Если где-то чего-то вовремя нет, значит, об этом не подумали заранее. Не зря шутят, что логистика – «козёл отпущения за просчёты коммерции».
Но мне больше нравится дзен-акроним:
•Л – лишь
•О – однажды
•Г – глобально
•И – изменив
•С – себя
•Т – ты
•И – изменишь
•К – качество
•А – абсолюта.
Греки сочинили термин на базе корня, означающего мышление, расчёт, целесообразность. Римляне понимали логистику, как распределение продуктов питания. Византийцы считали способом организации военного снабжения и управления армией. Инки учитывали тип продукции, место отправки, срок доставки и расстояние.
Своевременность снабжения сменило управление потоками: материальными, информационными и людскими. Минимизацию затрат довели до организационно-аналитической функции. Взялись за оптимизацию издержек, рационализацию производства и бесскладской сбыт. Увлеклись вертикальной интеграцией.
Логистику распилили на специализации: закупка, запасы, склады, производство, распределение, транспорт, таможня, сбыт, информация. Соединили на базе цикла жизни товара: от добычи сырья до утилизации после использования. Тюнинговали спрямлением, выравниванием, распараллеливанием, предсказанием.
Не обошлось без экологических инъекций: переработки отходов и квотирования санкционированного мусора. Бережливость отметилась принципом совокупной стоимости перемещения. Маркировка до сих пор не может нарезвиться, предлагая индикаторы свежести, сухости, калорийности, энергоёмкости, хрупкости и опасности.
Мудрые руководители не развивают собственную логистику, опираясь на специализированных провайдеров, благо классификация насчитывает целых пять уровней:
1РL (First Рагtу Logistic) – нишевой игрок для локальных или звеньевых функций
Тысячелетняя история счётного искусства распределения налогов и военных манёвров умерла на ранних подступах к социализму. Правила, известные полуграмотным завхозам Наполеона, сегодня бездарно изобретаются заново. Уроки Ленд-лиза по межконтинентальной координации забыты напрочь.
Ситуацию не улучшают интернет-магазины и возросшая конкуренция. Низкая цена не компенсирует отсутствие квалификации. Неважно, сколько покупаешь пуховиков и по какой стоимости – курьер ждёт до 15 минут. Дальше у него следующие клиенты. KPI – успеть доставить, продажи и маржа не волнуют.
Заказываете кофе-машину: привезут неподходящие капсулы. Претензии принимаются в письменном виде раз в неделю. Приехать надлежит в удалённый офис на задворках вселенной. Заполнить выдаваемые бланки от руки, отстоять очередь и узнать, что «написанное на сайте, к нам отношения не имеет».
Умилителен сопутствующий сленг. Если рыбу живой не довезут, получите комментарий: «Карп уснул». Креветок нехватку снисходительно порекомендуют восполнить «дополнительной глазировкой». Протухшее мясо посоветуют пустить «на фарш, да с чесночком – на котлетках поболее заработаете».
Отдельная история – центры распределения головных офисов. Равномерно «распуливают» по сети артикулы, постоянно согласовывают перераспределение между городами. Потом развлекаются возвратной логистикой при заморозке ассортимента. Азиаты удивлённо языками цокают – такой простор для улучшений.
Китайцы распределяют товары по миру так, чтобы последняя миля занимала до двух часов после заказа. Австралийцы вовсю гоняют на дронах. А в грузовиках на просторах Сибири замерзает йогурт с живыми бактериями – водители топливо экономят. Контролёры не замечают «сбои» термописцев.
С пищёвкой в крупных городах «не балуются», а вот на рынках посёлков коперфильды чудят в полный рост: одним шлепком продляют срок годности. Хлоп и новая наклейка с индульгенцией на реализацию просрочки. Отдельная песня – злоупотребление съедобными непищевыми продуктами.
В Японии семейство «масляных рыб» с 70-х годов прошлого века запрещено к употреблению. Киевский НИИ в эти же сроки признал непригодным к применению в еду эсколара. Не проблема – умники придумали, как снизить жирность вредного филе: в цепочку поставки добавили фазу «предобработки».
Подобные усовершенствования не редкость в плодовом бизнесе. Красят баклажаны, апельсины, яблоки. Колорируют лосось, цветок, колбасы. Избыточные звенья перемещения «доводят» товар до кондиции. Натуральное копчение заменяется «купанием» в разведённом ароматизаторе концентрата жидкого дыма.
В японском городе Фукуока из-за строительства метро провалилось пятирядная дорога. Дыру на 6’000 кубических метров заделали за двое суток, включая время на извинение мэра по телевизору. Внезапность не стала проблемой, в отличие от наших плановых снегопадов, которые ежегодно вызывают «кармагедон».
Китайцы за те же 48 часов перенесли 55-метровый автомобильный мост в северо-восточной части Пекина, хотя западные эксперты утверждали, что работы там на два месяца. В Шанхае переместили буддийский храм весом в 2’000 тонн на 30 метров. Ничего не разрушилось, несмотря на почтенный возраст в 135 лет.
Анекдот на злобу дня. Попали в ад король, бизнесмен и логист. Черти позволили им совершить единственный звонок. Правитель коротко поинтересовался здоровьем членов семьи и передал приветы. Делец быстро порешал вопросы и выдал указания. Логист висел на трубке пять часов.
Королю и бизнесмену принесли чек на $500 и $1000, логисту – 50 центов. На возмущения о несоответствии длительности и стоимости, черти пояснили: у вас, господа, звонки – междугородние, а у логиста из ада в ад – тарифицируется как местный.