Управление репутацией бренда в сети в 2025 году: какие подходы работают, а какие уже нет


Обсудили с Дарьей Свистуновой, генеральным директором Sidorin Lab (SL), распространенные мифы об управлении репутацией в сети и методы, которые действительно работают.
Накрутки, шаблоны и «черные методы»: подходы, которые не работают
Эти подходы либо устарели, либо изначально были неэффективными, а в условиях современного цифрового ландшафта использовать некоторые из них даже рискованно.
Точечная работа с площадками
Время, когда брендам было достаточно присутствовать всего на нескольких популярных платформах, ушло, потому что современный пользователь омниканален. Распространенный сценарий — человек увидел в соцсетях пост с информацией о бренде, перешел в поисковую систему и оттуда попал на рекомендательный ресурс.

Возможные сценарии знакомства с брендом у омниканального пользователя
Готовые шаблоны реагирования
Работа с обратной связью — один из ключевых блоков репутационного менеджмента. Все клиенты ожидают внимания и персонального подхода к их проблеме, поэтому шаблонные ответы воспринимаются как признак безразличия компании к своей аудитории. К тому же, вариантов конфликтных ситуаций, в которые могут попасть бренды и клиенты, так много, что их не предусмотреть ни в одной карте реакций.
Удаление негатива
Пользователи скорее будут доверять компании с несколькими решенными негативными ситуациями, чем бизнесу с подозрительно безупречной репутацией. Удаление плохих отзывов несет дополнительные репутационные риски и вызывает еще большее количество негатива у аудитории, поэтому стоит сосредоточиться на генерации и продвижении положительного и нейтрального контента.
Накрутка отзывов
Накрутка отзывов никогда не была эффективным инструментом, но сейчас она на 100% является «красным флагом». Пользователи давно научились распознавать накрученные и заказные отзывы, а алгоритмы платформ понижают рейтинги компаний, которые ими злоупотребляют.
Черный PR
Черный PR — еще один инструмент, к которому лучше никогда не прибегать, потому что здесь риски многократно превышают потенциальные выгоды. Помимо репутационных угроз, черный PR создает и юридические риски для бизнеса.
Омниканальность, UGC и коллаборации: актуальные подходы к управлению репутацией
Эти подходы не только помогают укрепить доверие аудитории, но и создают долгосрочные конкурентные преимущества.
Омниканальный подход к репутации
Чтобы грамотно и эффективно управлять репутацией в сети, нужно учитывать и обрабатывать все точки взаимодействия с потребителем. Каналы коммуникации должны включать поисковые системы и рекомендательные ресурсы, геосервисы, СМИ, блог-площадки, соцсети, видеохостинги, магазины мобильных приложений и другие ресурсы, на которых может присутствовать ваша аудитория.

Каналы взаимодействия с клиентом
Персонализированные ответы на сообщения пользователей
Персонализированный ответ — это не просто вежливость, это демонстрация того, что компания ценит своих клиентов и готова решать их проблемы. Прежде чем ответить на сообщение, проанализируйте содержание упоминания, его тональность, наличие конструктивной критики, а также контекст (где и когда оно было опубликовано) и на основе этого напишите ответ. Помните, что реагировать нужно не только на негатив, но и на позитивные и нейтральные упоминания, это повышает лояльность аудитории.
UGC (User Generated Content)
По данным BrightLocal, 72% пользователей перед покупкой ищут видео и фото товара у реальных потребителей, а 15% не доверяют компаниям без отзывов. В этих условиях бизнесу жизненно необходимо мотивировать клиентов делиться позитивным опытом.
Инфлюенс-маркетинг
Блогеры — это новые СМИ. Они могут стать голосом бренда и важным инструментом в формировании его образа. Эффективной будет работа не только с крупными блогерами, но и с микро- и наноинфлюенсерами.
Искусственный интеллект
Общий мировой тренд затрагивает и управление репутацией. В этой сфере ИИ помогает генерировать персонализированные предложения и создавать индивидуальные ответы. Также нейросети умеют работать с аналитикой и ускоряют создание текстов и изображений для контент-маркетинга.
Образовательный контент
Современные потребители ценят бренды, которые не только продают качественные товары, но и делятся полезной информацией. Создавайте материалы, которые решают реальные проблемы вашей целевой аудитории, и экспериментируйте с форматами. Главное — чтобы контент был полезным и соответствовал ценностям бренда.
Коллаборации
Неожиданные коллаборации компаний из разных отраслей позволяют привлечь внимание новой аудитории, продемонстрировать неожиданные грани бренда и создать инфоповоды с высоким виральным потенциалом.
Читайте также: Как ведут себя потребители в интернете и зачем бизнесу надо это знать
Забота и открытость: тренды репутационного менеджмента
Открытость к запросам аудитории
Компании, которые демонстрируют готовность к диалогу и следование социальным трендам вроде экоповестки, формируют более глубокую эмоциональную связь с аудиторией. Хорошо себя показывает и обращение к национальной идентичности — в России и СНГ растет интерес к этнической культуре и отечественным брендам.
Фокус на заботу о клиенте
Потребители ждут от бренда, что он будет открыт и небезразличен к их потребностям. Плюс-сайз линейки одежды, адаптация продуктов для беременных или людей с особенностями здоровья, забота о ментальном и физическом благополучии — все это актуальные и эффективные инструменты работы на репутацию.
Экономика впечатлений
Концепция «экономики впечатлений» заключается в создании позитивных эмоций и опыта. В мире, перенасыщенном негативным контентом, бренды, способные генерировать положительные эмоции, получают конкурентное преимущество.
Аналитика и философское отношение к негативу: стратегия работы с репутацией
Компаниям, которые только начинают путь в управлении репутацией, лучше действовать последовательно, чтобы избежать распространенных ошибок и заложить прочный фундамент для долгосрочного успеха. Вот несколько рекомендаций, которые помогут начать:
1. Проведите аудит репутации. Оцените реальное положение дел и на основе этого выстраивайте стратегию.
2. Проанализируйте конкурентов и бенчмарки. Это поможет понять, что нравится аудитории в вашей сфере, и найти эффективные и неочевидные инструменты.
3. Не беритесь за всё сразу. Систему управления онлайн-репутацией лучше выстраивать поэтапно: пробуйте разные площадки, тестируйте гипотезы, оценивайте результаты и делайте упор на то, что актуально сейчас.
4. Относитесь к негативу как к точке роста. Зрелый и философский подход к негативу предполагает, что бренд трансформирует проблемные ситуации в позитивные истории и показывает готовность к изменениям на основе обратной связи.
5. Выстраивайте комплексную и гибкую стратегию. Современный подход к управлению репутацией должен сочетать гибкость в выборе каналов и инструментов и регулярный пересмотр приоритетов на основе аналитики.
Дарья Свистунова,
генеральный директор Sidorin Lab (SL).
Для NEW RETAIL
Последние новости
Самое популярное
-
Ритейл будущего: каким будет покупатель через 5-10 лет
-
Рынок логистики 2024-2025: рост оборотов грузоперевозчиков, падение маржинальнос...
-
Оставить нельзя убрать: как оптимизировать продуктовый портфель
-
Три силы в действии для рынка коммерческой недвижимости: создатели ACE lab о мис...
-
«Магнолия» усиливает клиентскую лояльность с решением АСТОР