"Белое золото": что правило экономикой, пока не было нефти
время публикации: 14:04 19 марта 2015 года
Дорогому гостю мы преподносим хлебный каравай с блюдцем крупной соли. Если солонка случайно упала со стола, хозяйка срочно принимается за уборку, дабы не накликать беду. За пустяковыми древними обрядами кроется важнейшая роль, которую этот минерал играл для средневековых жителей.
Психолог Эрнест Джонс писал в 1912 году: «Гомер называет ее священной субстанцией, Платон говорит, что она особенно дорога богам, и мы не можем не обратить внимания на особую роль, которую соль играет в религиозных обрядах, при заключении соглашений и в колдовских заклинаниях». Джонс утверждал, что стремление людей обладать солью является чуть ли не навязчивой страстью.
Соль не зря называли «белым золотом», в XII-XIII веке она стоила недешево и приносила огромную прибыль, как государству, так и отдельным лицам. Историк Владимир Соловьев писал о киевском князе Святополке Изяславиче, правившем в 1093-1113 годах: «Однажды вздорожала соль в Киеве; иноки Печерского монастыря помогали народу в такой нужде; Святополк, узнав об этом, пограбил соль у монахов, чтоб продать ее самому дорогою ценою». Князь сам спровоцировал кризис, не пустив в город обозы с драгоценным продуктом из Галича и Перемышля. Соль в Киев традиционно доставлялась из Прикарпатья. Перебои в поставках соли воспринимались русичами как бедствие. Основными транспортными «магистралями» считались реки, очень сильно зависевшие от капризов погоды.
Не отставала и Западная Европа. В 1310-1340-е годы французские короли Филипп V и Филипп VI последовательно вводили «габель» - налог на соль. Отныне жители были обязаны покупать соль только на государственных складах по твердо установленной цене. Королевские установления вызвали народные волнения. Но «габель» продержался аж четыре века, до Великой французской революции. Когда в одном из городов подавили мощное восстание, палачи сыпали белый порошок на открытые раны зачинщиков: «Вы хотели получать соль свободно, так получайте же вволю!»
Московское княжество получало «белое золото» из своих северных рубежей. Из соляных колодцев соляной раствор поступал в црен - сковородку больших размеров. Под сосудом постоянно поддерживался огонь, вода испарялась, обнажая заветные кристаллики. Одна «варка» длилась от 24 до 30 часов. Леса в тех краях много и в наше время, поэтому себестоимость добычи соли была невысокой. Правда, ее качество оставляло желать лучшего – примеси из соляного раствора предварительно не удалялись, поэтому на вкус наша соль казалась горьковатой. Новгород, хотя и имел достаточное количество варниц, предпочитал дополнительно завозить соль из Любека и других европейских городов. Значительный соляной промысел имелся и в Соловецком монастыре: «и дров множество секущи готовлях, и воду от моря черпляху, и тако соль варяху, приготовляху и даяху торжникам на куплю». Насельники обители добывали соль из морской воды. В 1669 году на Соловках насчитывали 54 варницы, их количество выросло в 2,5 раза меньше чем за сто лет. В Вологду монахи ежегодно отправляли по 2000 тонн минерала.
Северная соль постепенно начинает вытесняться с рынка уральским продуктом, где хозяйничало семейство Строгановых. В 1606 году на Каме появился город Усолье. Строгановы работали над модернизацией производства – если в допетровское время глубина добычи составляла в среднем 50-70 метров, то в XVIII веке длина труб по подъему рассола достигает 100-120 метров. Баржи из Пермской земли до Нижнего Новгорода шли примерно месяц. Соликамск и Дедюхино в итоге победили соль Белое море и Сольвычегодск. Важный центр по добыче минерала закрепился в едком прозвище «пермяк соленые уши». Грузчики таскали тяжелые мешки на спине, на волосы постоянно попадала соль, отчего уши всегда казались слегка покрасневшими. Московское царство, добравшееся до территории современной Украины, с удовольствием «проглатывает» и южную соль.
Культура чумаков XVII века, доставлявших соль по Муравскому шляху, удивительна и самобытна. Свое значение малороссийская соль сохраняла и в XIX веке, позволяя ее перевозчикам неплохо зарабатывать. Г.П.Данилевский в 1857 году описывает типичную судьбу такого дельца: «Привозя с юга рыбу и соль, он торгует ими и для этого, уже как чистый купец, с нагруженными повозками круглый год ездит по окрестным ярмаркам. Это уже разбитной, бойкий и сметливый кулак, себе на уме, мало похожий на своих предков чумаков. Жена племянника его ходит в ситцах и в шелковых платках. Сам он пьет уже чай, хотя усердно пьет с нужными людьми и водочку. Спит он не иначе, как на мягкой постели и в комнате с закрытыми ставнями».
В 1648 году свое недовольство высказывал и московский посадский люд. При боярине Борисе Морозове цена на соль взлетела с 5 до 20 копеек за пуд. Разъяренная толпа растерзала ближайших помощников неудачного реформатора – Траханиотова, Ларионова и Плещеева. Сам Морозов спасся чуть ли не чудом, царю пришлось на время выслать боярина из столицы.
Петр Великий желал наполнить казну, поэтому в 1705 году в России была введена государственная монополия на соль. Установленная властной рукой цена постоянно колебалась, правда, иногда снижаясь. Во второй половине XVIII века государство просило за пуд соли от 35 до 40 копеек. Неповоротливые механизмы не могли в XVIII веке удовлетворить растущие нужды населения – так, в 1803 году Иркутская губерния запросила больше 150 тысячи пудов соли, но привезли только 53 тысячи. Чуть лучше обстояло дело в Томской губернии. Там нуждались в 377 тысячах пудов, а разжиться смогли 281 тысячей. За реформу соляного дела взялся М.М. Сперанский. Добыча продукта оставалась в руках государства, но частные лица в 1811 году получили возможность продавать соль «свободно и беспрепятственно». В начале московской улицы Солянка со времен действия соляной монополии сохранилась обширная система подвалов, которая уже в XXI веке привлекает всех любителей подземных пространств.
В. Долинский, рассуждая в 1868 году о ценообразовании на соль, приводит в пример Англию. Там налог на соль отменили в 1847 году, и за несколько десятилетий добыча продукта увеличилась с 4 до 18 миллионов пудов ежегодно. Русский крестьянин, по мнению Долинского, по-прежнему вынужден выкраивать деньги на соль из своего скудного бюджета: «Мясной пищи крестьянин в глаза не видит; о чае, кофе, заморских пряностях ему и мечтать не приходится; да еще лишают его возможности иметь полное для удовлетворения своей жизненной потребности количество соли. Лишают его возможности улучшить свою скудную, грубую пищу и обеспечить свое продовольствие сохранением впрок тех продуктов, которые дает ему природа. От недостатка соли рынки наши, наполняясь протухшими продуктами, распространяют зловоние, а употребление в пищу таких продуктов развивает болезни и умножает смертность». Долинский недоволен и состоянием соледобывающей отрасли – в стране огромные запасы продукта, уже известны озера Эльтон и Баскунчак, никогда не иссякнут крымские запасы, а Россия продолжает ввозить по 10 миллионов пудов соли из общей цифры потребления в 33 миллиона!
Если в средние века люди в основном использовали соль в качестве консерванта или приправы к основным блюдам, то американская компания «Diamond Crystal» пошла гораздо дальше. В 1920-е ее сотрудники выпустили рекламную брошюру «101 способ использования соли». Соль на ее страницах выдавалась чуть ли не за алхимический порошок! Она способна убрать с посуды запах лука, улучшить вкус рыбы, уберечь нарезанную ветчину от порчи, освежить кофейные зерна, быстро взбить крем, сохранить устрицы, очистить кухонный стол и заставить свечные канделябры блестеть… Подобная коммерческая изворотливость объясняется тем, что дефицит соли к началу XX столетия был в целом преодолен, а сверхприбыли получать все же хотелось.
Павел Гнилорыбов,
историк-москвовед, координатор проекта "Моспешком"
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...