0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Плоды и цифры: как новые технологии в логистике помогают в борьбе с плодоовощной инфляцией

Плоды и цифры: как новые технологии в логистике помогают в борьбе с плодоовощной инфляцией
В октябре этого года впервые за много лет в России снизились цены на овощи и фрукты. Цены падают несмотря на многие объективные обстоятельства, например, беспрецедентно высокий рост цен на бензин в этом году или скачки валютного курса. Почему а таких условиях ритейлеры имеют возможности снижать цены?
Плоды и цифры: как новые технологии в логистике помогают в борьбе с плодоовощной инфляцией
Галина Гельфанд, коммерческий директор, Lorus SCM

Одной из наиболее важных причин мы видим распространение новых логистических технологий, которые улучшают сохранение и транспортировку, как отечественных плодов, так и импортных.

Данные Госкомстата говорят о снижении цен на плодоовощную продукцию в октябре этого года более чем на 1% – к октябрю 2017 и почти на 7% к сентябрю. Снижение называет самым значимым за последние шесть лет и аналитики ВТБ Капитала, их данные приводит РБК.

Многие эксперты склонны объяснять снижение цен инвестициями в строительство отечественных теплиц и рост производительности в сельском хозяйстве. Это важный фактор. 

Но по-прежнему значительная доля овощей и фруктов – около 30-40% в год импортируется. А значит, только фактор локального производства принимать в учет было бы некорректно. И молодцы  не только отечественные фермеры и инвесторы, но и управляющие торговыми сетями и логисты. 

Традиционно в структуре фруктов-овощей до 60% импорта составляют бананы, цитрусовые и прочая «экзотическая петрушка», которые в стране не производятся. 

Другая часть – сезонные заместители отечественных фруктов и овощей из тех стран, которые, благодаря теплому климату, могут составить успешную конкуренцию отечественному агропрому в зимний сезон – картофель, огурцы и помидоры, яблоки, груши. 

В то же время на рост объемов импорта фруктов-овощей влияет уровень доходов россиян – при его повышении потребитель начинает с интересом поглядывать на «заморскую ягодку» и стимулирует ритейл кошельком на увеличение зарубежных закупок


Банан без перегрузок

Наше объяснение феномену плодоовощной дефляции – быстрое распространение современных логистических технологий в последние год-два. Доля логистики может составлять до 50% от стоимости товара.  Она весома в ценнике сезонных овощей и фруктов, особенно экзотических. 

Простейший способ оценить примерную долю расходов на перевозку и хранение иностранного фрукта, например, яблока, это найти разницу в цене импортного и отечественного товара сходных сортов. Конечно, такая оценка не берет в расчет различия в отпускных ценах поставщиков, однако позволяет понять, насколько дороже привезти яблоко из Польши, чем из Краснодара.

Вот некоторые примеры внедрения новых технологий. 

Совсем недавно самый популярный фрукт в рознице – банан – возился балком, на кораблях, которые на профессиональном сленге логистов назывались «бананниками». Теперь около половины бананов ввозятся в контейнерах – с поддержанием оптимальной температуры хранения, количество перегрузок на пути контейнерных грузов (а большая часть продуктов с длительным сроком хранения, например, бананов) сократилось до 2. 

Общая доля ввоза балка фруктов еще пять лет назад оценивалась в 80%, сейчас – около половины овощей-фруктов в Россию ввозится контейнерами. Изменение технологий доставки приводит к существенному сокращению потерь. Ведь раньше норма возврата овощей фруктов и скоропортящихся овощей поставщику достигала 30%, теперь – не более 5%. 

Плоды и цифры: как новые технологии в логистике помогают в борьбе с плодоовощной инфляцией


Зеленые мили

Изменение технологий транспортировки на так называемой последней миле, участке пути от складского центра до магазина, значимо уже не только для импортных, но и выращенных в России плодов. Здесь тоже в последние пару-тройку лет произошли важные изменения.

•  Одно из самых важных – расширение использования датчиков. Если раньше автомобили оснащались, обычно, тремя датчиками – GPS, расход топлива, открытие двери, то все больше компаний добавляют новые. К ним можно отнести и контроль над температурой внутри фуры или малотоннажного грузовика. Данные о температурном режиме сразу же поступают владельцу и водителю транспортного средства, температура корректируется немедленно. Технология позволила сократить потери в категории  товаров «ультрафреш». 

Меняется система доставки продуктов на так называемой последней миле, обычно это расстояние не более 300-400 километров, которые груз преодолевает со склада в магазин. Большую часть товара подвозили большегрузные грузовики грузоподъемностью 10-20 тонн, обычно товар доставлялся поочередно в пять и больше точек. Теперь запасы магазина пополняются автомобилями меньшей тоннажности – Газелями, УАЗами и другими полуторатонниками. Время доставки со склада и до полки сокращается в два-три раза! Уменьшается количество открытий дверей рефрижератора, а значит сохраняется холодовая цепь, показатель, играющий огромное значение в качестве доставки ультрафреш.

•  Диспетчеризация груза. Администрации большинства торговых сетей ужесточили порядок доставки и разгрузки. Теперь обычно процесс приемки груза и время прибытия грузовика согласовывается в строго определенное время. Машина проводит в зоне приемки магазина не более получаса, водители все меньше времени тратят на ожидания в очередях. Время доставки грузов также сокращается.








Логисты-оптимисты

Традиционный в таких случаях вопрос, что будет дальше и есть ли предпосылки для появления новостей о сельскохозяйственной дефляции в дальнейшем?

Ряд новостей, прежде всего, связанных со стратегией развития крупного ритейла, X5, «Магнита», международных компаний внушает оптимизм. В ближайшие несколько лет мы ожидаем строительства крупных складских центров за Уралом. Все меньше и меньше товара будет доставляться в Восточную часть страны из Москвы и европейских городов, потоки из Азии позволят нейтрализовать ожидаемую инфляцию. 

И стратегия размещения крупными ритейлерами магазинов шаговой доступности во дворах домов крупных городов, распространение нового оборудования тоже даст дополнительные очки против роста цен на витамины.

Галина Гельфанд 
коммерческий директор, Lorus SCM

время публикации: 10:00  03 декабря 2018 года
0
Теги: ритейл, овощи, фрукты

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
ЕГАИС Плюс
Retailtrust