0/5

Золотые правила выживания в кризис

Золотые правила выживания в кризис
время публикации: 09:00  09 июня 2015 года
Экономический кризис – это возможность остановиться и оглянуться по сторонам. Увы, заняться этим приятным и полезным делом могут только те предприятия, которые крепко стоят на ногах, а таких немного. Большинству компаний на созерцание не хватает времени, они заняты другим важным делом – выживанием. Именно о нем и пойдет речь.
На чем экономить

Будем называть вещи своими именами. Про необходимость экономии написано во всех умных книгах. Вот только когда требуется четко показать статью расходов, которую нужно сократить, авторы стыдливо отводят взгляд, переходя на частности и уплывают в хозяйственные дерби. Дело в том, что практически единственный способ реально снизить затраты бизнеса – это уволить часть персонала. Увольнение десяти процентов сотрудников проходит безболезненно практически для всех направлений предпринимательской деятельности. В любой организации сотрудников всегда больше, чем надо на самом деле. Человеческая природа всегда берет верх, и начальники подразделений раздувают штат, а некоторые сотрудники работу только изображают. 

Depositphotos_47949961_s.jpg

Вместо того чтобы бороться с перерасходом туалетной бумаги или карандашей, лучше сосредоточить усилия на том, что 100% повлияет на финансовый результат. Ведь работа по сокращению расходов на канцтовары тоже занимает чье-то время, а сколько картриджей уходит на распечатку приказов, планов и рацпредложений для экономии нескольких тысяч в месяц – трудно даже представить! Увольняя сотрудника, вы не только экономите на зарплате, но и снижаете все сопутствующие затраты, на те же канцтовары, например. Крупные корпорации прекрасно все это понимают. Неслучайно любые проблемы на рынке сопровождают новостями о многотысячных сокращениях. 
Сокращайте персонал, лучше потерять часть, чем весь бизнес

На дно тянут долги

Первая реакция компаний на кризис – попытка разобраться с долгами. В неспокойные 90-е нанимали киллеров, сейчас уговаривают банки провести реструктуризацию кредитов. Главная цель – снизить расходы по обслуживанию долга и отодвинуть возвращение денег как можно дальше. Вынимать средства приходится из оборота, что в условиях кризиса всегда проходит болезненно. Но реструктуризация совсем не панацея. Очень редко она сопровождается списанием части займа, процентные ставки тоже обычно не снижаются, чаще даже растут. В результате оказывается, что возвращать приходится даже больше. При этом еще и портится кредитная история. Существует еще одна опасность: банк может попытаться полностью забрать бизнес. 

Depositphotos_12420631_s.jpg

Работать с задолженностью надо, но до реструктуризации лучше не доводить. Есть простые и понятные пути для выхода из долговой ямы:

погасите все мелкие хвосты, не только перед банками, но и перед поставщиками;
пожертвуйте залогами, чтобы закрыть часть ссуды;
сконцентрируйте свои финансовые возможности на погашение самой дорогой задолженности, проанализируйте         не только процентные ставки, но и возможные штрафные санкции;
избегайте появление новых долгов.

Прибегать к реструктуризации надо только в совсем уж безвыходных ситуациях. То есть когда очевидно, что без такой меры действительно не обойтись. Все это относится и к рефинансированию. Меж тем закрывать старую ссуду новой – любимое занятие российского бизнеса. И многие даже не замечают, как задолженность превращается в хроническую.
Семь раз подумайте, так ли вам нужна реструктуризация долгов

Не бойтесь потерять клиентов

Битва за клиентов идет постоянно, но с началом кризиса она становится особенно ожесточенной. Частенько в запале капиталистического соревнования компании слишком увлекаются и забывают вовремя остановиться. Чаще всего это выражается в том, что запускаются специальные программы скидок, постоянным клиентам предлагаются чудовищно выгодные предложения. Оптовики закрывают глаза на задержки в оплате. Заводы предлагают своим дилерам дикие бонусы. Такая политика, увы, не приводит к нужному результату. Продажи все равно будут падать, переломить тенденции рынка распродажами не получится, а вот ударить по собственным доходам – легче простого. История многих банкротств начинается с чересчур наивной ценовой политики.

Depositphotos_41135715_s.jpg

Тоже самое касается излишне лояльного отношения к своим должникам. Долголетнее сотрудничество, конечно, обязывает, но зачастую российский бизнес идет на безумные уступки контрагентам в память об этом. Забывая, что даже двадцать лет совместной работы совсем не гарантируют того, что этот кризис они переживут без проблем. Возникновение задолженности – первый серьезный звоночек. Таких клиентов лучше терять сразу, иначе неприятности могут возникнуть и у вас. Держаться за партнеров надо, но только за тех, кто реально приносит доходы. 
Держаться надо только за платежеспособных клиентов
Самое сложное во время кризиса – это перестроиться психологически. Люди зачастую отказываются понимать, что ситуация в корне изменилась, и продолжают вести, как в спокойное время. Это четко видно по поведению обычных покупателей. Даже когда очевидно, что экономика страны падает, в первое время они продолжают тратить деньги, как будто ничего не случилось, поддерживая ставший привычным уровень жизни, хотя давно уже его не тянут. Предприятиям в этом плане сложнее. Один человек еще может резко поменять модель поведения, в компании это должны сделать сразу несколько десятков людей. А еще существуют планы, проекты, которые долго готовили и их очень хочется довести до конца. Поэтому сначала необходимо осознать, что дальше надо не развиваться, а выживать. 


Способы выжить в кризис представил Максим Усачев
0
Реклама на New Retail. Медиакит