Прогноз покупательской способности в 2023 году
время публикации: 10:00 20 июня 2023 года
По итогам 2022 года Росстат зафиксировал падение оборота розничной торговли на 6,7% по сравнению с 2021 годом. Это логично увязывается с переходом покупателей к бережливости в условиях нестабильной геополитической обстановки, отказом от необязательных покупок и потребительских кредитов.
Рассказывает Рамиль Сулейманов, Генеральный директор ГК АРТ Деливери.Однако «ухудшение прогноза» на текущий год не оправдывается. В первом квартале 2023 года наблюдается позитивная динамика в розничной торговле, рост индекса предпринимательской уверенности, а Минэкономразвития в апреле пересмотрело макропрогноз на 2023 год: в ритейле ожидается рост оборотов на 5,3 %, тогда как осенью он прогнозировался на уровне 2,7 %.
Что показали итоги 2022 года в торговле
Оценка, сложного во всех отношениях минувшего года, в торговой рознице показала, что в целом по отрасли объем продаж составил 93,3% от уровня 2021 года. При этом доля продовольственных товаров составила 49,5% от общего оборота, непродовольственных — 50,1% (по итогам 2021 года: 47% и 53% соответственно). По статистике консалтинговой компании NielsenIQ реальный спрос населения в сфере товаров повседневного спроса упал на 3,4% по сравнению с предыдущим годом. Михаил Бурмистров (гендиректор «INFOLine-Аналитика») считает, что падение было немного меньше: на уровне 2%.
Снижение реального спроса в рознице объясняется несколькими факторами. Во-первых, сказался рост негативных ожиданий: в условиях невозможности долгосрочного планирования, россияне стали «сберегать» деньги, отказываясь от многих покупок.
Второй фактор — снижение доходов населения, которое имело место три квартала подряд. По данным Росстата падение реальных располагаемых доходов (за вычетом обязательных платежей и с корректировкой на индекс потребительских цен) составило по итогам года 1%. Тем не менее, этот показатель оказался нише прогнозируемого (Минэкономразвития предполагало снижение доходов на 2,2%).
Рис. 1. Динамика реальных располагаемых доходов населения в 2022 году по данным Росстата (в % по отношению к соответствующему периоду предыдущего года).
Третий значимый фактор — рост цен, который по итогам года составил 11,4%, в том числе на непродовольственные товары 12,7%. Продовольственные товары в среднем подорожали примерно на 10%. Максимальный рост наблюдался в отношении молочной продукции, макаронных, хлебобулочных изделий, сахара.
В то же время на прежнем уровне или меньше сохранились цены на мясо птицы, куриные яйца, плодоовощную продукцию. В секторе непродовольственной розницы поднялись цены на ткани (10,8%), электробытовые приборы (15,2%), больше всего подорожали моющие и чистящие средства (29,8%).
Рис. 2. Динамика цен на потребительские товары и услуги в 2022 году по данным Росстата.
По мнению экспертов, ключевую роль на торговую розницу оказала перестройка логистики, которая продолжается и сейчас. Перебои с доставками товаров затронули почти всех участников ритейла. Тем не менее, ситуация в логистике к началу 2023 года стабилизировалась.
По данным Рамиля Сулейманова, гендиректора логистической компании «Арт-Деливери», в январе этого года они поставили товаров на 7% больше к аналогичному периоду прошлого (одежда и обувь из Европы).
Оптимистичное начало 2023 год в торговле
Начало текущего года демонстрирует положительную динамику торговых оборотов. Опасения предпринимателей в связи прогнозом дальнейшего замедления рыночной активности и ухудшения экономической ситуации оказались преувеличены. Индекс розничной торговли, который с марта 2022 года держался на уровне примерно 90% от уровня 2021 года, начал расти. Общий оборот розничной торговли в 1 квартале 2023 составил 92,7% к соответствующему периоду прошлого года, то есть разрыв начал сокращаться.
Рис. 3. Оборот розничной торговли в млрд рублей по данным Росстата.
Отметим, что все негативные ожидания исходят от западных аналитиков. Возможно, так проявляется стремление выдать желаемое за действительное? Например, регулярно публикующий статьи в Форбс Алекс Исаков, экономист Bloomberg Economics по России и Центральной и Восточной Европе, утверждает, что «потребление в России снизилось и не растет», а россиян в 2023 году «ожидает постоянное падение уровня жизни». Однако тот же Bloomberg предсказывал падение ВВП в России в марте 2022 года на 10%, в июле на 8,8%, а по факту оно составило 2,1% в годовом исчислении!
Другие экономические показатели первого квартала текущего года также демонстрируют общее улучшение ситуации. Так, индекс потребительских настроений, рассчитываемый Банком России в 1 кв. 2023 вырос по сравнению с 4 кв. 2022 года на 5 п.п. (рис. 4).
Рис. 4. Индекс потребительских настроений практически достиг уровня февраля 2021 года (данные Банка России).
По данным Центра конъюнктурных исследований ВШЭ индекс предпринимательской уверенности вырос за первый квартал на 3 п.п. по отношению к 4 кв. 2022 года, индекс делового климата увеличился на 0,9 п.п. (до 99,4%), тем самым преодолев прошлогоднюю стартовую планку в (99,1%). Статистика независимой компании NielsenIQ показала, что доля оптимистов среди потребителей, готовых покупать, превысила по итогам 1 квартала количество пессимистично настроенных покупателей.
Читайте также: История российского e-commerce 2013-2023: финальная серия – год 2023
Что ждет торговую розницу в 2023 году?
Прогнозы многих экономистов и экспертов показывают уверенность в том, что торговля будет показывать хорошую динамику. Так, Максим Решетников Минэкономразвития в апреле озвучил, что в 2023 году предполагается рост торговли на уровне 5,3 % (в сентябре ожидалось 2,7%). Он ожидает, что спрос на товары будет увеличиваться по мере нормализации у населения тренда на экономию и по мере роста потребительского кредитования. Это положительно повлияет на увеличение оборотов торговой розницы.
По аналитике Росбанка ожидается рост спроса на уровне 1,3–1,5% к предыдущему году. Его экономисты отмечают, что норма сбережений у населения в конце 2022-начале 2023 года составляет 6–7%, что достаточно высокий показатель: например, в конце 2021 года он держался на уровне 2–4%. Также они прогнозируют меньшие цифры по сравнению с Министерством экономики, считая, что реальные доходы населения существенно снижаются из-за высоких обязательных платежей.
Независимые эксперты более сдержанно относятся к прогнозу покупательской способности населения в 2023 году. Так, Наталья Чуркина напоминает, реальные располагаемые доходы населения в 1 квартале этого года, практически не выросли. А в сравнении с периодом десятилетней давности (конец 2013 года), они на 8% ниже.
Положительную роль в 2023 году, по мнению экспертов, может сыграть то, что ежегодная индексация коммунальных платежей перенесена с июля на декабрь, то есть негативное влияние этого фактора уже сыграло свою роль в 2022 году.
Практически все коммерческие банки отмечают рост потребительского кредитования в апреле по сравнению с первыми месяцами года (в 2022 россияне предпочитали закрывать задолженность). Так, банк «Открытие» озвучивает увеличение на 11% к марту, «Совкомбанк» — на 7%, «Альфа-Банк» — на 10%, «Сбер» — на 6,8% к началу года (в том числе это автокредиты).
Банк России отмечает рост наличных накоплений у населения и средств на счетах, и считает, что любое улучшение ситуации будет приводить к тратам накоплений за счет фактора отложенного спроса. Также этому будет способствовать снижение числа поездок за границу и сокращение автомобильного рынка. Отложенный спрос имеет место быть, так как формировался в течение нескольких последних лет, включая период пандемии. Приходит время менять бытовую технику, одежду, мебель.
Рамиль Сулейманов,
Генеральный директор ГК АРТ Деливери.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- Сооснователь MD Audit Андрей Подгорнов: «Наша цель — создать в одном продукте це...
- Кейс «Эвалар»: как значительно увеличить конверсию в покупку на маркетплейсе за ...
- Арифметика ЕГАИС: сколько электронных подписей и МЧД нужно для работы с алкоголе...
- Трекер продаж: как помочь операционному директору мотивировать продавцов и подня...
- Что нужно знать о маркировке в Честном знаке