0/5

Рынок услуг фулфилмента в России: основные тренды и главные драйверы (Data Insight)

Рынок услуг фулфилмента в России: основные тренды и главные драйверы (Data Insight)
время публикации: 10:00  02 августа 2017 года
Фулфилмент сегодня – это не только складская обработка заказов, но и множество дополнительных услуг. Рынок имеет большой потенциал роста и в количестве игроков, и в количестве обрабатываемых отправлений. Data Insight делится своими выводами о ситуации на российском рынке фулфилмент-услуг.

Объем рынка фулфилмента в 2016 году составил 7 млрд рублей и 23 миллиона посылок. Через мощности фулфилмента проходит до 10% рынка дистанционной торговли, включая электронную торговлю, продажу товаров по каталогам, через телемагазины и MLM-компании.

Фулфилмент сегодня – это не только складская обработка заказов, но и множество дополнительных услуг: call-центр, создание сайта, маркетинг магазина, услуги фотографирования и пр. Среди тех, кто уже пользуется услугами фулфилмента, есть те, кто покупает только складскую обработку, и те, кому важен комплекс услуг, причем последних становится все больше.

Фулфилмент-операторы уже сейчас загружены на треть своей мощности, причем доля фактической загрузки растет с уменьшением среднего размера клиента. Рынок имеет огромный потенциал роста и в количестве игроков, и в количестве обрабатываемых отправлений.

Чтобы понять, какие факторы важны магазинам при выборе партнера, мы провели ряд интервью с интернет-магазинами и фулфилмент-операторами. На основании бесед была разработана стандартизированная карточка оператора. Ее заполнили 27 компаний, и эти данные легли в основу настоящего исследования. Дополняют карточки главы про тренды на рынке и характеристики операторов, где объясняется значение каждого параметра с комментариями экспертов. Для определения размера рынка в деньгах и отправках с фулфилмент-операторов были собраны финансовые показатели. Они прошли кросс-проверки на достоверность, и на их основании сделаны оценки объема рынка аутсорсингового фулфилмента.


Тренды, определяющие рынок российского фулфилмента в 2017 году

1. Высокая «плотность» игроков

На рынок фулфилмента приходят компании из смежных областей, таких как: курьерский и транспортный бизнес, предпочтовая обработка, продажа товаров по каталогам и через телемагазины, складское хранение, онлайн-магазины.

Рынок фулфилмента выглядит интересным для большого числа игроков, и на нем становится «плотно». Скорее всего, не все попытки будут удачными, однако, большое число разноплановых компаний обеспечит широкий выбор услуг фулфилмента уже в ближайшем будущем.

Большую часть объема рынка в посылках и деньгах составляют компании, которые раньше продавали через каталоги, телемагазины или владели собственным интернет-проектом. По количеству их примерно столько же, сколько и собственно фулфилмент-операторов, открывшихся специально под комплексное обслуживание интернет-магазинов.

Рынок услуг фулфилмента в России: основные тренды и главные драйверы (Data Insight)
 
2. Низкая маржинальность операционного фулфилмента

Классический операционый фулфилмент – это низкомаржинальный бизнес. Единственный выход – дополнительные услуги, они существенно увеличивают экономику основного бизнеса. При этом не все операторы предоставляют полный сервис: склад, обработку заказов, рекламу/маркетинг и сайт/мобильное предложение. Операторы видят в этих услугах высокие риски, потому что не управляют их качеством, а клиенты, не имеющие опыта интернет-торговли, хотят получить комплексный сервис.

Больше половины фулфилмент-операторов имеют свою курьерскую службу, которую используют в дополнение к партнерской сети доставки. Полностью передают доставку на аутсорс крупнейшие игроки, тогда как более мелкие предпочитают использовать своих курьеров «на подхвате». Среди клиентов востребована работа с возвратными отправлениями, колл-центр, передача данных и документации по протоколам API или модулям, личный кабинет.

«Рынок фулфилмента развивается динамично, появляются новые игроки, это подстегивает конкуренцию и снижает стоимость самих услуг. Но если раньше было достаточно предоставлять только операционные услуги (приемка, упаковка, хранение, отправка), то сейчас заказчикам требуется гораздо больше. Нужна гибкость в разработке новых продуктов, отвечающих запросам eCommerce рынка. Новые интернет-магазины не имеют достаточной собственной экспертизы, но конкурируют с сильными игроками, у которых эта экспертиза есть. При падении стоимости услуг (маржинальности логистического бизнеса) хорошей стратегией будет расширение перечня услуг и трансформация в WEB ENABLING игрока».
Евгений Щепелин, эксперт, директор по развитию бизнеса Яндекс.Маркет

3. Отсутствие стандартов в определении услуг фулфилмента

На рынке нет стандартов в определении услуг фулфилмента. Каждый оператор формирует свой собственный набор услуг, который зависит от типа потенциальных клиентов: их текущего бизнеса, размера, товарных категорий. В итоге у части компаний фулфилмент — это только основные операции хранения товаров и обработки заказов (6 базовых операций), тогда как у других — комплексное обслуживание (или полный цикл), включающее в себя работу колл-центра, платежи, маркетинг, создание сайта, фотографирование товаров и пр.

Фактически, список услуг зависит от позиционирования компании. Те клиенты, у которых уже есть интернет-магазин, предъявляют спрос только на саму услугу фулфилмента. Те же, кто не имеет никакого опыта и наработок в онлайн-ритейле (а часто и вообще в ритейле), спрашивают полный комплекс услуг (им не надо развивать компетенции – им надо решать бизнес-задачи).








Надежда Романова, CEO PickPoint согласна с тем, что единые стандарты для фулфилмента в России пока не выработаны. 
«В целом фулфилмент – это работа с физическим товаром на протяжении всей цепочки движения от поставщика до покупателя. Поэтому базовый набор услуг фулфилмент-оператора должен включать в себя, помимо очевидных хранения и доставки заказов через интегрированных логистических партнеров, аналитику остатков на складе, закупку, сортировку и фотографирование товара. Что касается создания и наполнения сайта, маркетинга и рекламы – это дополнительные опции, которые не входят в базовый пакет услуг фулфилмент оператора», – отмечает руководитель системы оператора по доставке.

Разница в определении не только и не столько влияет на размер рынка (объем дополнительных услуг невелик), сколько на развитие этого рынка. Иными словами, фулфилмент-операторы оказываются еще одним сервисом для интернет-торговли или же двигателем нового рынка за счет привлечения на него новых компаний – тех, что не имеют опыта в интернет-торговле.

4. Активность зарубежных ритейлеров как драйвер развития российского рынка фулфилмента

Дополнительным стимулом для рынка стали зарубежные ритейлеры. После кризиса 2014–2015 годов они опасались выходить в онлайн в России (страновые риски, падение курса национальной валюты и прочее). Сейчас они стали открывать проекты с передачей всех процессов российским фулфилмент-операторам. Этот вид клиентов может стать одним из важнейших двигателей фулфилмента в будущем.

«Российский рынок электронной торговли с каждым годом становится все более привлекательным для зарубежных ритейлеров: количество отправлений с товарным вложением за последние года вырос в 1,5-2 раза, – считает Сергей Малышев, заместитель Генерального директора по посылочному бизнесу и экспресс-доставке «Почты России», – Интенсивный рост, безусловно, оказывает положительное влияние как на соотношение цена/качество доставки, так и на рынок логистики в целом». 

Топ-менеджер считает, что следующим этапом в развитии рынка услуг фулфилмента станет открытие распределительных фулфилмент-складов для зарубежных интернет-магазинов.

0
Реклама на New Retail. Медиакит