Зачем и как удерживать временных сотрудников: 7 способов
время публикации: 10:00 21 февраля 2022 года
Российские работодатели все чаще привлекают к работе временных сотрудников. В 2021 году это делали две трети компаний в нашей стране. Данную практику они планируют развивать и в 2022 году. Казалось бы, зачем заниматься удержанием и мотивацией временного персонала? Долгосрочное партнерство ведет к росту качества и эффективности труда. Важно помнить, что сценарий «начальник-подчиненный» в коммуникации с парт-таймерами не подходит.
При этом порядка 17% работодателей говорят о том, что мотивировать и удерживать временный персонал – достаточно сложная задача. О том, как взаимодействовать с этой категорией работников, чтобы они стремились возвращаться именно к вам, рассказывает вице-президент по стратегическому клиентскому блоку компании Ventra Go! Антон Никеров.
Нетипичная ситуация
До недавнего времени труд людей массовых профессий: работников торгового зала, кассиров, сборщиков, курьеров, складских работников – не ценился высоко. Особенно если человек приходил на временный проект. Соответственно, перед работодателем никогда не стояла задача как-то замотивировать такого работника, удержать его.
Логика была следующая: какой смысл его удерживать, он же уйдет завтра – значит, можно относиться к такому сотруднику попроще.
Все изменилось в 2020 году, когда началась пандемия и в нашей стране возник дефицит линейного персонала. Многие работодатели решают эту проблему, привлекая к работе на своих объектах парт-таймеров. Такая практика активно применяется, в частности, в складской логистике, ритейле, e-com, где наблюдается высокий спрос на услуги курьеров и сборщиков.
Когда речь идет о штатных работниках, у компании достаточно времени на то, чтобы долго и последовательно выстраивать их лояльность к бренду. В случае с временным персоналом бизнес таким ресурсом, как время, не располагает: результат нужен здесь и сейчас.
В условиях острого кадрового дефицита предприниматели вынуждены были задуматься о том, как сделать так, чтобы люди, в том числе временный персонал, возвращались именно к ним. Ситуация сейчас такова, что, если человека не устраивают условия труда в той или иной компании, он в любую минуту может покинуть ее и буквально тут же найти новую работу: предложений для этой категории работников сегодня в разы больше, чем соискателей.
Удерживать сотрудников выгодно еще и потому, что они, в отличие от новичков, уже знают специфику профессии, так что работодателю не надо тратить время и усилия на очередной инструктаж. И работая постоянно в одном месте, сотрудник адаптируется к стандартам конкретного заказчика и полностью им соответствует.
Больше гибкости и прозрачности
Каким же образом бизнес может мотивировать и удерживать временный персонал?
Сразу следует отметить, что способы мотивации и удержания для «временщиков» и постоянных сотрудников несколько отличаются. Когда речь идет о штатных работниках, у компании достаточно времени на то, чтобы долго и последовательно выстраивать их лояльность к бренду. В случае с временным персоналом бизнес таким ресурсом, как время, не располагает: результат нужен здесь и сейчас.
Как же этого добиться?
• Прозрачность
Временному сотруднику важна прозрачность – в ценообразовании, в оформлении. Поэтому текст договора должен быть понятным, в нем необходимо четко прописать основные задачи, требования, сроки исполнения работы, ее стоимость, даты выплат.
Заказчик должен заранее объяснить, каких результатов от исполнителя он ожидает. Почему это важно? Для временного сотрудника такой документ – это, своего рода, гарантия, что его не «кинут». Для работодателя это возможность получить на выходе качественный продукт или хорошо оказанную услугу.
Стоимость работы – один из ключевых критериев, на основании которого временный работник принимает решение о выходе на ту или иную площадку.
Прежде чем дать положительный ответ, он тщательно все просчитывает – вплоть до того, сколько потратит на проезд, чтобы добраться до места работы, и как это соотносится со стоимостью смены. Поэтому, если вы пообещали сотруднику заплатить определенную сумму, то обязаны это сделать или очень четко объяснить, в каком случае он эти деньги не получит. То есть здесь мы возвращаемся к необходимости указывать в договоре все требования и ожидания.
• Репутация
Ситуация, в которой работодатель по каким-то причинам не выполняет своих обязательств, чревата последствиями.
Во-первых, он может потерять хороших сотрудников. Во-вторых, рискует своей репутацией: если компания ведет себя непорядочно по отношению к исполнителям, это тут же всплывает в Интернете и мгновенно отражается на ее рейтинге.
В обратную сторону это тоже работает. Если вы столкнулись с недобросовестным сотрудником, то всегда можете оставить соответствующий отзыв о нем в сети. Для временных работников, часть из которых работает как самозанятые, хорошая репутация и рейтинг как показатель этой репутации имеют важное значение и мотивируют его работать лучше.
• Четкая коммуникация
Нам нередко приходится слышать от временных работников жалобы на то, что на новом месте им не разъясняют четко их задачи на месте. Например, приходит как-то сотрудник торгового зала в один магазин, ему говорят: «Займись чем-нибудь». А позже предъявляют претензии: «Ты чего сидишь без дела?» Естественно, что после этого люди не хотят идти работать в этот магазин.
Временному сотруднику важно понимать, что он может влиять на свой заработок.
Поэтому есть одно важное правило: когда временный работник приходит к вам в первый раз, нужно грамотно и быстро ввести его в курс дела. Это может быть простой вводный инструктаж, не требующий много времени. Его могут проводить, например, сотрудники-наставники. Получив четкие инструкции, человек будет работать эффективно, что поможет компании получить хороший результат.
Подобная система наставничества существует, например, в компании «Вкусвилл». Также там разработали программу электронного обучения для новых сотрудников.
• Возможность зарабатывать больше
Временному сотруднику важно понимать, что он может влиять на свой заработок. Чтобы мотивировать людей работать лучше, компании могут использовать такие инструменты, как доплаты за мастерство и наставничество, бонусы за выработку.
Читайте также: Меньше, но лучше: снижаем косты и повышаем качество обслуживания в торговых точках
• Гибкие условия
Среди временных работников много людей, которые ценят прежде всего удобный рабочий график. Это может быть, например, молодая мама, которой необходимо уйти с работы в 16:00, чтобы забрать ребенка из детского сада или школы. Или студенты, которым нужно в определенное время быть на лекции в университете.
Откликаясь на запросы работников и формируя для них индивидуальные рабочие графики, бизнес решает две задачи сразу: закрывает вакансии и повышает лояльность этих людей к своему бренду.
• Улучшение условий труда
Хорошо повышает лояльность временных сотрудников к работодателю такой способ, как создание более комфортной рабочей среды. Это могут быть удобные комнаты для отдыха, где работники могут переодеться, попить чай, кофе с печеньем, которые предоставляет компания.
Самое главное, на что откликаются работники, это человеческое отношение.
Некоторые бренды – например, «Вкусвилл» – кормят персонал бесплатными обедами, что тоже повышает его мотивацию. Есть предприниматели, которые предлагают временным работникам оформить ДМС или принять участие в каких-либо других долгоиграющих социальных программах.
Правда, здесь есть одна интересная особенность. Как показывает наш опыт, временные работники больше ценят чай-кофе и печенье + 100 рублей к ставке, нежели ДМС.
• Самый важный способ удержания временного персонала
Самое главное, на что откликаются работники, это человеческое отношение. Если руководитель компании приветлив, относится к сотрудникам с уважением, заботится о них, если он организовывает их работу так, что они чувствуют себя полноправными членами команды, у него никогда не будет проблем с кадрами.
Но если он пренебрегает мнением людей, ведет себя по отношению к ним агрессивно, то рискует остаться без квалифицированных работников, что неизбежно приведет к негативу со стороны клиентов и снижению выручки.
Важно помнить: временному персоналу формат общения «начальник – подчиненный» не подходит. Это, скорее, уровень: «заказчик – исполнитель». Умение общаться с людьми с этой позиции обеспечит вас потоком высокомотивированных работников, готовых работать на качественный результат.
Антон Никеров,
вице-президент по стратегическому клиентскому блоку
компании
Ventra Go!
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...