники.
Он несет ответственность буквально за все: отсутствие размена у кассиров, опоздания продавцов, задержку с выплатой арендной платы и просроченный йогурт на полке. Но все это разнообразие обычно маскируется за вполне сдержанными формулировками в стандартных описаниях должностных обязанностей:
организацию эффективной работы магазина или торговой точки;
обеспечение выполнения планов продаж;
организацию, координацию и контроль деятельности персонала магазина;
взаимодействие с государственными структурами;
анализ показателей работы торговой точки;
разработку мероприятий, направленных на увеличение показателей продаж;
администрирование (ведение документооборота, подготовка отчетности, взаимодействие с контролирующими органами, администрацией торгового центра и т. п.).
4. Какие знания потребуются управляющему для успешной работы?
Основы маркетинга и рекламы. Эти знания необходимы для решения одной из главных задач управляющего – увеличении продаж конкретного магазина. Также они необходимы при планировании рекламных акция, промоакций, дегустаций и других мероприятий по продвижению продукции. Как правильно провести сезонную акцию, как организовать распродажу, что интересного можно придумать для покупателя кроме ярлычка с надписью «Скидка»? Все это необходимые инструменты в работе управляющего.
Основные принципы мерчендайзинга. Грамотное планирование торговой зоны, правильное расположение товаров и рекламно-информационных материалов в магазине многократно повышает продажи. Правильное зонирование и хорошая выкладка помогают создать комфортную атмосферу в магазине и влияют на лояльность покупателей. Любой специалист ритейла знает, – чем больше магазин нравится покупателям, тем чаще они в него заглядывают, а чем больше покупателей, тем выше продажи.
Методы управления персоналом. В обязанности управляющего магазином входит управление линейными подчиненными, постановка задач и контроль их выполнения, ведение графиков работы персонала, поддержание дисциплины и рабочей атмосферы в команде, обучение новых сотрудников, их адаптация и развитие. Управляющему необходимо владеть основами управления людьми и постоянно совершенствовать свои навыки в этой области.
Управляющий магазином – это востребованная профессия. Ее нельзя назвать простой, – она требует постоянной мобилизации и на этой должности «не расслабишься». Но она многое дает тому, кто успешно справляется с обязанностями.
Во-первых, эта работа хорошо оплачивается. Если вы хорошо себя зарекомендуете, то кроме стабильного оклада можете претендовать на премии и бонусы и в интересах работодателя удерживать хорошего сотрудника.
Во-вторых, это хорошая управленческая школа. Постоянная активная работа позволяет быстро развивать управленческие навыки и наращивать компетенции.
В-третьих, на этой должности можно сделать карьеру. Отработав несколько лет в должности управляющего магазином или точкой продаж, можно претендовать на позицию управляющего сети или регионального подразделения.
Так что в условиях современного кадрового рынка эту позицию можно вполне использовать в качестве «карьерного лифта». Успешной карьеры!
Наталья Сторожева,
генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»