0/5

По гамбургскому счету: в чем главная угроза пандемии для россиян с низким финансовым иммунитетом?

По гамбургскому счету: в чем главная угроза пандемии для россиян с низким финансовым иммунитетом?
время публикации: 10:00  27 апреля 2020 года
По сравнению с гражданами европейских стран, россияне в меньшей степени обеспокоены ситуацией вокруг коронавируса. Россияне, конечно, опасаются заразиться и потерять работу, но основные их страхи лежат в несколько ином контексте. И, к сожалению, небезосновательно.
Удивительно, что всего месяц назад коронавирус был для россиян всего лишь темой новостей, рассказывающих о событиях, происходящих где-то далеко. Карточный домик последствий коронавирусной инфекции складывается, – ажиотажные закупки продуктов, закрытие магазинов, предприятий, изоляция, пропускной режим, и цифры о ежедневном числе вновь заразившихся делают ситуацию все более критичной.

Однако до сих пор при правильном поведении и дисциплине шанс заразиться ковидом остается достаточно низким. Что же является главным поводом для тревог россиян? И какая угроза является реальной для подавляющей части россиян?

Исследовательская компания Kantar с марта проводит масштабное исследование COVID-19 Barometer. Неделя за неделей аналитики Kantar следили за ситуацией в разных странах планеты, наблюдая за «хвостом» коронавирусной кометы. Более 35 000 жителей из 55 стран приняли участие в опросах, и число стран, попадающих в центр внимания глобального исследования, продолжает расти. 

Главным предметом исследования Kantar стал финансовый аспект сложившейся ситуации. Как кризис уже влияет на доходы, как в связи с этим меняются привычки, как меняются сценарии планирования расходов и от чего людям по-прежнему непросто отказаться. 

В российском исследовании принимали участие жители городов численностью более 100 000 в возрасте от 18 до 54 лет. В формате 15-минутных онлайн-опросов респонденты отвечали на вопросы исследователей, и в результате складывается картина тревог в отношении всего происходящего и, самое главное, перспектив ближайшего будущего. 


Главная тревога россиян

Исследование проходило в две волны, героями первой из которых стали страны, которые первыми приняли на себя удар пандемии. Китай, США, Испания, Италия, Франция, Чехия, Словакия, Аргентина Бразилия, Израиль и еще несколько стран уже в середине марта начали понимать, что коронавирусная угроза обязательно внесет изменение в привычный ход вещей, и уже тогда начали делиться своими тревогами. Россия вошла в число стран второй волны барометра, и опасения россиян уже носят менее эмоциональный характер, а тревоги соотечественников лежат в более практической плоскости.

То ли благодаря русскому характеру, с присущим ему оптимизмом и юмором, то ли в силу более позднего погружения в последствия пандемии, но россияне в меньшей степени, чем граждане других стран склонны ощущать сильную обеспокоенность вокруг коронавирусной угрозы. 

Так, если во Вьетнаме – лидере по общей тревожности населения – 74% ответили «меня очень сильно беспокоит нынешняя ситуация вокруг коронавируса», в Испании таких ответов 63%, а во Франции 46%, то в России сильные  эмоции испытывают на данный момент 29% граждан. При этом, начиная с марта, цифра остается стабильной. Отмечу, что самыми спокойными являются швейцарцы, – здесь только 23% граждан переживают «очень» сильную тревогу в связи со сложившейся обстановкой. 

По гамбургскому счету: в чем главная угроза пандемии для россиян с низким финансовым иммунитетом?


Но что именно тревожит россиян? И почему для их долгосрочных негативных прогнозов есть основания?

Они боятся заразиться коронавирусом? 

Безусловно, такие опасения имеют место быть, и объективным признаком, указывающим на наличие такой тревоги, является рост продаж антисептиков – по данным Nielsen с 6 по 12 апреля их рост составил 5609%. Медицинские маски молниеносно стали дефицитом, и россияне активно включаются в их домашний пошив, хвастаясь друг перед другом наиболее удачными фасонами, подчеркивая экологичность таких масок. 

Они боятся потерять работу? 

Конечно, и этот страх вполне обоснован. Около 9 миллионов россиян, занятых в работе малых и средних предприятий потеряют работу. Существует небольшая надежда на меры поддержки МСП, сформированные государством, но надежда слабая, так как даже с возможностью сокращения налоговых выплат и льготного кредитования из коронакризиса выплывут не все. И, даже получив помощь от государства, бизнесу придется сократить часть сотрудников, оставив наиболее опытных и компетентных в стремлении максимально эффективно использовать полученные заемные средства. 

По данным Центра поддержки и  развития предпринимательства Like, более половины (58.7%)опрошенных ими компаний, представителей малого и среднего бизнеса с годовой выручкой до 100 миллионов рублей, уже сократили зарплату своим сотрудникам, а 26.4% уже запустили режим «сброса балласта» в виде увольнения части специалистов. Может показаться, что россиянам, работающим в крупных компаниях, повезло, – все же ресурсов у крупных игроков не в пример больше. Но небольшие компании быстрее перестраиваются, и снизить операционные расходы им значительно проще, так что в этом огне брода нет.
И мы вплотную подошли к главному страху россиян, связанному с коронавирусом. Это деньги!

72% россиян, принявших участие в исследовании Kantar, рассказали, что именно теперь им нужно активно заниматься финансовым планированием. 29% опрошенных отметили, что пандемия уже повлияла на доход домохозяйства, а 45% готовятся к первым негативным финансовым перекосам в ближайшем будущем. 60% россиян уже начали более пристально обращать внимание на цены в магазинах и оптимизировать траты на покупки. 

Правда, хорошей новостью для ритейлеров является тот факт, что 72% участников российского исследования не изменили брендовую структуру корзины, и продолжают приобретать товары и продукты тех марок, к которым привыкли. 

Режим самоизоляции привел к снижению активности и, как следствие, пересмотру многими россиянами режима питания. 83% опрошенных рассказали, что стараются готовить более полезные диетические блюда, а 51% охотно экспериментируют и пробуют готовить что-то новое. Исходя из новых финансовых и покупательских сценариев, food-ритейлерам стоит пересмотреть содержание маркетинговых мероприятий и, как вариант, за счет интересных ценовых предложений начать знакомить потребителей с новыми продуктами. Пандемия пройдет, финансовое равновесие в некоторой степени восстановится, и расширившийся продуктовый кругозор позволит более продуктивно предлагать покупателям необычный ассортимент. 

Пока же россиянам не до изысков. По данным совместного исследования страховой компании «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие», две трети россиян не имеют накоплений, и только в Москве относительно большинство людей имеют финансовую «подушку», в тепле которой, на скромных запросах можно  прожить год. 




Читайте также: Каждый пятый россиянин столкнулся с сокращением заработной платы во время самоизоляции




Не имея накоплений, россияне активно одалживают деньги у банков и микрофинансовых организаций. Только в марте этого года российские банки выдали кредиты населению на рекордные 920,6 млрд рублей, и аналитики уверены в том, что апрель побьет этот антирекорд. И многие из этих кредитов относятся к так называемым «плохим» – не обеспеченным залоговым имуществом и имеющим высокие шансы на невозврат. 

Вот и получается: риск потерять работу + отсутствие финансовых запасов + закредитованность – классическая формула низкого финансового иммунитета. Пандемия в медицинском смысле пройдет, и случится это в обозримой перспективе, а последствия пандемии финансовой россияне будут преодолевать еще очень долго. 

Как у любого вируса, у ковида в кошельках есть свой инкубационный период, и запуск болезненного сценария уже начался. Неделя, две, месяц, – финансовые ограничения коснутся практически каждое домохозяйство России, ведь создавать «финансовые подушки» люди так и не научились, а в долг у банков брали регулярно. И такой низкий «финансовый иммунитет» приведет в действие другой вариант COVID-19, – денежный. И, к сожалению, вакцины от него нет…

* * *

Вернее, почти нет. Как раз «вакцина» может и должна быть предложена ритейлом и производителем, тем более что это пойдет на пользу всем: и покупателям, вымотанным страхом перед вирусом и финансовыми ограничениями, и ритейлу, которому тоже придется не сладко в условиях покупательской осторожности россиян и (уж если честно) отсутствия в их кошельках свободных денег, и производителям – им надо что-то продавать.

Уже сейчас нужно думать о новом ассортименте. Так, например, ИКЕА уже сообщила о расширении ассортимента в сторону более бюджетных товаров. В компании понимают, что после пандемии основные продажи будут крутиться именно вокруг эконом-сегмента.

Сейчас отличная возможность для того, чтобы «приучить» покупателей к новым продуктам. На карантине, от скуки и желания развлечься хотя бы в кулинарном плане, россияне начали готовить новые диетические блюда, как было сказано ранее. И отслеживание таких новых позиций, расширение их представленности на полках, опять же не за 100500 миллионов рублей – еще один момент. 

Коронавирус рано или поздно выйдет на «плато», как называют эпидемиологическую стабильность в органах здравоохранения, и начнется другая пандемия – финансовая. И создание «лекарств» для людей с низким «финансовым иммунитетом» – вещь, которой нужно заниматься уже сейчас, чтобы было, что и кому продавать.

Ольга Жукова
New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит