День мецената и благотворителя в России отмечается 13 апреля. В последние годы все больше компаний осознает социальную ответственность бизнеса и присоединяется к благотворительным проектам. По последним данным, в нашей стране на частную благотворительность приходится около 10% помощи, а 90% – это благотворительность корпоративная.
Самые щедрые в России – нефтяные компании и банки. Например, в 2014 году российские банки потратили на благотворительные проекты свыше 13 миллиардов рублей. Это на 28,2% больше, чем годом ранее. Притом что прибыль банкиров в прошлом году снизилась практически вдвое. По данным монографии «Благотворительность в России и государственная политика», крупные российские корпорации передают на благотворительность не менее 79 миллиардов рублей ежегодно.
Несколько лет подряд газета «Ведомости» проводит исследование «Лидеры корпоративной благотворительности». В 2014 году в ТОП вошли 4 торговые сети – «АШАН» (18 место), «Детский Мир» (26 место), «Компьюлинк» (52 место) и «Эльдорадо» (54-е). Также в рейтинг попали несколько производственных компаний: «Нестле», «Хейнекен», «Кока-Кола», Unilever, PepsiCo и Samsung. Вот несколько благотворительных проектов российских ритейлеров.
«АШАН»
Благотворительный фонд «Поколение АШАН» был утвержден 4 года назад. Он занимается поддержкой проектов по 3 направлениям: помогает детям и молодежи в трудной ситуации, а также содействует развитию образования и спорта.
Например, несколько миллионов рублей от «АШАНА» были переданы фонду «Подари жизнь», который оказывает помощь детям, больным раком. Эти средства пошли на аппарат искусственной вентиляции легких для Российской детской клинической больницы. Всего за время существования компания поддержала более 200 различных проектов в 27 регионах России и перечислила на благотворительные цели около 150 миллионов рублей.
«Детский Мир»
У сети «Детский мир» также есть фонд с одноименным названием. Он занимается как разработкой различных социальных программ, творческих и спортивных мероприятий, так и адресной помощью детям-сиротам и семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности. В 2013 году компанией на благотворительность было отправлено 138 миллионов рублей.
Кроме того, 3 раза в год в магазинах «Детский мир» проходит благотворительный марафон «Участвуйте!». Любой из покупателей может приобрести в сети игрушки, канцтовары, одежду или обувь и передать их детям в детские дома. Сборы организовываются к 1 сентября, Новому Году и Дню Защиты Детей.
Основное направление благотворительности X5 Retail Group – сотрудничество с фондом «Линия жизни». Компания поддерживает фонд через благотворительные программы в торговых сетях: «Карусель детям», «Перекресток жизни» и «Здоровье на пятерочку». В магазинах установлены ящики для сбора пожертвований, и принять участие в программе может любой желающий. В 2013 году на лечение детей таким образом было собрано 22 миллиона рублей.
Также холдинг сотрудничает с «Красным крестом» и передает одежду, предметы личной гигиены, хозтовары и продукты для пенсионеров, детей-сирот и инвалидов в различных регионах России.
«Евросеть»
По похожей схеме работает благотворительный фонд «Евросеть». Клиенты компании могут сделать добровольные пожертвования через специальные ящики, которые установлены в салонах «Евросети», либо отправить через интернет-банк. Все полученные средства перечисляются в программу «Чужих детей не бывает».
Основное направление фонда – помощь детям, больным муковисцидозом. Несмотря на то, что многие операции проводятся на бюджетные средства, в их стоимость не входит оплата материалов. Поэтому родители вынуждены обращаться за помощью в благотворительные фонды. При серьезных обострениях муковисцидоза необходимы кислородные концентраторы. Это дорогие приборы, но без них больные не могут нормально дышать. Именно приобретением концентраторов на благотворительных началах занимается фонд «Евросеть».
Благотворительные магазины
Помимо проектов сетей несколько лет назад в России появился принципиально новый формат – благотворительная торговля. Благотворительные магазины уже несколько десятилетий существуют в Европе, но в нашей стране они были открыты лишь в 2009 году. Первая точка такого формата – магазин «Спасибо!» в Санкт-Петербурге.
Схема его работы следующая: люди приносят ненужную одежду и обувь в хорошем состоянии, вещи сортируются и отправляются в магазины, а вырученные от продажи средства за вычетом расходов идут на благотворительные цели. За 5 лет работы магазины «Спасибо!» перечислили на благотворительность несколько миллионов рублей.
«Это очень интересный формат, при котором у тебя никто ничего не просит, – говорит основатель сети Юлия Титова. – Ты приходишь и покупаешь то, что тебе нравится. И не нужно думать ни о чьих страданиях. Просто наслаждаешься шопингом, а деньги твои идут на что-то значимое».
После «Спасибо!» благотворительные магазины стали появляться и в других городах. Так, в Москве сейчас работают «Лавка радостей» и «Благобутик», в Волгограде – «Благодарю», в Новосибирске – «Носок».
А самым щедрым меценатом в истории ритейла считается Чак Фини – основатель торговой сети Duty Free Shoppers. Из заработанных 7,5 миллиардов долларов 6,2 миллиарда он потратил на благотворительные проекты. Оставшиеся средства 81-летний Фини планирует израсходовать на эти же цели до 2016 года.