0/5

Порционное списание крепких напитков, маркировка пива и разрешительный режим: как изменилoсь алкoрегулирoвание в Рoccии в 2024 году

Порционное списание крепких напитков, маркировка пива и разрешительный режим: как изменилoсь алкoрегулирoвание в Рoccии в 2024 году
время публикации: 10:00  16 января 2025 года
@Freepic
В 2024 году для участников рынка вступили в силу множество новых законов, касающиеся учета и реализации алкогольной продукции.
Сервис по автоматизации документооборота DocsInbox в сегменте HoReCa провел опрос среди экспертов, чтобы выяснить, какие ключевые правила были внедрены и как это отразилось на рынке.

Первыми в начале года вступили в действие новые правила маркировки разливного пива. С 15 января на каждую единицу продукции необходимо наносить код Data Matrix, информация о котором отправляется в систему национальной маркировки «Честный Знак». В случае с разливным пивом производитель размещает данный код на кеге, которую заведение общепита устанавливает на разливочный кран.

Как отметили в ЦРПТ, маркировка пива позволила не только отслеживать весь путь продукта от производства до продажи, но и стала эффективным инструментом по «обелению» рынка. 

Порционное списание крепких напитков, маркировка пива и разрешительный режим: как изменилoсь алкoрегулирoвание в Рoccии в 2024 году «На данный момент в системе «Честный знак» зарегистрировано 133,5 тыс. участников рынка пива и слабоалкогольных напитков. Маркировка вывела из тени 594 производителя и импортера пенных напитков. По данным Росстата, нелегальный оборот сократился на 14%. В результате «обеления» производство разливного пива с апреля по август выросло на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Всего с начала 2024 года производители выпустили свыше 1,3 млрд литров разливного пива, промаркировано почти 37,5 млн кег», — отметил заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов.




Читайте также: Бизнес попросил разрешения реализовывать пиво с испорченной маркировкой




Порционное списание крепких напитков, маркировка пива и разрешительный режим: как изменилoсь алкoрегулирoвание в Рoccии в 2024 году В свою очередь Илья Васильев, руководитель развития государственных сервисов в DocsInBox добавил, чтo в 2025 году ситуация с активным регулированием отрасли не изменится. 

«В первой половине года уже вступят в силу более шести новых инициатив пo маркировке для заведений общепита. Для всех игроков рынка такая динамика является положительной: например, пo данным Росалкогольтабакконтроль в первом полугодии 2024 года объем производства всех напитков брожения значительно увеличился. В частности, объем выпуска пива возрос на 9,3%, а производство пивных напитков увеличилось на 13,4%. Рост легального производства стал возможен в том числе благодаря совместным усилиям государства и внедрению новых правил учета и маркировки. Тем не менее выполнение новых требований требует полной вовлеченности владельцев и их команд: необходимо освоить новые нормы, скорректировать текущие бизнес-процессы, закупить оборудование и тд. Запрос на автоматизацию отчетности в государственные системы стал одними из самых распространенных среди наших клиентов в этoм гoду. Мы помогаем определить, какие документы нужно предоставить в государственные органы, в каком формате, чтобы избежать штрафов, и полностью автоматизируем этот процесс», — подчеркнул он.




Еще одно правило вступило в силу с 1 июля 2024 года, согласно которому для всех заведений общественного питания стало обязательным порционное списание крепкого алкоголя. Ранее заведения сообщали в ЕГАИС только о вскрытии бутылки с крепкими напитками, такими как вино, водка, ром, джин и виски, а теперь же заведения отчитываются за каждый миллилитр. 

Куликов Александр«Это нововведение позволило усилить контроль оборота алкогольной продукции, исключить возможность продажи нелегального алкоголя, это относится и к другим новым требованиям в части учета и маркировки алкоголя. Например, за 2024 год система ЕГАИС заблокировала 19,8 миллионов единиц алкогольной продукции. Это касается розничного сектора и попыток продажи товаров, не прошедших одобрение системы. Порционное списание алкоголя также позволяет предотвращать мошеннические схемы, такие как использование «бездонных бутылок», когда одна и та же бутылка популярного напитка вскрывалась, а ее содержимое продавали в течение длительного времени», — рассказал официальный представитель Росалкогольтабакконтроля Александр Куликов.




Еще одно ключевое требование вступило в силу 1 ноября 2024 года. В России был запущен разрешительный режим при продаже пива и слабоалкогольных напитков. Этот режим предполагает автоматическую блокировку операций на кассе, если при сканировании кода маркировки выясняется, что товар просрочен, продается по неправильной цене, отсутствуют сведения о коде маркировки в системе или товар с этим кодом уже выведен из оборота.

Порционное списание крепких напитков, маркировка пива и разрешительный режим: как изменилoсь алкoрегулирoвание в Рoccии в 2024 году «С момента внедрения этого правила прошло чуть меньше двух месяце. Рестораторы, несмотря на то, что им были предоставлены послабления в разрешительном режиме, применяют его штатно. Это благодаря своевременному обновлению и адаптации разработчиками товароучетного программного обеспечения. Однако при переходе на новый режим иногда возникали технические моменты. 

Например, после сканирования маркировки, бармену или официанту нужно подождать некоторое время (порой немного дольше заявленных 1,5 секунд), пока система даст ответ и позволит распечатать чек. Также были ситуации, когда в торговой точке теряется интернет-соединение, и касса не может получить разрешение на продажу. В таких случаях допускается реализация без его получения. Несмотря на эти ситуации, с которыми сталкивался бизнес при работе с разрешительным режимом, рынок адаптируется к нововведениям и постепенно достигается главная цель изменений — возможность прослеживания каждой бутылки, банки или кружки пива от производителя до конечного потребителя и блокировка продаж просроченных, некачественных или опасных для здоровья товаров», — отметил алкоюрист и управляющий партнер компании «Алкогольное право» Александр Манаков

NEW RETAIL



0
Реклама на New Retail. Медиакит