Цена ошибки: какие юридические промахи чаще всего совершают селлеры маркетплейсов
время публикации: 10:00 17 ноября 2023 года
Фото: Master1305 on Freepic
Мы поговорили с адвокатом селлеров, одним из соавторов законопроекта о регулировании деятельности маркетплейсов в России Викторией Меллит, о том, какие ошибки чаще всего совершают предприниматели при выходе на маркетплейсы, и как их избежать.
Оформление кабинета на своего партнера или родственника без заключения письменного соглашения о порядке сотрудничества между сторонами несет риск остаться не только без доступа к кабинету, но и без товара и денежных средств.
Например, вы захотели оформить юрлицо и личный кабинет на свою бабушку, которая живет в другом городе, маркетплейс по каким-то причинам наложил штрафы, которые необходимо оспаривать в суде, и теперь вам сперва придется доказывать свою причастность к этому бизнесу. А как это сделать без соответствующих документов?
Кроме того, ваш партнер или родственники могут в любой момент передумать и прекратить сотрудничество, юридически что-то доказать будет сложно, потребуется немало времени для отстаивания своей правоты в судах. При этом следует помнить, что тот же Wildberries не переоформляет кабинеты с одного ИП на другой.
Перед тем как начать работу с маркетплейсом, необходимо тщательно ознакомиться с его требованиями и правилами работы на площадке. У некоторых маркетплейсов, например, Вайлдберриз, изменения могут происходить несколько раз в день и в них необходимо ориентироваться, чтобы потом грамотно защищать свои интересы. Фиксируйте, как правильно маркировать товар, заполнять карточки и т.д., чтобы избежать штрафов и возврата товара.
У Wildberries есть договор-оферты и есть отдельно размещённый перечень запрещённых для продажи на маркетплейсе товаров. Поставщик изучает договор, видит, что другие аналогичные товары продаются на площадке и думает, что может продавать все, что угодно, потому что этот отдельный список он пропустил. Соответственно у него возникает риск блокировки и начисления штрафов, потому что по факту его продукция запрещена к реализации на торговой площадке.
Читайте также: Создание собственного маркетплейса глазами юриста: пошаговый план запуска
Ситуации с использованием фото других продавцов на маркетплейсах происходят достаточно часто. Правообладатель, защищая свои интересы, может обратиться в суд с иском к такому селлеру. Выплата компенсации по таким делам может достигать 5 млн руб. Прибавьте сюда также дополнительные убытки, поскольку маркетплейс блокирует продажи товара и продавцу приходится забирать его со склада и оплачивать эту услугу.
Нельзя забывать, что запрет распространяется и на использование изображений из открытых источников. В карточках товара можно использовать только те снимки, которые сделали вы лично или которые выполнили по вашему заказу. Из описаний товаров в карточках нужно убрать все товарные знаки/бренды, права на которые вам не принадлежат.
Кроме того, если вы хотите использовать слово или логотип в качестве своего названия/бренда, то предварительно убедитесь, что права на него никому не принадлежат. После этого и особенно при наличии планов на развитие зарегистрируйте свое обозначение/логотип.
Из громких прецедентов за последние годы, кипрская компания «Филдпойнт (Кипр) Лимитед», которой принадлежат права на товарные знаки Zepter International и Z logo обратилась в суд, чтобы взыскать компенсацию за нарушение исключительного права на товарный знак Zepter (известная посуда – прим. ред.) Еще ранее к Wildberries был предъявлен иск о незаконном использовании товарного знака Westland, самое громкое дело – иск художника Никаса Сафронова на 10-млрд руб.
Имидж: Felicities on Freepic
При рассмотрении дел о нарушении со стороны маркетплейсов бывает сложно представить доказательную базу, если нет необходимых материалов – документов, скриншотов, фотографий и т.д. Поэтому фиксируйте, каждый шаг в работе с площадкой, сохраняйте максимум возможных документов – договоры, акты, отчеты, накладные транспортных компаний и т.д. Если делаете скриншот, то обращайте внимание, чтобы на нем были видны все данные: ссылка на сайт, дата и время, кому принадлежит личный кабинет и т.д.
Бывает, что поставщики, не получив желаемого результата или осознав, что торговля на маркетплейсе им не подходит, забрасывают свой личный кабинет – не заходят, не проверяют. В это время могут произойти изменения в договоре-оферты и их товар может попасть под запрет или возникнет необходимость приложить дополнительные документы: сертификаты и т.д.
Если не внести изменения, маркетплейс может наложить штраф. Если в течение семи дней его не оспорить, то значит у вас нет возражений. Поэтому личный кабинет необходимо проверять регулярно и сразу же связываться с техподдержкой в случае несогласия.
Как видите, в торговле на маркетплейсах не бывает мелочей, которые не могут со временем или с течением обстоятельств трансформироваться в серьезные проблемы. Торговый бизнес – это высокорисковая среда, и задача каждого предпринимателя свести к минимуму вероятность их возникновения.
Торговля на маркетплейсах – это не только товар, логистика и клиентский сервис, это еще и множество юридических мелочей, которые могут приводить к крупным проблемам. Зарегистрировать кабинет на бабушку или разместить фото, взятое из открытого источника, – «пустяки», которые нередко выливаются в серьезные судебные разбирательства и обидные финансовые потери.
Маркетплейсы в России показывают стабильный рост. По итогам 2022 года их общая доля обороте интернет-торговли достигла 73%. Однако, судя по исследованию Tinkoff Data, из всех продавцов, которые пришли на этот рынок в 2022 году, работают до сих пор лишь 65%.Мы поговорили с адвокатом селлеров, одним из соавторов законопроекта о регулировании деятельности маркетплейсов в России Викторией Меллит, о том, какие ошибки чаще всего совершают предприниматели при выходе на маркетплейсы, и как их избежать.
1. Регистрируют личный кабинет на иное лицо
Оформление кабинета на своего партнера или родственника без заключения письменного соглашения о порядке сотрудничества между сторонами несет риск остаться не только без доступа к кабинету, но и без товара и денежных средств.
Например, вы захотели оформить юрлицо и личный кабинет на свою бабушку, которая живет в другом городе, маркетплейс по каким-то причинам наложил штрафы, которые необходимо оспаривать в суде, и теперь вам сперва придется доказывать свою причастность к этому бизнесу. А как это сделать без соответствующих документов?
Кроме того, ваш партнер или родственники могут в любой момент передумать и прекратить сотрудничество, юридически что-то доказать будет сложно, потребуется немало времени для отстаивания своей правоты в судах. При этом следует помнить, что тот же Wildberries не переоформляет кабинеты с одного ИП на другой.
2. Не изучают документы и невнимательно относятся к правилам площадок
Перед тем как начать работу с маркетплейсом, необходимо тщательно ознакомиться с его требованиями и правилами работы на площадке. У некоторых маркетплейсов, например, Вайлдберриз, изменения могут происходить несколько раз в день и в них необходимо ориентироваться, чтобы потом грамотно защищать свои интересы. Фиксируйте, как правильно маркировать товар, заполнять карточки и т.д., чтобы избежать штрафов и возврата товара.
У Wildberries есть договор-оферты и есть отдельно размещённый перечень запрещённых для продажи на маркетплейсе товаров. Поставщик изучает договор, видит, что другие аналогичные товары продаются на площадке и думает, что может продавать все, что угодно, потому что этот отдельный список он пропустил. Соответственно у него возникает риск блокировки и начисления штрафов, потому что по факту его продукция запрещена к реализации на торговой площадке.
Читайте также: Создание собственного маркетплейса глазами юриста: пошаговый план запуска
3. Используют чужие фотографии и товарные знаки
Ситуации с использованием фото других продавцов на маркетплейсах происходят достаточно часто. Правообладатель, защищая свои интересы, может обратиться в суд с иском к такому селлеру. Выплата компенсации по таким делам может достигать 5 млн руб. Прибавьте сюда также дополнительные убытки, поскольку маркетплейс блокирует продажи товара и продавцу приходится забирать его со склада и оплачивать эту услугу.
Нельзя забывать, что запрет распространяется и на использование изображений из открытых источников. В карточках товара можно использовать только те снимки, которые сделали вы лично или которые выполнили по вашему заказу. Из описаний товаров в карточках нужно убрать все товарные знаки/бренды, права на которые вам не принадлежат.
Кроме того, если вы хотите использовать слово или логотип в качестве своего названия/бренда, то предварительно убедитесь, что права на него никому не принадлежат. После этого и особенно при наличии планов на развитие зарегистрируйте свое обозначение/логотип.
Из громких прецедентов за последние годы, кипрская компания «Филдпойнт (Кипр) Лимитед», которой принадлежат права на товарные знаки Zepter International и Z logo обратилась в суд, чтобы взыскать компенсацию за нарушение исключительного права на товарный знак Zepter (известная посуда – прим. ред.) Еще ранее к Wildberries был предъявлен иск о незаконном использовании товарного знака Westland, самое громкое дело – иск художника Никаса Сафронова на 10-млрд руб.
Имидж: Felicities on Freepic
4. Не делают фото и видеофиксацию документов
При рассмотрении дел о нарушении со стороны маркетплейсов бывает сложно представить доказательную базу, если нет необходимых материалов – документов, скриншотов, фотографий и т.д. Поэтому фиксируйте, каждый шаг в работе с площадкой, сохраняйте максимум возможных документов – договоры, акты, отчеты, накладные транспортных компаний и т.д. Если делаете скриншот, то обращайте внимание, чтобы на нем были видны все данные: ссылка на сайт, дата и время, кому принадлежит личный кабинет и т.д.
5. Не проверяют регулярно личный кабинет
Бывает, что поставщики, не получив желаемого результата или осознав, что торговля на маркетплейсе им не подходит, забрасывают свой личный кабинет – не заходят, не проверяют. В это время могут произойти изменения в договоре-оферты и их товар может попасть под запрет или возникнет необходимость приложить дополнительные документы: сертификаты и т.д.
Если не внести изменения, маркетплейс может наложить штраф. Если в течение семи дней его не оспорить, то значит у вас нет возражений. Поэтому личный кабинет необходимо проверять регулярно и сразу же связываться с техподдержкой в случае несогласия.
Как видите, в торговле на маркетплейсах не бывает мелочей, которые не могут со временем или с течением обстоятельств трансформироваться в серьезные проблемы. Торговый бизнес – это высокорисковая среда, и задача каждого предпринимателя свести к минимуму вероятность их возникновения.
Виктория Меллит,
Практикующий адвокат.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- Как Аэропорт Пулково обеспечил высокий уровень сервиса в сезонные пики за счет у...
- Приложение Максидом: как перенести гипермаркет в телефон и увеличить продажи
- Кейс: как за месяц в 3 раза увеличить продажи бытовой химии на Wildberries
- Какие вызовы стоят перед еком-директорами: Топ-5 задач
- Контент-маркетинг: как превращать интерес пользователей в лиды