0/5

Сложный расклад: 5 проблем при найме мерчандайзеров

Сложный расклад: 5 проблем при найме мерчандайзеров
время публикации: 10:00  05 марта 2021 года
Несмотря на многочисленные прогнозы об автоматизации магазинов и сфокусированности ритейлеров на собственном персонале торговых точек, мерчандайзеры по-прежнему остаются одной из самых востребованных в ритейле позиций. А процесс найма и управления этими специалистами сопряжен с целым рядом сложностей.
Сложный расклад: 5 проблем при найме мерчандайзеров


О том, как эффективно нанять и организовать работу мерчандайзеров, рассказывает Валерий Писарьков, директор ANCOR Merchandising.
 



Не идут


Низкие зарплаты и невозможность их увеличения – самая большая и очевидная проблема рынка на текущий момент. Работодатели, вынужденные в кризис урезать бюджеты, не могут стимулировать соискателей заработными платами. 

В Москве мерчандайзеру предлагают в среднем 33–37 тысяч рублей, в регионах – около 24–26 тысяч. Даже у курьера или комплектовщика зарплата существенно выше (до 50-60 тысяч в Москве). Неудивительно, что вместо того, чтобы раскладывать товары на полке, люди предпочитают работать в доставке.

Мотивации делать карьеру у большинства мерчандайзеров тоже нет, поэтому обещать повышение и карьерный рост практически бессмысленно. Метод «кнута» тоже не работает: уволенный мерчандайзер уже на следующий день найдет себе другую работу – спрос на рынке существенно превышает предложение. Однако найти специалистов все-таки можно.
 
Во-первых, важен канал поиска мерчандайзеров. Классические инструменты подбора «активных» соискателей теряют свою эффективность. Работные сайты таргетируют одну и ту же аудиторию и помогут мало: соискатели приходят на портал, размещают резюме, через день-два трудоустраиваются. А «мертвые» анкеты остаются на портале, и рекрутеры зачастую покупают доступ именно к ним. 
Даже когда трудовой договор подписан и мерчандайзер вышел на работу, радоваться рано. Большой процент мерчандайзеров, особенно без опыта работы в этой сфере, не может продержаться и неделю.

Оптимальный способ найма мерчандайзеров, особенно если нужно закрыть сразу большое количество позиций, – это работа со специализированным агентством, которое обладает экспертизой в поиске и привлечении данных специалистов и постоянно актуализирует свою горячую базу соискателей. 
 
«Ключик» к душе непостоянного мерчандайзера тоже имеется: больше всего они ценят стабильность работы и своевременность выплат. Представители этой профессии активно пользуются потребительским кредитованием, поэтому получать зарплату день в день для них насущная необходимость.


Адаптация


Даже когда трудовой договор подписан и мерчандайзер вышел на работу, радоваться рано. Большой процент мерчандайзеров, особенно без опыта работы в этой сфере, не может продержаться и неделю. Одна из причин ухода – отсутствие правильной адаптационной программы.

Дело в том, что на практике успешность работы мерчандайзера зависит не только от программ обучения прямого работодателя (он, скорее всего, даст подробную инструкцию, что и как нужно делать, тренинг по шагам визита, продукту и стандартам выкладки), но и от представителей торговой точки. Они могут, например, попросить помочь сотрудникам торговой точки или мерчандайзерам другого бренда. Формально специалист не обязан соглашаться, но фактически лучше научиться работать по правилам, принятым в конкретном магазине: умение соблюсти баланс между собственными задачами, спецификой и потребностями конкретной точки существенно облегчает работу.

Следовательно, прежде чем выводить новых сотрудников в магазины, нужно провести адаптационные мероприятия, подготовить людей не только к основным обязанностям, но и научить коммуницировать с представителями торговой точки, представителями других брендов и учитывать негласные требования к профессии и специфику каждой конкретной сети.

Сложный расклад: 5 проблем при найме мерчандайзеров
 

Высокая текучесть кадров


Как показывает практика, даже после адаптации текучка кадров среди этих специалистов может превышать 80–100%. Причиной тому человеческий фактор: не сработался с супервайзером, с руководством торговой точки, предложили работу с зарплатой чуть выше, решил сменить сферу деятельности.
 
Крупные производители уже довольно давно поняли, что инвестировать средства в рекрутинг и мотивацию такого персонала дорого и сложно, поэтому стараются не держать свою команду мерчандайзеров, а отдавать на аутсорсинг процесс найма таких команд, управления и руководства ими.

Такая политика позволяет бороться и со скоростью закрытия вакансий. Подрядчик постоянно актуализирует базу соискателей, знает, как оперативно привлечь кандидатов в том или ином городе и регионе, и понимает, как закрывать потребности клиента. Увольнение того или иного мерчандайзера или даже нескольких перестает быть проблемой: подрядчик тут же заменяет людей, ему не нужно тратить время на поиски кандидатов, следовательно, компания не остается без обслуживания своих брендов в торговых точках.




Читайте также: 6 ключевых трендов на рынке мерчендайзинга в 2020 году


 

Скрытые затраты


Одна из неявных проблем, связанных с наймом мерчандайзеров и управлением ими, – это наличие скрытых затрат. Казалось бы, посчитали все: стоимость поиска и найма, стоимость адаптации, затраты, связанные с естественной текучкой кадров, но почему-то в итоге специалист все равно стоит дороже, чем планировалось.
 
Некоторые расходы на мерчандайзеров предусмотреть действительно сложно. Так, например, в пандемию ритейлеры обязали весь персонал, включая мерчандайзеров, работать в масках и перчатках. Взять на себя эти затраты должны прямые работодатели мерчандайзеров. 
Даже после адаптации текучка кадров среди этих специалистов может превышать 80–100%. Причиной тому человеческий фактор.

Те провели замеры, посчитали, что их мерчандайзер будет работать с товаром Х часов, а по факту специалист еще выполняет поручения руководства магазина и на его прямые обязанности времени остается меньше. Вроде мелочи, но из них складываются дополнительные косты. Также значимым расходом остаются затраты, связанные с увольнением мерчандайзеров и расторжением трудовых договоров.
 
Минимизировать их сложно, лучше заранее узнать, как и на каких условиях работают мерчандайзеры в конкретных точках, какие возможны риски, и заложить в бюджет соответствующие траты.
 

Репутационные риски


Мерчандайзеры часто нужны на время, например, в сезон. Компания, которая нанимает персонал самостоятельно, вынуждена или искать обходные пути, чтобы не оформлять персонал в штат, или рисковать репутацией в тот момент, когда придется массово увольнять людей.

Есть и другие, менее очевидные репутационные риски. Не все работодатели понимают, что мерчандайзеры склонны забывать, на кого они работают. Официально человек устроен в одной компании, а подрабатывает за вознаграждение еще в двух-трех. Кто-то вовремя не заплатил, и вот в отзовиках появляются негативные сообщения, что компания такая-то с мировым именем и тщательно продуманным HR-брендом задерживает зарплаты. Такая же проблема возникает при выборе некачественного агентства и задержках или некорректных выплатах вознаграждения с его стороны.

* * *

Если говорить о перспективах кадрового рынка мерчандайзеров, то на ближайший год он точно останется рынком соискателей и выиграют те компании, которые научатся эффективно использовать инструменты привлечения и адаптации и работать с «пассивной» аудиторией соискателей, которые не находятся в активном поиске и отсутствуют в базах данных работных сайтов.

Валерий Писарьков, 
директор ANCOR Merchandising

для New Retail
 


0
Реклама на New Retail. Медиакит