Споры селлеров с маркетплейсами: по каким причинам возникают и как это предотвратить

время публикации: 10:00 02 февраля 2024 года
@freepik
Как еще маркетплейсы могут ограничить селлеров в правах и как вторым следует на это реагировать? Подробнее рассказывает Мария Вишнякова, руководитель направления судебной защиты и правового анализа Юридической группы «Совет».
Мария Вишнякова, руководитель направления судебной защиты и правового анализа. Выпускница Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета, закончила магистратуру Российской правовой академии Министерства юстиции РФ. Специализируется в области судебной защиты селлеров как по общеправовым вопросам, так и в сфере интеллектуальной собственности.
Основная сложность селлеров в работе с маркетплейсами — постоянно обновляющаяся оферта. В договоре оферты должны быть прописаны все требования к селлеру, за которые площадка может выписать штраф.
Список частых причин, по которым селлера могут оштрафовать или даже заблокировать его профиль на маркетплейсе:
Читайте также: Цена ошибки: какие юридические промахи чаще всего совершают селлеры маркетплейсов
Когда проблема в оферте, лучшее решение — регулярно следить за возможными изменениями. И отслеживать апдейты стоит как можно чаще, например, раз в неделю. Следить за изменениями можно несколькими способами:
1. В телеграм-каналах селлеров и маркетплейсов;
2. В личном кабинете селлера, скачивая предыдущую версию оферты и сравнивая ее с текущей на специализированном сайте, например, Embedika или Copyleaks.
Если вовремя не заметить изменения в оферте, можно столкнуться с проблемами, например, по части упаковки:
Именно по этим причинам важно дополнительно фиксировать процесс упаковки и отгрузки товара. Также необходимо измерить всю продукцию, если маркетплейс установил нормы на габариты товара.
Если маркетплейс удержал штраф, селлеру нужно придерживаться определенного алгоритма действий.
1. Проверить, за что начислен штраф;
2. Проверить, точно ли с вашей стороны было допущено такое нарушение;
3. Зафиксировать списание штрафа;
4. Обратиться на площадку с запросом о предоставлении доказательств нарушения требований договора-оферты. Запрос должен содержать требования:
Как правило, у маркетплейса подтверждающих документов не бывает, и само списание штрафа может быть незаконным. Судебная практика показывает, что в судах маркетплейс не всегда может доказать законность своих действий. Поэтому рекомендуем селлерам обращаться в судебные инстанции.

@freepik
Разберем пример одного судебного дела, которое происходило в Арбитражном суде города Москвы.
1. Между маркетплейсом и селлером был заключен агентский договор посредством подписания договора-оферты.
2. Неожиданно селлер получил списание суммы штрафа на несколько миллионов рублей за занижение фактических габаритов упаковки товара.
3. На запрос селлера о предоставлении документов, подтверждающих причину штрафа, маркетплейс ответил отказом. Скорее всего, потому что таких документов у площадки нет.
4. В ответ на официальный адрес маркетплейса была направлена претензия. В последующем селлер обратился в суд с иском о необоснованном обогащении со стороны маркетплейса.
5. Площадка не смогла предоставить подтверждающих доказательств нарушения со стороны селлера. Суд взыскал в полном объеме сумму удержанных штрафов в пользу селлера, а также все судебные издержки, понесенные продавцом в процессе спора с маркетплейсом.
Что стоит вынести из этого кейса: если есть штраф, следует выяснить, по какой причине он наложен на селлера. Если маркетплейс не может предоставить подтверждающих документов, нужно обратиться в суд, чтобы не платить площадке за те действия, которых вы не совершали.
Популярное направление деятельности для предпринимателей оказалось спорной точкой. Подскажем несколько юридических нюансов, которые помогут защитить кошелек селлера от штрафов.
За последние годы количество судебных разбирательств селлеров с маркетплейсами заметно выросло. Так, если в 2019 году число споров с участием только Wildberries находилось на отметке 37, то в 2022 году оно достигло 732. Основная причина – маркетплейсы часто меняют условия сотрудничества в одностороннем порядке. Они вводят новые требования, прописывают очередные обязанности селлеров, а также штрафы за их несоблюдение.
Мария Вишнякова, руководитель направления судебной защиты и правового анализа. Выпускница Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета, закончила магистратуру Российской правовой академии Министерства юстиции РФ. Специализируется в области судебной защиты селлеров как по общеправовым вопросам, так и в сфере интеллектуальной собственности.
С какими сложностями сталкивается селлер?
Основная сложность селлеров в работе с маркетплейсами — постоянно обновляющаяся оферта. В договоре оферты должны быть прописаны все требования к селлеру, за которые площадка может выписать штраф.
Список частых причин, по которым селлера могут оштрафовать или даже заблокировать его профиль на маркетплейсе:
● отсутствие сертификата соответствия на товар;
● жалобы на продажу селлером товара под чужим брендом;
● продажа товара из списка запрещенных;
● обещание наград за отзывы о товаре;
● срывы сроков поставки товара;
● неправильная упаковка, маркировка товара, грубые ошибки в карточке товара;
● самовыкуп товара;
● искажение габаритов товара;
● неправильный срок годности;
● несоответствие полученного покупателем товара тому, что продает селлер.
● жалобы на продажу селлером товара под чужим брендом;
● продажа товара из списка запрещенных;
● обещание наград за отзывы о товаре;
● срывы сроков поставки товара;
● неправильная упаковка, маркировка товара, грубые ошибки в карточке товара;
● самовыкуп товара;
● искажение габаритов товара;
● неправильный срок годности;
● несоответствие полученного покупателем товара тому, что продает селлер.
Читайте также: Цена ошибки: какие юридические промахи чаще всего совершают селлеры маркетплейсов
Как не допустить нарушений?
Когда проблема в оферте, лучшее решение — регулярно следить за возможными изменениями. И отслеживать апдейты стоит как можно чаще, например, раз в неделю. Следить за изменениями можно несколькими способами:
1. В телеграм-каналах селлеров и маркетплейсов;
2. В личном кабинете селлера, скачивая предыдущую версию оферты и сравнивая ее с текущей на специализированном сайте, например, Embedika или Copyleaks.
Если вовремя не заметить изменения в оферте, можно столкнуться с проблемами, например, по части упаковки:
● Продукция не соответствует установленным габаритам категории — у маркетплейса будут вопросы к селлеру;
● Селлер передал товар в одном виде, а он дошел до покупателя в другом — вопросы будут уже к маркетплейсу.
● Селлер передал товар в одном виде, а он дошел до покупателя в другом — вопросы будут уже к маркетплейсу.
Именно по этим причинам важно дополнительно фиксировать процесс упаковки и отгрузки товара. Также необходимо измерить всю продукцию, если маркетплейс установил нормы на габариты товара.
Что делать, если произошла ситуация не в пользу селлера?
Если маркетплейс удержал штраф, селлеру нужно придерживаться определенного алгоритма действий.
1. Проверить, за что начислен штраф;
2. Проверить, точно ли с вашей стороны было допущено такое нарушение;
3. Зафиксировать списание штрафа;
4. Обратиться на площадку с запросом о предоставлении доказательств нарушения требований договора-оферты. Запрос должен содержать требования:
● предоставить доказательства фиксации нарушения;
● предоставить подтверждающие документы, согласно которым маркетплейс установил нарушение селлера.
● предоставить подтверждающие документы, согласно которым маркетплейс установил нарушение селлера.
Как правило, у маркетплейса подтверждающих документов не бывает, и само списание штрафа может быть незаконным. Судебная практика показывает, что в судах маркетплейс не всегда может доказать законность своих действий. Поэтому рекомендуем селлерам обращаться в судебные инстанции.

@freepik
Разберем пример одного судебного дела, которое происходило в Арбитражном суде города Москвы.
1. Между маркетплейсом и селлером был заключен агентский договор посредством подписания договора-оферты.
● Согласно оферте, маркетплейс принимает товар по согласованной форме акта и предоставляет отчет по продажам.
● Селлер размещает свои товары на маркетплейсе.
● Маркетплейс реализует от имени продавца продажу товаров.
● Акты и отчеты маркетплейс размещает в личном кабинете селлера.
● Селлер размещает свои товары на маркетплейсе.
● Маркетплейс реализует от имени продавца продажу товаров.
● Акты и отчеты маркетплейс размещает в личном кабинете селлера.
2. Неожиданно селлер получил списание суммы штрафа на несколько миллионов рублей за занижение фактических габаритов упаковки товара.
3. На запрос селлера о предоставлении документов, подтверждающих причину штрафа, маркетплейс ответил отказом. Скорее всего, потому что таких документов у площадки нет.
4. В ответ на официальный адрес маркетплейса была направлена претензия. В последующем селлер обратился в суд с иском о необоснованном обогащении со стороны маркетплейса.
5. Площадка не смогла предоставить подтверждающих доказательств нарушения со стороны селлера. Суд взыскал в полном объеме сумму удержанных штрафов в пользу селлера, а также все судебные издержки, понесенные продавцом в процессе спора с маркетплейсом.
Что стоит вынести из этого кейса: если есть штраф, следует выяснить, по какой причине он наложен на селлера. Если маркетплейс не может предоставить подтверждающих документов, нужно обратиться в суд, чтобы не платить площадке за те действия, которых вы не совершали.
Мария Вишнякова,
руководитель направления судебной защиты и правового анализа
Юридической группы «Совет».
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
Как подчеркнуть статус бренда с помощью рекламных аудиороликов: опыт Кубик Медиа...
-
Оформление доставки в косметических интернет-магазинах в 2025 году (разбор ошибо...
-
Объединённые Арабские Эмираты: что делает страну «оазисом» для российского бизне...
-
Быстрее, точнее, умнее: как управлять лояльностью клиентов в 2025 году
-
РОП напрокат vs. РОП в найме: как определить, что подойдет вашей компании?