0/5

Законы и торговля: реальная помеха или медийный ажиотаж?

Законы и торговля: реальная помеха или медийный ажиотаж?
время публикации: 11:25  18 января 2015 года
18 января 1964 года американские врачи добились того, чтобы конгресс принял постановление, обязывающее производителей табачных изделий печатать на пачках предупреждение об опасности табака для здоровья.

Но на этом заграничные доктора не остановились, и в скором времени пачки запестрели устрашающими картинками. Хотя в большей степени картинки эти вызывали и вызывают брезгливость, чем боязнь подобного заболевания. А с брезгливостью заядлые забугорные курильщики справляются точно так же, как и наши любители подымить, не желающие подпадать под воздействие нейролингвистического программирования устрашающих надписей – просто надевают на пачку чехол.
 
Кстати, в нашей стране пугающие надписи появились лишь в июне 2010 года и, надо сказать, колоссального воздействия не возымели. Видимо, такие меры отваживания от сигарет для никотинозависимых людей, что связка чеснока для вампира – всё из области чьей-то фантазии и теории.

Untitled-1 copy.jpg

Вообще, если говорить о принятии тех или иных законопроектов, призванных работать на благо общества, КПД у них всегда по каким-то причинам в десятки раз меньше ожидаемого. То ли не исполняют предписания должным образом на местах, то ли втихую действует лобби, то ли вообще проекты эти изначально обречены на недееспособность и разрабатываются в целях обеспечения работочасами законотворцев… Некоторые проекты явно противоречат логике здорового развития современного рынка и возмущают не только торговые компании, но и потребителей. Хотя, следует заметить, в большинстве своём и последствия эти законопроекты имеют лишь в виде таких временных возмущений. Основные положения муссируются до полной потери вкуса и пикантности, как топовый информационный повод, а потом пересматриваются или вовсе отменяются.

Стоит задаться вопросом: а так ли мешают жить торговым компаниям те или иные законы? Давайте вспомним некоторые из них, посмотрим, как они повлияли на ритейл, а также представим, чем могут обернуться законы, которые грозятся принять в ближайшее время.

Ограничения на вредные привычки


С 1 июля 2012 года пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, были приравнены к алкогольной продукции, а немного позднее – 23 июля 2012 года, вступили в силу ограничения на рекламу пенного: производителям запретили пиарить пиво на телевидении, транспортных узлах и в сети. В большей степени этот законопроект отразился на прибыли от дизайна баннеров и постановки роликов с пивной тематикой у рекламщиков, а вот самих производителей это не затронуло – пиво как усаживали литрами, так и продолжают это делать.

Следующий закон, который должен был стать, если не панацеей от алкоголизма, то хотя бы как-то улучшить ситуацию, был принят 2 октября 2013 года (редакция закона № 171-ФЗ от 22.11. 1995 г.). Эта поправка ограничивала продажу алкогольной продукции с 23.00 до 8.00 по местному времени. В соответствии с изменениями власти субъектов сами смогли устанавливать более жёсткие временные лимиты на продажу спиртного, вплоть до полного запрета его реализации в рознице (пока такое было зафиксировано только на уровне казуса во Владимирской области в декабре 2013 г., где «сухой закон» просуществовал 10 дней). Существенно ли всё это сказалось на прибыли торговых компаний? Нет. На результатах борьбы с злёным змием – тоже нет. Кому надо, затариваются заранее и в нужном количестве или идут в бары, на которые закон не распространяется. А уж наработки продавцов алкоголя по части обхождения закона – это отдельная тема. Особенно забавен следующий способ: на ночь вам сдают в аренду бутылку чего-нибудь спиртного под залог, если же утром обнаружится, что сданное «имущество» выпито испорчено – залог остаётся у арендатора.

3.jpg


Заместительная диета


После продовольственного эмбарго, введённого в августе минувшего года, когда в СМИ подогревался ажиотаж а-ля «а завтра нам нечего станет есть, прилавки опустеют», «поддержим отечественного производителя», «долой ГМО» и «цены на продукты вырастут на столько-то процентов», особого оттока капитала у ритейлеров продуктов питания замечено не было. Немного поколебались акции на фоне спекуляций, но продуктозамещение потихоньку идёт, а люди покупают еду, несмотря на небольшое удорожание съестных товаров. Так что налицо очередная буря в стакане воды, и разыгралось всё, скорее, где-то в умах людей, нежели на деле.


4.jpg

Из области фантастики и горячечного бреда



По части генерирования законопроектов в области ИТ наши государственные власти усилились в последние пару лет. Иногда идеи, содержащиеся в проектах законов, весьма ценны и полезны, но бывают моменты, когда невольно задаёшься вопросом: кто же этот неземной человек, в голове которого возникают мысли о тотальном контроле за интернет-компаниями и рядовыми пользователями?

Чего стоят «светлые» замыслы о необходимости введения налога на интернет и ограничение или увеличение стоимости трафика для пользователей «тяжёлых» сайтов и порталов, например, YouTube. То ли это был очередной информационный повод для СМИ, то ли горячечный бред. А ведь это не записки на пачках сигарет: потенциально принятие таких законов, реально навредит рынку интернет-компаний, особенно провинциальному, из-за элементарного оттока клиентов.

5.jpg

Изумляет и возможный запрет подарочных карт, сертификатов, бонусных баллов мобильной связи, биткоинов и прочих «денежных суррогатов», которые используют ритейлеры и банки для привлечения клиентов. При этом министерство финансов, выступившее инициатором такого проекта, надеется и на введение штрафов за использование виртуальных денег. Кроме того, авторы проекта настаивают на блокировании ресурсов, где возможен оборот этих средств. Одна надежда на Минэкономразвития, которое выступает против проекта и видит в нём серьёзные барьеры для сектора торговли.

После всего этого повышение акцизов на табак и небольшое удорожание сигарет к концу января – дело несущественное. Так же как возможное введение нового утилизационного сбора на импортную бытовую технику и электронику. И без всех этих сборов, с учётом которых, конечно же, будут формироваться цены, стоимость товаров данной категории из-за сложившейся экономической ситуации подскочила весьма и весьма ощутимо. Что, между прочим, пока никак не сказалось отрицательно на торговых компаниях, а даже наоборот: из-за боязни потерять в деньгах, люди стали сметать телевизоры, холодильники, телефоны и компьютеры, тем самым увеличив прибыль продавцов. Ну а что будет завтра – время покажет, гадание на кофейной гуще – дело неблагодарное.

6.jpg

Размышляла о запретах Ирина Жукова

0
Реклама на New Retail. Медиакит