Как модный бизнес реагирует на то, что сырье, от которого он зависит, под угрозой? Даже самые престижные люксовые дома моды не могут контролировать климат.
Согласно отчету, опубликованному в прошлом месяце на сайте Kering и некоммерческой организацией Business for Social Responsibility (BSR), климатические изменения уже заметно влияют на глобальный рынок кашемира - и это влияние, вероятно, только усугубится.
По данным компании Bain & Company, сегодня кашемировые товары занимают €4 из €60-миллиардного мирового рынка люксовой одежды.
«Рынок трикотажной кашемировой одежды, определенно, превышает рынок люксовой одежды», - говорит Федерика Левато, старший консультант Bain & Company.
В последние несколько лет «демократизация» модной индустрии добралась и до кашемира. Когда-то очень дорогой товар, доступный только избранным - сегодня стал всем доступным продуктом.
На сайтах Uniqlo и H&M цены на кашемировый трикотаж стартуют от $79,90, в то время как Kit & Ace разработали свой бренд на основе «технического кашемира» - смеси из кашемира и эластичных спортивных материалов по типу спандекса.
Кашемир находится под угрозой
Мировой объем пряжи из отличной зимней подшерстки кашемировых горных коз, оценивается на уровне от 15 000 до 20 000 метрических тонн, или 6 500 тонн «чистого» кашемира после его очистки.
Люксовые бренды более избирательны в плане поставщиков, концентрируясь на Монголии и Внутренней Монголии (автономный регион в Китае на границе с Монголией). Они используют только высококачественную, длинную и белую шерсть.
В любом случае, большая часть кашемира производится в Китае. Американская экологическая организация The Nature Conservancy оценивает поголовье кашемировых коз в размере свыше 100 миллионов голов.
По данным другой американской экологической организации National Resources Defense Council, шерсти четырех коз достаточно для производства одного свитера.
Белый хлопок, шелк или кожу - все основные виды сырья, от которых зависит люксовый сектор модной индустрии, можно производить в модифицированных системах фермерского хозяйства, производство кашемира зависит от природных пастбищ на ограниченной территории. То есть они очень зависят от климатических изменений.
«Поставки кашемира снизились из-за истощения природных пастбищ, на которых растет пища для животных», - говорит Элиза Немцов, директор отдела по работе с клиентами BSR и соавтор отчета Kering и BSR. «Мы говорим об изменениях температуры, доступности воды и экстремальных зимних условий».
В соответствии с программой развития ООН, 90 процентов территории Монголии занимают бедные грунты с повышенным риском опустынивания. В 2010 году, из-за летней засухи в предыдущем году (что снизило площадь пастбищ) и крайне суровой зимы погибло более девяти миллионов голов домашнего скота, большую часть из которых составили кашемировые козы.
По словам Пьерлуиджи Лоро Пьяна, заместителя управляющего итальянского дома моды Loro Piana, специализирующегося на люксовых изделиях из кашемира и шерсти, такие суровые зимы типичны для Монголии и Внутренней Монголии последние 50 лет, что вызывает дефицит кашемира.
«Годами ты учишься, как сбалансировать риски потенциального дефицита», - говорит он. «К сожалению, суровые зимы продолжают оказывать влияние на скотоводов, на животных, на окружающую среду». Однако в последние годы климатические трудности, связанные с кашемиром, ухудшились.
Чтобы справиться с растущим спросом, многие производители увеличили поголовье коз. В период с 1993 по 2009 гг. популяция скота выросла от 23 до примерно 44 миллионов голов, создав неправильный цикл.
Больше коз означает больше пастбищ, а это, в свою очередь, приводит к их истощению. Результат - недостаточно упитанные козы с низкосортной шерстью, что сокращает предложение высококачественного кашемира.
Чтобы компенсировать упущенную выгоду, скотоводы разводят больше скота, вновь запуская порочный цикл. «Это как снежный ком из людей, которые хотят все больше и больше кашемира и стимулируют рост цен, стимулируют производство», - говорит офицер Ордена Британской Империи Джеймс Сагден, директор Brora и бывший управляющий директор шотландского лейбла шерстяной одежды Johnstons of Elgin.
«Это создало проблему, потому что в некоторых регионах фермеры, гонясь за высокими объемами, скорее потеряли на объеме, чем на качестве. В последнее время мы реально обеспокоены подходом к качеству как потенциальным риском для всей индустрии: кажется, количество одержало победу над качеством», - констатирует мистер Лоро Пьяна.
Доходы кашемировой отрасли зависят от суровых зимних условий, поэтому следует улучшить качество подшерстки. Делая прогноз на период 2036-2060 гг., Kering и BSR предупреждают, что повышение температур из-за глобального потепления также сдерживает рост зимней шерсти коз, что в будущем сказывается на потерях качества кашемира.
«Это как идеальный шторм», - говорит Элиза Немцова. А что это значит для модного бизнеса? По словам Немцовой, люксовые бренды уже прогнозируют снижение предложения высококачественного кашемира. «Вы можете воспринимать это либо как снижение качества, либо как снижение предложения», - говорит она. Во всех случаях сырья будет недостаточно. Два года назад правительство Китая ввело ограничения на размеры фермерских угодий, пытаясь снизить истощения пастбищ. Хотя в Монголии и других регионах, где производят шерсть, например, в Афганистане, нет таких ограничений.
Даже в Китае «проблема до сих пор имеет место в виде поиска качественной шерсти», - предостерегает Джеймс Сагден. Эти изменения касаются не только окружающей среды, но и коммерческого риска.
Так как же отреагирует индустрия, когда сырье, от которого зависят ее продукты и, как следствие, и прибыль будет под угрозой?
«Настоящий вызов для нашей индустрии - заменить неподходящую систему и внедрить новую, соответствующую реальной обстановке», - говорит Мари-Клер Давю, директор по развитию бизнеса и глава департамента международных ведомственных дел компании Kering.
«Компании должны понимать, что их бизнес зависит от природного капитала и влияет на многие источники для жизни людей, работающих в сети поставщиков».
По словам Давю, бренды компании Kering работают со своими поставщиками над созданием «производственных систем, которые более эластичны к шокам из-за влияния климатических изменений»
Однако спрос на кашемир по-прежнему высокий, и компании должны учитывать скотоводов в своих сетях поставщиков и мотивировать их на то, чтобы они выращивали меньше, но качественнее.
«Опустынивание дополнительно усугубляет проблемы скотоводов и ведет их к обеднению и превращению в городские трущобы», - говорит Уна Джонс, генеральный директор Sustainable Fibre Alliance (SFA), созданного в 2015 году, чтобы объединить компании, правительства и неправительственные организации в их стремлении решить проблемы качества в кашемировой индустрии, внедряя первый стандарт соответствия кашемира (Sustainable Cashmere Standard), апробация которого запланирована на 2016 год.
В 2009 году компания Loro Piana, которая в 2013 году была поглощена компанией LVMH, запустила пятилетнюю селекционную программу, которая охватила 24 000 кашемировых коз в Китае.
Отбирая только самых продуктивных животных, данная схема направлена на поднятие качества шерсти каждой особи. В результате, поголовье сократилось, а качество кашемира повысилось, при этом постепенно уменьшается нагрузка на пастбища и предупреждается опустынивание.
Проект «повысил стандарты жизни коз и пастухов, а также восстановил баланс между животными и окружающей средой» - говорит мистер Лоро Пьяна.
Люксовый модный бизнес, по его словам, должен сделать выбор в пользу «целостности, инвестиций, исследований, уважения и стремления к лучшему качеству вместо голой эксплуатации».
«В плохие года мы платим наперед. Мы даем фермерам больше денег, чтобы они пережили зиму», - говорит Сагден из Brora, которые производят свою одежду в Шотландии и поставляют кашемир из Внутренней Монголии, где кашемировые козы - это не просто источник кашемира, а еще мясо и молоко для скотоводов.
Если цена на товар из кашемира падает, «наша ответственность - попытаться не воспользоваться этим. Прежде всего, мы хотим постоянства в качестве. Цена – вторична», - говорит он. По словам Уны Джонс, «многие люксовые бренды и ритейлеры предпринимают ответные действия», чтобы разрешить текущие проблемы индустрии «с нестабильными стандартами производства и неизбежностью изменений в отрасли, чтобы удовлетворить будущий спрос».
В прошлом году Burberry, к примеру, включил защиту своих поставщиков кашемира в экологические цели компании на 2017 год.
А не слишком ли поздно для так называемой «идеальной шерсти»? Должны ли модные компании также учитывать в своих стратегиях возможность сокращение поставок кашемира? В то время, когда перемены климата создают все новые вызовы для фермеров, и модернизация по всей Азии вынуждает молодое поколения не продолжать бизнес своих родителей, по мнению Джеймса Сагдена, люксовые бренды «обязаны» поддерживать своих поставщиков, защищая цену, дать понять поставщикам, что «лучше быть на краю рынка и не соблазняться большими заказами от Uniqlo и им подобным».
На Kering Давю смотрит с позитивом. По ее словам, «в конце концов, уровень доступности окажет такое же позитивное влияние» на общие достижения Kering. «Теперь у нас есть колоссальная возможность для работы над этой проблемой, чтобы создать живую кашемировую индустрию, которая помогает восстановить экосистему и обеспечивает миллионы людей средствами для существования. Давайте искать решение, а не просто смотреть на проблему».