Противостояние технологий: чем российское производство мебели отличается от европейского
время публикации: 10:00 06 октября 2020 года
В чем основное отличие, и почему российские потребители склонны покупать мебель импортного производства?
Недавний опрос, проведенный ФОМ на тему отечественных и импортных товаров, показал, что необходимо стремиться к замещению всех импортных товаров отечественными. Порядка 36% респондентов ответили, что это поможет «наладить собственное производство внутри страны». Категория мебели и текстиля не вошла в топ тех вещей, которые респонденты посчитали необходимым оставить российскому производителю. 35% опрошенных хочет приобретать мебель и текстиль от европейского производителя. О том, почему ситуация складывается именно таким образом, мы поговорили с главным конструктором мебельного холдинга «Ангстрем» Олегом Григорьевым.
Начнем с самого главного – в чем заключается технология производства и изготовления мебели. Ее можно разделить на две части: первая – это изготовление корпусной мебели на основе листовых материалов, это может быть МДФ, ДСП, то есть, своего рода полуфабрикатные материалы. А второй вариант – изготовление мебели из массива, фактически из дерева. Это два принципиально разных подхода к производству и процессу изготовления мебели.
Первый подход – формализованный, с точки зрения технологической цепочки более обкатанный. Мебель базируется на трех китах: раскрой, кромление (но эта операция применяется не всегда) и присадка. Раскрой – технологическая операция распиловки листа на заготовки, кромление – нанесение торцевых кромочных материалов: меламин, ПВХ, ABS различных толщин, чаще в пределах от 0,4 до 2мм и присадка – операция, производимая на многошпиндельных ручных и ЧПУ-центрах, результатом является сверление торцевых отверстий и в пласти, фрезерование пазов.
Мебель из массива требует более сложного процесса производства и является дорогостоящей, ее даже можно приравнять к уникальной, эксклюзивной мебели. Все дело в том, что массив – это древесина, и она требует тщательной обработки. Либо это собственная лесозаготовка, сруб идет сразу и далее уже проходят все технологические операции вплоть до создания столярного щита, из которого производится корпус, фасад мебели и т.д. Либо работаем с готовыми полуфабрикатами, высушенными в определенных условиях, из которых в дальнейшем создается мебель.
Здесь же есть еще один момент – отделка. Если мебель из массива, то она будет отделываться и внутри, и снаружи. При этом мебель может отделываться как в сборе, так и подетально, то есть каждая деталь отдельно может быть прокрашена, покрыта лаком, отполирована, отшлифована и по итогу собрана с остальными деталями в узел.
Например, в нашей компании применяется описанных выше технологий: использование ЛДСП и МДФ, как основных материалов, а также инкрустация деталей из массива от шлифовки досок, полученных из леса, до создания полноценных предметов мебели.
Теперь, когда мы знаем, как происходит процесс создания мебели у российских производителей, можем поговорить о том, чем наша технология изготовления отличается от европейской. Во-первых, это шаблонность, а точнее - ее отсутствие.
Если порассуждать и уйти в историю, – что было у нас в России?
Была изба, а в ней печь, которая являлась и кроватью, и лавкой, иногда и небольшим столом. Фактически, все было сделано на уровне печи, то есть мебели как таковой у нас не было раньше. И вот именно отсюда, скажем так, корни нашего ментального отличия от европейцев. Когда мы имели лавку и печку, у них уже были кухонные гарнитуры и прочие элементы интерьера.
Во-первых, к огромному сожалению, сейчас нет российских компаний по созданию собственных деревообрабатывающих станков, которые были бы известны всему миру. У нас нет брендов, которые делают полуфабрикаты, материалы, фурнитуру. Российская технология сейчас полностью базируется на европейской, чаще всего немецкой и итальянской, а также китайской – мы все берем из этих технологических источников.
Во-вторых, материалы также поставляются из Европы. Безусловно, у нас есть заводы, которые делают плиты, но, тем не менее, если взять отделку плит (непосредственно бумагу или «карту», как ее называют итальянцы), то главенствующую роль занимают европейцы, производящие бумагу для наших заводов, которые уже здесь производят ЛДСП – то есть у нас есть определенная технологическая зависимость.
В России есть много небольших компаний, производящих мебельную фурнитуру, но о них знает только узкий круг специалистов в области закупок. Даже если посмотреть выставку Interzum, которая проходит раз в два года в Кельне, там мы не встретим ни одного из наших отечественных брендов из любой сферы мебельного рынка. В итоге получается, что наши технологические подходы зависимы от европейцев, и мы работаем как бы шаблонно, поскольку не можем, например, взять и поменять что-то у себя в технологической цепочке. В то время, как европейцы очень легко и гибко могут изменить подход.
Читайте также: От А до Я: Создание мебельной коллекции
Яркий пример европейского подхода – Фабрика в Италии, которая делает классическую мебель, межкомнатные двери в едином стиле и имеет довольно много сложных отделочных технологий. Одна из которых – технология нанесения патины. (прим. патина – это искусственно созданная грязь). Владелец компании рассказал, что грязь он берет с поля, которое находится вблизи производства. Такая уникальность присуща некоторым европейским производителям – они настолько живут своим продуктом, что для его создания используют свои уникальные местные природные богатства. У нас такое редко встретишь.
Или вот еще известная история. Один из хозяев крупной мебельной компании решил прогуляться – он увлекался охотой и походами, и нашел на болоте доски. Буквально на следующий день эти доски привезли с болота и высушили. Оказалось, что материал был червивый. Итальянец не растерялся и создал из этих досок уникальную коллекцию мебели, в которой черви оставили свои проходы – буквально дизайн, созданный природой. Здесь решающую роль сыграло также и позиционирование – на рынке коллекция была представлена как мебель из истинно старого дерева, то есть ценность продукта была очень высока.
Что же касается российского производства, то наш взлет случился после 2014-2015гг., когда начались санкции. Тогда мы начали переориентироваться на собственные производства и сделали акцент на создание российских комплектующих. Когда началась фаза импортозамещения, часть логистической цепочки Россия взяла на себя – мы на тот момент занимались реализацией части полуфабрикатов, которые шли из Европы. Затем мы придумали элементарные технологии отделки, которые, тем не менее, облагораживали внешний вид мебели и существенно повышали стоимость изделия.
Российская мебельная индустрия всегда стремилась к формализации работы с точки зрения процессов, в отдельных процессах создания новых продуктов действовала по определенной схеме. А вот европейцы меняют направления с разницей в несколько часов, но именно такой подход позволяет им посмотреть на общую стратегию с разных позиций, чтобы выбрать лучший результат.
Олег Григорьев,
главный конструктор мебельного холдинга «Ангстрем»
для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...