Маркетплейсы и 115-ФЗ: как продавцам избежать блокировок
115-ФЗ — закон, который препятствует отмыванию денег. Следит за этим финансовый мониторинг банка: по требованиям регулятора он оценивает действия своих клиентов, выявляет нарушения и контролирует, чтобы каждая операция оставалась в рамках законодательства.
В противном случае банк имеет право приостановить операции по счету: сначала бизнес предупредят, что его деятельность вызвала подозрения, затем он пройдет проверку. Если предприниматель ее провалил, то ему ограничат банковское обслуживание, а затем и вовсе могут заблокировать счет.
В июле 2022 года в 115-ФЗ регуляторы внесли ряд изменений. Во-первых, ИП и компаниям стали присваиваться три уровня риска: зеленый — самый безопасный, желтый — есть подозрения, красный — бизнес ждут блокировки. ЦБ информирует банки на том или ином уровне клиента с помощью сервиса «Знай своего клиента» — ЦБ оценивает налоговую нагрузку предпринимателя, его операции по счету и другие действия.
А еще регулятор повысил порог обязательного контроля: теперь под проверки попадают операции на сумму больше 1 млн рублей, а не 600 000 рублей, как было раньше.
Подозрительными операциями регулятор будет считать:
— Необычный характер сделки
— Операции со странной схемой без явного экономического смысла
— Снятие больших сумм наличных денег
— Вывод капиталов за границу
— Большое количество переводов физлицам и т.п.
Каждый предприниматель, который использует счет в банке для бизнеса, может столкнуться с блокировками. Особенно в зоне риска — начинающие малые бизнесы, продающие товары на маркетплейсах из-за частого снятия наличных и непрозрачных условий поставок.
3 наиболее частых ошибок предпринимателей на маркетплейсах
Ошибка 1. Наличные расчеты без подтверждения
Пожалуй, это самая частая ошибка малого бизнеса, который начинает свой путь на маркетплейсах.
Например, предприниматель один без сотрудников торгует электронными приборами, однако он закупает товары не со счета ИП, а снимает наличные и делает на них закупку у знакомого поставщика, поскольку так гораздо дешевле. В таком случае у банка нарушается цепочка операций: ИП получил определенную сумму в качестве прибыли, снял ее, а что с ней было потом — неизвестно. Может возникнуть вопрос: реален ли вообще этот бизнес и нет ли здесь отмывания денег?
Чтобы такой ситуации не возникло, предприниматель обязан хранить все документы. Даже если поставщик выписал вам чек за наличную оплату и поставил печать, он не будет действительным. По закону юридическую силу имеют только те квитанции, на которых есть QR-код — только в таком случае их можно занести в бухгалтерский учет.
Ошибка 2. Снятие наличных в больших количествах
У некоторых предпринимателей есть желание сразу же снять всю сумму, которую они заработали за месяц. Например, ИП решил обналичить 1 млн рублей в день поступления — это может вызвать подозрения у банка опять же из-за непрозрачности цепочки операций. Бизнес может потратить эту сумму на закупки и зарплаты, а может положить на другой счет за границей. В таком случае важно, чтобы деньги полежали на счету несколько дней, поскольку банки успеют провести все необходимые проверки и удостовериться, что получение средств было прозрачным.
Более того, не стоит разбивать снятие крупной суммы: например, 1 млн вы обналичивается 4 раза по 200 000 в течение короткого времени. Такие операции тоже вызовут большие подозрения со стороны банка, поскольку он может подумать, что вы специально выводите средства на сумму меньше 1 млн рублей, чтобы не попасть под закон.
Ошибка 3. Налоги
Многие бизнесы на маркетплейсах покупают товары на перепродажу за наличные, однако в таком случае необходимо уплачивать налоги авансом и постоянно держать налоговую нагрузку в 1%. То есть если у вас лежит 1 млн рублей на счету, то вы не имеете право снимать больше 990 000 рублей, поскольку 10 000 должны быть отложены на уплату налогов.
Более того, каждый маркетплейс берет комиссию. Условно: предприниматель заработал 100 000 рублей, а маркетплейс взял комиссию и прислал счет на 80 000 рублей. Каждую из этих сумм нужно учитывать при уплате налогов, чтобы не столкнуться с вопросами от банка и ФНС.
Имидж: pikisuperstar on Freepic
Советы предпринимателям на маркетплейсах
Правильно зарегистрируйте бизнес
Первое, что нужно сделать начинающим ИП — выбрать верный ОКВЭД, то есть код вида экономической деятельности. Однако добавлять все коды подряд тоже не стоит, поскольку это вызовет множество вопросов у банка.
Маркетплейсы — это онлайн-торговля. Поэтому выбирайте код 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети интернет».
Если вы решите сменить вид деятельности, нужно будет внести изменения в Единый реестр и обязательно сообщить об этом банку.
Выбирайте правильных партнеров
Не забывайте проверять всех поставщиков перед началом сотрудничества. Может случиться такое, что контрагент причастен с «серым» схемам, и тогда вы тоже рискуете попасть под проверки налоговой и банка. Проверить недобросовестных поставщиков можно с помощью электронных реестров, на сайте ФНС или автоматически при вводе ИНН при расчете с контрагентом в Бланке.
Читайте также: Налоги для предпринимателей в 2023 году: заплатить нельзя уведомить
Проверяйте все документы
Пожалуй, это самый важный пункт, который поможет не попасть под 115-ФЗ. Все операции, чеки, накладные и т.д. должны быть прозрачными, особенно если вы совершаете закупки за наличные. Однако лучше всего придерживаться безналичных расчетов — так у банка будет полная картина ваших финансовых действий и ему будет проще отследить кому, когда и зачем вы переводите средства.
Главное — храните все документы и будьте готовы предоставить их банку своевременно. Однако в большинстве случаев банки стараются идти навстречу клиенту, например, они запускают собственные сервисы, которые подсветят непрозрачные моменты деятельности ИП. У Бланка тоже есть такая опция «Чистая репутация» — она проанализирует операции по счету, уплату налогов, накапливание НДС и т.д.
Екатерина Борщева,
директор по продажам банка для бизнеса Бланк.
Для NEW RETAIL
Последние новости
Самое популярное
- Как Аэропорт Пулково обеспечил высокий уровень сервиса в сезонные пики за счет у...
- Приложение Максидом: как перенести гипермаркет в телефон и увеличить продажи
- Кейс: как за месяц в 3 раза увеличить продажи бытовой химии на Wildberries
- Какие вызовы стоят перед еком-директорами: Топ-5 задач
- Контент-маркетинг: как превращать интерес пользователей в лиды