0/5

Российский киберпанк: когда склады российских маркетплейсов и ритейлеров станут как у Amazon?

Российский киберпанк: когда склады российских маркетплейсов и ритейлеров станут как у Amazon?
время публикации: 10:00  12 мая 2025 года
Фото: habr.com
Amazon почти 15 лет назад задал глобальный тренд на автоматизацию складских процессов. В прошлом году компания открыла свой самый современный склад с двуногими человекоподобными роботами на замену людям. Для России пока это звучит как фантастика, но уже сейчас перед отечественными ритейлерами открываются новые возможности для роботизации складов, повышения эффективности и сокращения издержек на сотни миллионов.
Российский киберпанк: когда склады российских маркетплейсов и ритейлеров станут как у Amazon?Директор по внешнему развитию ГК «Автомакон» Екатерина Родина рассказала о том, как начать «амазонизацию» своей компании.

В 1994 году Amazon начинал по доброй американской традиции с маленького бизнеса в гараже. В конце 2000-х динамично развивающийся бизнес одним из первых оценил потенциал внедрения роботов на склады. Дорогу к современному Amazon проложили компактные AVG-роботы для перемещения грузов Kiva. Их установка обходилась каждому складу в $15 млн, а дальнейшая ежегодная экономия составляла $22 млн.

С тех пор компания начала внедрять машины в геометрической прогрессии и сегодня на 185 складских комплексах при численности сотрудников в 1,5 млн работают 750 тыс. роботов – почти по одному на двух сотрудников. Это больше, чем число подобных машин в промышленном и сервисном сегментах всех российских компаний вместе взятых. 75% процессов в Amazon проходят при участии роботизированных систем. 

Российский ритейл и e-commerce в части роботизации сегодня крайне неоднороден. В то время как крупные компании вроде Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркет» инвестируют в разработку собственных роботов под ключ и уже автоматизировали значительную часть складских процессов, большая часть складов в России сегодня работает «по старинке» - руками, управляемыми вилочными погрузчиками и бумажными накладными. 

Но как малые региональные компании, так и крупный федеральный бизнес пока еще очень далеки от степени автоматизации глобального лидера. Как устроены наиболее передовые склады? И что из этого уже можно и нужно внедрить российским компаниям?


Образ идеального склада


Средний склад Amazon основывается на всеобъемлющей системе WMS, которая содержит данные об абсолютно всех процессах, задачах, товарах, объектах, роботах, программах и персонале. Это требует гигантских вычислительных мощностей, которых компания достигает благодаря платформе Amazon Web Services.

Продолжение руки каждого сотрудника – портативный терминал сбора данных (ТСД), выдача и учет которых тоже ведутся автоматизированно через вендинговые шкафы. Ни одна операция не проходит мимо этих сканеров. Путь товара от поступления на склад до отгрузки клиенту проходит через гигантские автоматизированные конвейеры, на каждом этапе вместе с людьми их сопровождает порядка 8-15 видов роботов.

Это перемещающие собранные стеллажи с товарами AVG-роботы, роботы-уборщики и роботы-инвентаризаторы, роботы-манипуляторы, перекладывающие контейнеры и отдельные готовые заказы, передовой манипулятор Sparrow, способный обрабатывать отдельные даже мелкие объекты, роботизированные тележки-помощники Bert, почти полностью автоматические системы упаковки и только начавшие свой путь ко внедрению человекоподобные роботы Digit

Весь периметр склада оснащен множеством датчиков и камер на основе ИИ, которые мониторят процессы и параллельно рассчитывают производительность труда индивидуально и для всей команды. В совокупности все эти меры приносят компании ежегодно миллиарды долларов экономии на персонале и минимизации неэффективного использования ресурсов.




Читайте также: В магазин «под руку с роботом»: как люди будут покупать стройматериалы через 30 лет




Отечественный киберпанк


Для рынка РФ ситуация складывается таким образом, что российскому бизнесу сегодня доступно гораздо больше роботов и автоматических систем, чем он готов интегрировать. Значительную часть систем, за исключением высокоточных манипуляторов и человекоподобных складских роботов, в России уже можно приобрести. Речь идет как об отечественных производителях техники, так и о многочисленных китайских аналогах американских решений, которые внедряются опытными российскими компаниями-интеграторами.

Российские лидеры отрасли сегодня начинают внедрять прежде всего AGV-платформы, уборщиков и инвентаризаторов. Wildberries и Яндекс в тестовом режиме уже устанавливают роботов-манипуляторов, перемещающих контейнеры между конвейерами и тележками, Ozon запустил свою лабораторию роботизации. Пока для российского бизнеса все упирается в масштабирование - сейчас речь идет только о десятках машин на отдельных складских объектах. При этом уже сейчас они дают ощутимые результаты.

Один специализированный робот позволяет проводить полную инвентаризацию за два часа, заменяя труд 50 сотрудников. На небольшом складе экономия от его использования составляет 350 тыс. Рублей ежемесячно, несколько роботов-уборщиков могут сберегать порядка 1 млн рублей в год. Срок окупаемости вложений в роботизацию при этом составляет около двух-трех лет. 

Уже в ближайшее время отечественные компании рассчитывают совершить качественный рывок - Wildberries анонсировал тестирование одновременно 250 AVG-роботов на одном из своих складов, через три года серийно планируют устанавливать манипуляторы, через пять лет - речь должна пойти о первых человекоподобных машинах. 

В среднем разрыв между Amazon и российскими лидерами можно оценить в 10 лет, но по мере роста внутренней торговли в России и увеличения масштабов компаний этот гэп будет уменьшаться, потому что у отечественных игроков будет все больше возможностей для роботизации. При этом стратегическая цель для всей российской индустрии ритейла и электронной коммерции не будет заключаться в простом внедрении образцово-показательных роботов на отдельных складах. Речь идет о создании комплексных интегрированных систем из разных типов машин, которые можно будет постепенно масштабировать до десятков и сотен единиц для достижения максимального синергетического эффекта.

Российский киберпанк: когда склады российских маркетплейсов и ритейлеров станут как у Amazon?
@Freepic


«С чего начинаются Роботы?» 


Amazon - это тренд и ориентир, но не прямое руководство по копированию. Если у почти тезки этого бизнеса, российского Ozon, при масштабах ежедневных операций есть потребность в повальной роботизации, то менее крупный бизнес не обязан внедрять роботов на каждом шагу - это и не нужно. Но средним и малым компаниям, чтобы успешно конкурировать с более технологически развитыми конкурентами, следует придерживаться гибкого и поступательного подхода, делегируя машинам отдельные процессы на отдельных наиболее загруженных участках. 

Первым недорогим шагом должна стать установка собственной WMS-системы – того, без чего сегодня невозможно эффективно организовывать работу склада, если перед бизнесом стоит цель дальнейшего развития и роста. Это же было «нулевым» шагом для Amazon и других американских корпораций перед внедрением роботов. В России подобные складские «мозги» установлены на более чем 20% объектов, в то время как в США речь идет о 90% складов.

Полноценная интеграция этого фундамента для дальнейшей автоматизации и роботизации за срок в полгода-год обходится в пределах нескольких миллионов рублей с учетом самой цифровой системы и индивидуальных ТСД для сотрудников склада. При этом эффект от внедрения WMS – увеличение эффективности использования ресурсов до 45% равно как и снижение до 99% объема ошибок складской обработки. Сегодня WMS ежегодно внедряют сотни компаний, стремящихся к оптимизации расходов. Усилиями множества интеграторов, среди которых и ГК «Автомакон», этот процесс будет стремительно нарастать. 


Движение от WMS


Добавление к этому фундаменту полностью автоматизированных конвейерных лент и роботов не потребует одновременного запуска десятков и сотен машин для немедленного результата. В условиях низкой базы компании могут добавлять роботов постепенно, организуя гибкие системы и форматы их работы в кооперации с людьми. 

Роботизация дает начавшим ее предприятиям целый комплекс преимуществ перед конкурентами: это повышение скорости и точности операций, снижение затрат на низкоквалифицированную рабочую силу и минимизация связанных с человеческим фактором ошибок, повышение безопасности труда занятых на складе работников и, конечно же, рост удовлетворенности клиентов – работающие как часовой механизм структуры обеспечивают более быстрое и качественное выполнение заказов.




Amazon, как и Москва, строился не сразу – это история проб и ошибок, поиска инноваций и нестандартных решений в течение многих лет. Преимущество российского бизнеса сегодня в том, что этот путь уже был эффектно пройден первопроходцами роботизации, благодаря которым мы можем заранее оценить, что и как будет работать. Отечественным операторам складов лишь остается начать свое движение по проторенной дорожке к устойчивому и долгосрочному росту на плечах роботов и цифровых систем.  

Екатерина Родина, 
Директор по внешнему развитию ГК «Автомакон»

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит