0/5
Последняя миля по-китайски: 6 важных черт китайской логистики для е-коммерса

Последняя миля по-китайски: 6 важных черт китайской логистики для е-коммерса

Последняя миля по-китайски: 6 важных черт китайской логистики для е-коммерса
время публикации: 10:00  18 июня 2021 года
Как устроена логистика для e-commerce внутри Китая? Как доставлять посылку за сутки в любую точку страны, площадь которой составляет почти 9,6 млн кв. км? В Китае нет ПВЗ, – что их заменяет? Об особенностях и ключевых чертах «последней мили» в Поднебесной рассказывает Алексей Музеев, директор филиала ПЭК в КНР.
Объем китайского рынка электронной торговли в 2020 году достиг $2,3 трлн, это первое место в мире. По прогнозу eMarketer, в 2021 году объем e-commerce в Поднебесной вырастет почти до $2,8 трлн. Для примера, в США рынок онлайн-торговли оценивается в $710 млрд. В России этот рынок по итогам 2020 года достиг 2,7 трлн руб. или $36,8 млрд. 

Последняя миля по-китайски: 6 важных черт китайской логистики для е-коммерсаМасштабы растут, а вслед за ними и качество логистики. Например, Alibaba, которому принадлежит 70% рынка e-commerce в Китае, еще 2 года назад сделал доставку на следующий день стандартом, сократив сроки до 24 часов. 

Как устроена логистика для e-commerce внутри Китая? Как доставлять посылку за сутки в любую точку страны, площадь которой составляет почти 9,6 млн кв. км?  Об особенностях и ключевых чертах «последней мили» в Поднебесной – Алексей Музеев, директор филиала ПЭК в КНР.


Черта 1. Региональная специализация

В Китае очень развита региональная специализация. Например, в Фошане производят мебель, Ханчжоу – аналог Силиконовой долины, производство автопрома организовано в Гуанчжоу и Шанхае. Есть модель, по которой при доставке отправлений для e-commerce в фуры загружают не только текущие заказы покупателей, но и популярные товары. Это категории, которые по статистике чаще всего заказывают в том или ином городе. Определить, какой товар наиболее востребован, помогает аналитика компании. 

Грузы привозят на склады консолидации, которые расположены в каждом регионе. И когда клиент заказывает товар, его отгружают с ближайшей площадки, которая, например, находится в радиусе 20–40 км. 


Черта 2. Спецдороги для фур

В Китае большинство дорог между городами платные для проезда легковых и грузовых авто. Добраться в любой населенный пункт по бесплатной дороге сегодня практически невозможно. 

Но при этом строятся и отдельные платные трассы только для грузовиков. На этих дорогах повышенная разрешенная скорость, меньше светофоров, практически отсутствуют пешеходные переходы и так далее. Это еще один фактор, который влияет на ускорение доставки. 


Черта 3. Высокая оборачиваемость складов

Следующая особенность китайской логистики – высокая скорость обработки посылок. Грузы принимаются, комплектуются, упаковываются и готовятся к отгрузке, а потом сразу доставляются. Безусловно, как и во всем мире, на фулфилмент-складах есть хранение, но за счет высокого спроса оборачиваемость выше, поэтому и скорость складской обработки выше.

Также в Китае распространена доставка drop-in-ship, то есть технология, исключающая склад как промежуточную точку логистики. В этом случае заказ отправляется клиенту не со склада консолидации или распределительного центра маркетплейса, а напрямую от поставщика или производителя. 

Drop-in-ship применяется, если и заказчик, и поставщик находятся в одном городе или в ближайших населенных пунктах.


Черта 4. Мини-склады заменили ПВЗ

В Китае вообще нет пунктов выдачи заказов. Вместо них в городах создана сеть мини-складов консолидации в шаговой доступности от торговых центров, офисных зданий, жилых комплексов.

Получить свой заказ на таком складе нельзя. Вместо покупателя это сделает курьер. Оборачиваемость мини-складов также высока: ночью машина с заказами разгружается, а уже рано утром курьеры доставляют посылки по адресам. 

Каждый курьер повторяет эту операцию несколько раз в день, и к вечеру склад пустеет. Он готов к приему следующей партии.

Последняя миля по-китайски: 6 важных черт китайской логистики для е-коммерса


Черта 5. Курьерская доставка на скорости

Один курьер в крупных мегаполисах Китая может доставлять по 300-400 посылок в день. Конечно, такое возможно только в городах с высокой плотностью населения, где на 1 кв. км территории приходится порядка 10 тыс. жителей. Как происходит курьерская доставка?

Курьеры успевают доставить такое большое количество посылок благодаря тому, что не вручают их получателям лично в руки. В жилых комплексах с закрытой территорией курьеру даже не нужно заходить в дом. Он просто оставляет все посылки у ворот, а жильцы забирают свой заказ в удобное время. Например, за раз курьер может оставить 50-100 небольших посылок для разных жильцов за одну поездку.

Если в жилой дом есть свободный доступ, курьер оставляет посылку у двери в квартиру. Волноваться, что кто-то заберет чужое, не приходится – в Китае это не принято. Разве что по ошибке, но в этом случае быстро вернут с извинениями, ведь кража там наказывается лишением свободы от 3 до 10 лет. 

Еще один пример – доставка почты. Курьер может доставить за один раз 500–600 писем и документов. Это связано с тем, что, документооборот между китайскими налоговиками и компаниями довольно интенсивный. К примеру, счета-фактуры в Китае печатаются на особом принтере, который через специальную систему связан с Государственной налоговой администрацией. Затем счет-фактура отправляется в бумажном виде в налоговую инспекцию, которая в ответ также направляет необходимые документы. 

В день даже небольшая компания может отправить и получить несколько десятков конвертов. А в крупных корпорациях создаются целые подразделения, в задачу которых входит эффективная организация документооборота с Государственной налоговой администрацией.

Так называемая доставка посылок «к двери» быстрее для клиента и эффективнее для логистической компании. Курьер работает в течение дня, не подстраиваясь под временной интервал, без контактов и созвонов. И это позволяет существенно ускорить доставку.




Читайте также: Логистика «без швов»: чего хочет клиент в e-commerce?




Черта 6. Доставка через постаматы

Еще один популярный канал доставки в Китае – постаматы. Например, в сети Hive Box их более 260 тыс. Еще более 100 тыс. постаматов открыто у Cainiao. Есть и другие игроки рынка. Для сравнения: в России, по данным справочника 2ГИС, сейчас работает порядка 18 тыс. постаматов.

Также в Китае тестируется такой формат как постаматы на колесах. Например, шведская компания Wheelys в Шанхае запустила круглосуточный мобильный беспилотный супермаркет Moby. Проще говоря, это небольшой передвижной торговый павильон, который работает на солнечных батареях. Покупатели самостоятельно выбирают и оплачивают товар, а когда запас товаров уменьшается, Moby возвращается на склад для их пополнения.


Откуда ноги растут у «последней мили»

По прогнозу eMarketer, в 2021 году на e-commerce будет приходиться 52,1% всех розничных продаж в Китае. В 2020 году доля электронной торговли составила 44,8%.
 
Для сравнения: в США этот показатель в текущем году составит всего 15%, а средний показатель среди стран Западной Европы – 12,8%. В России, по данным Росстата, в 2020 году на онлайн-продажи пришлось 3,9% оборота розничной торговли.

Растущему рынку необходима эффективная логистика – только Cainiao доставляет 60 млрд посылок в год. А в 2022 году объем рынка e-commerce в Китае может превысить $3 трлн. При таких объемах издержки носили бы критичный характер. Поэтому эффективность – необходимость для e-commerce и логистики Китая.

Алексей Музеев, 
директор филиала ПЭК в Китае. 

Для New Retail


0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Close
Email
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности