0/5
Плоды и цифры: как новые технологии в логистике помогают в борьбе с плодоовощной инфляцией

Плоды и цифры: как новые технологии в логистике помогают в борьбе с плодоовощной инфляцией

Плоды и цифры: как новые технологии в логистике помогают в борьбе с плодоовощной инфляцией
время публикации: 10:00  03 декабря 2018 года
В октябре этого года впервые за много лет в России снизились цены на овощи и фрукты. Цены падают несмотря на многие объективные обстоятельства, например, беспрецедентно высокий рост цен на бензин в этом году или скачки валютного курса. Почему а таких условиях ритейлеры имеют возможности снижать цены?
Плоды и цифры: как новые технологии в логистике помогают в борьбе с плодоовощной инфляцией
Галина Гельфанд, коммерческий директор, Lorus SCM

Одной из наиболее важных причин мы видим распространение новых логистических технологий, которые улучшают сохранение и транспортировку, как отечественных плодов, так и импортных.

Данные Госкомстата говорят о снижении цен на плодоовощную продукцию в октябре этого года более чем на 1% – к октябрю 2017 и почти на 7% к сентябрю. Снижение называет самым значимым за последние шесть лет и аналитики ВТБ Капитала, их данные приводит РБК.

Многие эксперты склонны объяснять снижение цен инвестициями в строительство отечественных теплиц и рост производительности в сельском хозяйстве. Это важный фактор. 

Но по-прежнему значительная доля овощей и фруктов – около 30-40% в год импортируется. А значит, только фактор локального производства принимать в учет было бы некорректно. И молодцы  не только отечественные фермеры и инвесторы, но и управляющие торговыми сетями и логисты. 

Традиционно в структуре фруктов-овощей до 60% импорта составляют бананы, цитрусовые и прочая «экзотическая петрушка», которые в стране не производятся. 

Другая часть – сезонные заместители отечественных фруктов и овощей из тех стран, которые, благодаря теплому климату, могут составить успешную конкуренцию отечественному агропрому в зимний сезон – картофель, огурцы и помидоры, яблоки, груши. 

В то же время на рост объемов импорта фруктов-овощей влияет уровень доходов россиян – при его повышении потребитель начинает с интересом поглядывать на «заморскую ягодку» и стимулирует ритейл кошельком на увеличение зарубежных закупок


Банан без перегрузок

Наше объяснение феномену плодоовощной дефляции – быстрое распространение современных логистических технологий в последние год-два. Доля логистики может составлять до 50% от стоимости товара.  Она весома в ценнике сезонных овощей и фруктов, особенно экзотических. 

Простейший способ оценить примерную долю расходов на перевозку и хранение иностранного фрукта, например, яблока, это найти разницу в цене импортного и отечественного товара сходных сортов. Конечно, такая оценка не берет в расчет различия в отпускных ценах поставщиков, однако позволяет понять, насколько дороже привезти яблоко из Польши, чем из Краснодара.

Вот некоторые примеры внедрения новых технологий. 

Совсем недавно самый популярный фрукт в рознице – банан – возился балком, на кораблях, которые на профессиональном сленге логистов назывались «бананниками». Теперь около половины бананов ввозятся в контейнерах – с поддержанием оптимальной температуры хранения, количество перегрузок на пути контейнерных грузов (а большая часть продуктов с длительным сроком хранения, например, бананов) сократилось до 2. 

Общая доля ввоза балка фруктов еще пять лет назад оценивалась в 80%, сейчас – около половины овощей-фруктов в Россию ввозится контейнерами. Изменение технологий доставки приводит к существенному сокращению потерь. Ведь раньше норма возврата овощей фруктов и скоропортящихся овощей поставщику достигала 30%, теперь – не более 5%. 

Плоды и цифры: как новые технологии в логистике помогают в борьбе с плодоовощной инфляцией


Зеленые мили

Изменение технологий транспортировки на так называемой последней миле, участке пути от складского центра до магазина, значимо уже не только для импортных, но и выращенных в России плодов. Здесь тоже в последние пару-тройку лет произошли важные изменения.

•  Одно из самых важных – расширение использования датчиков. Если раньше автомобили оснащались, обычно, тремя датчиками – GPS, расход топлива, открытие двери, то все больше компаний добавляют новые. К ним можно отнести и контроль над температурой внутри фуры или малотоннажного грузовика. Данные о температурном режиме сразу же поступают владельцу и водителю транспортного средства, температура корректируется немедленно. Технология позволила сократить потери в категории  товаров «ультрафреш». 

Меняется система доставки продуктов на так называемой последней миле, обычно это расстояние не более 300-400 километров, которые груз преодолевает со склада в магазин. Большую часть товара подвозили большегрузные грузовики грузоподъемностью 10-20 тонн, обычно товар доставлялся поочередно в пять и больше точек. Теперь запасы магазина пополняются автомобилями меньшей тоннажности – Газелями, УАЗами и другими полуторатонниками. Время доставки со склада и до полки сокращается в два-три раза! Уменьшается количество открытий дверей рефрижератора, а значит сохраняется холодовая цепь, показатель, играющий огромное значение в качестве доставки ультрафреш.

•  Диспетчеризация груза. Администрации большинства торговых сетей ужесточили порядок доставки и разгрузки. Теперь обычно процесс приемки груза и время прибытия грузовика согласовывается в строго определенное время. Машина проводит в зоне приемки магазина не более получаса, водители все меньше времени тратят на ожидания в очередях. Время доставки грузов также сокращается.








Логисты-оптимисты

Традиционный в таких случаях вопрос, что будет дальше и есть ли предпосылки для появления новостей о сельскохозяйственной дефляции в дальнейшем?

Ряд новостей, прежде всего, связанных со стратегией развития крупного ритейла, X5, «Магнита», международных компаний внушает оптимизм. В ближайшие несколько лет мы ожидаем строительства крупных складских центров за Уралом. Все меньше и меньше товара будет доставляться в Восточную часть страны из Москвы и европейских городов, потоки из Азии позволят нейтрализовать ожидаемую инфляцию. 

И стратегия размещения крупными ритейлерами магазинов шаговой доступности во дворах домов крупных городов, распространение нового оборудования тоже даст дополнительные очки против роста цен на витамины.

Галина Гельфанд 
коммерческий директор, Lorus SCM

0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности