Работы больше – затраты ниже! Как временные сотрудники помогут навести порядок и снизить ФОТ на 40%
время публикации: 10:00 31 мая 2021 года
В 2020 году российский ритейл начал активно вовлекать в операционные процессы временный персонал. Причиной этого стал резкий рост новых каналов торговли, непостоянство нагрузки и стремление к оптимизации ФОТ. В чем заключаются преимущества шеринг-экономики в найме линейных сотрудников? За счет чего в этой модели происходит снижение затрат и повышение качества клиентского сервиса?
Изменения в структуре экономики в 2020 году повлекли за собой и важные трансформации на рынке рабочей силы. Со стороны сотрудников, потерявших работу, остро стоял запрос на получение любой работы и быстрого заработка, у бизнеса, в свою очередь, появилась необходимость быстро удовлетворять возросший спрос на курьеров, сотрудников складов, дарк-сторов, при этом учитывая неравномерность такого спроса. Гиг-экономика, в сторону которой движется весь мир (в США более 36% граждан в ней уже задействованы), начала активно осваивать российский рынок. И если до 2020 года, в основном, разовые заказы были приняты в ИТ, маркетинге и контенте, то пандемийный год расширил ее горизонты, и уберизация персонала пришла в российский ритейл и ecommerce.
Гиг-экономика – это схема организации работы, при которой работодатель не принимает сотрудника в постоянный штат, а нанимает его временно для выполнения определенной операции или проекта. Оплата работы происходит сразу после её завершения.
В гиг-экономике заняты три основных участника:
● Независимые работники, которые исполняют задачи, получая за это плату сразу после выполнения заказа.
● Заказчики – которым необходимы сотрудники на выполнение определенных задач или проекта.
● Компании и цифровые платформы, объединяющие заказчиков и исполнителей, как, например, сервис MyGig.
MyGig – HRTech платформа для поиска и управления временным персоналом.. Сервис уже сейчас имеет более 45 000 исполнителей, среди которых курьеры, грузчики, продавцы, мерчандайзеры, работники склада и другие специальности, а услугами MyGig регулярно пользуются крупнейшие розничные компании страны.
Как работает MyGig?
Шаг 1: Заказчик создает один или несколько заказов на разное время по необходимым профессиям. В случае, если потребность регулярная, процесс создания смен платформа может взять на себя.
Шаг 2: Система подбирает исполнителей в соответствии с требованиями клиента.
Шаг 3: Исполнитель приходит на смену и отмечает своё прибытие с помощью геолокации в сервисе, выполняет работу.
Шаг 4: Заказчик принимает работу, после чего со счета списывается оплата, а Исполнитель ее получает в течение 30 минут.
Пандемия, связанная с ней неопределённость, необходимость оптимизировать затраты на ФОТ, заставила розничные компании начать активнее интегрировать в процессы временный персонал. MyGig и другие платформы появились на HR-рынке и активно трансформируют его, по факту делая то, что сделал Uber десятилетие назад в сфере такси.
В чем отличие этой модели от работы традиционных аутсорсинговых компаний? Какие задачи с ее помощью можно решать?
Преимущества шеринг-экономики в найме сотрудников
Ритейл, особенно крупные розничные компании, это многотысячная армия линейных сотрудников. Только в магазинах «Магнит» (во всех форматах) трудится более 300 000 человек, при этом даже такой крупный штат постоянных работников не спасает ритейлера от очередей на кассах и критических замечаний в отношении аккуратности выкладки товаров и чистоты в торговом зале.
Те же проблемы встречаются практически у всех крупных федеральных ритейлеров и мелких розничных сетей, и, как бы парадоксально это ни звучало – именно привлечение временного персонала поможет устранить и недочеты в процессах, и снизить затраты.
● Снижение затрат на ФОТ и на массовый подбор персонала
Себестоимость постоянного сотрудника складывается не только из получаемой им заработной платы. Помимо обязательных дополнительных платежей стоит упомянуть и рабочее время бухгалтерии, отдела кадров, которое затрачивается на документооборот и выплаты.
При этом есть операции, на выполнение которых уходит фиксированное время и даже в определенный период дня; и нанимать постоянную рабочую единицу на такие операции нецелесообразно. Так, например, традиционно после 17 часов торговые точки испытывают наплыв покупателей, и правильно будет привлечь дополнительного продавца на вечер, чтобы независимо от нагрузки сохранить высокий уровень клиентского сервиса и не переплачивать за него.
Если посмотреть на рынок FoodTech, то сервисы доставки еды из кафе и ресторанов получают максимальный объем заказов с вечера пятницы по воскресенье, особенно это заметно в пиццериях. Держать 10 дополнительных курьеров для доставки полную неделю, выплачивая им фиксированную зарплату – не целесообразно, а создавать конкретные смены на 2-3 дня, получая сразу по 5 дополнительных человек на точку является лучшим решением из возможных.
При задействовании временного сотрудника работодатель сам устанавливает тарифную ставку, и оплачивает небольшую комиссию агрегатору. При этом привлечением сотрудника, документооборотом и расчетами с исполнителем занимается платформа, тем самым, высвобождая рабочее время бухгалтерии и HR-департамента. Экономия на ФОТ может достигать 40%.
Здесь стоит упомянуть и важный репутационный момент – за счет привлечения временного персонала и создания более комфортных условий труда для постоянной команды статистика по текучке персонала в компании снижается, а это, в свою очередь, усиливает бренд компании как работодателя.
MyGig обеспечивает и решение другого важнейшего вопроса, напрямую связанного с репутацией хоть и временного, но работодателя – вопрос выплат. Все мы помним скандальную ситуацию, которая возникла в структуре крупнейшего сервиса доставки, когда курьерам вовремя не выплачивалась заработная плата. Хоть вина была на стороне агентства по подбору персонала, бумерангом скандал коснулся и компании-заказчика.
Сервис MyGig обеспечивает полную прозрачность и 100%-ную «белизну» платежей и всецело исключает возникновения нежелательных ситуаций, описанных выше.
● Гибкость при масштабировании бизнеса
Развитие торгового бизнеса и открытие новых магазинов – еще одна ситуация, в которой временные сотрудники – это правильный инструмент для сохранения эффективности. Новая точка требует особого внимания и привлечения наиболее опытных сотрудников. Ритейлер может перевести в новую локацию квалифицированный персонал из уже действующих магазинов, а на их место пригласить временных исполнителей.
Таким образом, новый магазин с первых дней работы обеспечит посетителей отличным сервисом, и в действующем магазине процессы не пострадают.
● Улучшение качества клиентского сервиса
Временные сотрудники привлекаются на работу в торговые точки на конкретные 1-2 операции, которыми они занимаются регулярно. За счет этого качество и скорость работы по данному направлению достигает максимума. Наполнение полок, работа с ценниками, сортировка овощей и фруктов, клининг, – операции будут выполнять опытные сотрудники. Их опытность и качество работы можно понять из рейтинга и отзывов предыдущих работодателей.
● Повышение лояльности постоянного персонала
Ритейл – сегмент экономики с самым высоким уровнем текучести персонала, так называемые «синие воротнички» редко задерживаются на одном месте дольше 6 месяцев. В числе основных факторов, которые заставляют сотрудников покидать компанию, низкие зарплаты, отсутствие роста и много неблагодарной «грязной» монотонной работы.
Стремясь к экономии ФОТ, работодатели нередко заставляют сотрудников выполнять не свойственные им операции и серьезно перерабатывать. Например, перед началом крупной акции уже после закрытия торговой точки весь коллектив может заниматься заменой ценников или организацией раскладки товаров в особых POS. Это создает негативный фон в коллективе и не способствует укреплению лояльности работников компании. А ведь цена вопроса менее 2000 рублей, – в рамках этого бюджета можно пригласить временного сотрудника, который за одну или две смены решит задачу.
Такой же сценарий можно применять при болезни или в период отпуска сотрудников. Совсем не обязательно разделять обязанности выбывшего из строя работника между теми, кто остался в магазине. На MyGig можно за 1 час найти исполнителя и закрыть срочную потербность, не снизив качество процессов и сохранив в команде привычный рабочий ритм.
Кому и когда нужны временные сотрудники?
Снижение затрат на операции, ограниченные по времени и объему (например, вечерние кассиры и утренние грузчики) за счет более коротких смен и гибкого найма в зависимости от нагрузки, открытие новых торговых точек, тестирование новых форматов, внезапный невыход сотрудника или запланированный отпуск, – ситуации, которые мы уже упоминали. Особо остановиться хочется на периодах и событиях, которые регулярно происходят в жизни любого магазина и становятся проблемой для руководства.
● Сезонные продажи и пиковые нагрузки в течение дня
Новогодние продажи, рост трафика в преддверии гендерных праздников, традиционный наплыв дачников в летние пятницы, – серьезные испытания для ритейла. Очереди, беспорядок в торговых залах, недостаточно оперативное обновление полок почти неизбежны. «Почти», потому что привлечение посменных сотрудников на время повышенной нагрузки эффективно снимает напряженность в важных узлах клиентского сервиса.
Грядёт масштабная маркетинговая кампания с целой товарной категорией? Нужно привлечь человека на выставление ценников и наполнение полок. Начинается дачный сезон? Следует по пятницам нанимать дополнительного продавца или двух. Сезонные и недельные пики перестанут быть кошмаром, а отличное качество сервиса в эти дни не останется незамеченным посетителями магазина.
Читайте также: Как ваш HR убивает прибыль компании, не желая менять устаревшие бизнес-процессы
● Разовые работы и инвентаризация
Инвентаризация – полная или частичная – происходит в магазине регулярно, при этом в процесс проверки наличия имущества в торговой точке вовлекается практически весь персонал. И в этот период либо резко снижается уровень клиентского сервиса и четкость всех операционных процессов, либо постоянные сотрудники занимаются и своими обязанностями, и инвентаризацией на своих участках.
То же самое происходит и при необходимых, но разовых работах, например, при наведении порядка после ремонта или перестановка в магазине.
Вывод на работу временного сотрудника на одну или несколько смен сохранит привычный ритм работы и комфортный психологический климат в коллективе.
Если ситуация требует срочного разрешения – например, вдруг, заболели сразу два грузчика – то платформа MyGig найдет и направит находящихся поблизости подходящих сотрудников в течение часа. Оперативное обеспечение заказчиков разовыми исполнителями, находящихся поблизости – одно из главных преимуществ платформы, т.к. умная система уведомлений направит push и sms сообщения людям, которые в данный момент не задействованы в другой подработке, имеют опыт в необходимой специальности и находятся неподалеку.
Если же в процессах магазина обнаружены регулярные потребности во временном персонале, более эффективным будет размещение регулярных подработок по фиксированному графику. В таком случае в торговую точку, в дарк стор или на склад будут приходить люди на постоянной основе и управляющей на точке, будет уверен, что не останется с неукомплектованным штатом.
FAQ: Даем ответы на все сомнения работодателей
1. Нет ли риска, что в магазин придет человек с сомнительным прошлым?
– Для регистрации на платформе MyGig потенциальный исполнитель предъявляет паспортные данные, водительское удостоверение и медицинскую книжку. Платформа производит проверку профиля, и в случае минимальных сомнений отказывает ему в регистрации. Все исполнители, зарегистрированные в MyGig, на основе оценок и отзывов от заказчиков, автоматически попадают в систему рейтинга. В случаях, если человек был замечен в нарушениях, он будет заблокирован в сервисе, и получать новые смены он не сможет.
2. Кто несет ответственность за материальные ценности?
– Платформа MyGig несет ответственность за действия привлеченных исполнителей.
3. Сервис действует только в определенных городах?
– Уже сейчас платформа MyGig объединяет более 45 000 сотрудников в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. В ближайшее время планируем выйти еще в 6 регионов России. Оставьте заявку, и мы найдем исполнителя в вашем городе.
4. Как происходит обучение исполнителей?
– Обучение может быть проведено до выхода в торговую точку в онлайн-формате. Возможно проведение предварительного обучения временного сотрудника на самой точке.
5. Какая форма трудоустройства у исполнителей?
- Большая часть исполнителей MyGig являются самозанятыми. Все выплаты проходят официально, на банковскую карту. MyGig не использует наличный расчет для оплаты Исполнителей, как есть в устаревших моделях аутсорсинговых компаний.
6. Есть ли риски для Заказчиков о признании отношений трудовыми?
- MyGig – это сервис разовых или регулярных подработок. Большинство Исполнителей имеет основное место работы, а подрабатывают в свои выходные или по вечерам. Тем, не менее, MyGig старается ротировать исполнителей между точками и заказчиками и, по требованию клиента, может запретить выходить сотруднику в смену более определенного количества раз.
* * *
MyGig – это технологическая платформа, с которой вы можете найти временных сотрудников на разовые или регулярные подработки.Найдите исполнителей на пиковую нагрузку, – мы предложим исполнителей за 1 час!
Тел: +7 (495) 445-65-09
0
Последние новости
Самое популярное
- Эксперты озвучили тренды в ритейле на 2024-2025 годы
- Лояльность — золото e-com: как персонализация и дополнительные услуги влияют на ...
- Как выбрать PIM-систему
- Как выстроить партнерскую систему отношений в логистике ритейла
- Как сделать физический продукт с нуля в 2024 году, если есть только идея (опыт с...