0/5

О чём говорить, когда не о чем говорить, или small talk как инструмент личного нетворкинга

О чём говорить, когда не о чем говорить, или small talk как инструмент личного нетворкинга
время публикации: 10:00  16 августа 2024 года
@Freepic
Представьте, вы столкнулись с важным для вас человеком, но личного знакомства у вас пока не было. И вдруг появился шанс завести разговор, и, возможно, расположить его к себе. Как говорить, о чём говорить, и что могут дать разговоры с незнакомцами?
О чём говорить, когда не о чем говорить, или small talk как инструмент личного нетворкинга




Разберемся вместе с Сергеем Черненко, экспертом в области управления репутацией, консультантом по карьерному планированию и росту.


Изящный и необязательный разговор во времена Льва Толстого и в наши дни


У англоговорящих есть понятие small talk. Термин не новый. «Еще Толстой упоминал его в «Анне Карениной»: «Расскажите нам что-нибудь забавное, но не злое», — сказала жена посланника, великая мастерица изящного разговора, называемого по-английски small talk». Российская знать училась умению вести светский разговор, это считалось неотъемлемым качеством для успеха в обществе. Высший свет всегда ценил остроумие, точную фразу и оригинальность, но в широких народных массах такой традиции в нашей стране никогда не было. 

А ведь small talk — отличный повод показать себя интересным, общительным и приятным собеседником. И в наши дни умение быстро разговорить и расположить к себе человека – одно из ключевых свойств любого успешного руководителя или общественного деятеля. Но и «обычному» человеку от него только польза. В самом деле, потратив на разговор с «первым встречным» несколько минут, можно обрести интересное знакомство, полезный контакт, выгодного клиента, перспективного партнёра или даже будущего лучшего друга. 

Однако на практике необходимость завязывать и поддерживать small talk многих пугает. Сколько раз мы оказывались в ситуации, когда стоим в одном помещении с кем-то, будь то сосед или участник той же конференции, оба молча смотрим в пол и думаем, насколько же тяготит это молчание? Я уверен, что у вас такое бывало не раз.

Может, стоит в этом искусстве поднатореть? Давайте попробуем разобраться в азах small talk. 


Азы small talk: пять важных пунктов


Пункт первый. Как выбрать тему и запустить пробный шар


Прежде чем решить, как разговор начать, внимательно рассмотрите человека. Может, какой-то элемент одежды или предмет дадут вам подсказку. Исходя из этого вы можете сделать комплимент, поделиться своим впечатлением, которое он на вас произвёл, а также обратить внимание на интересный аксессуар или черту собеседника.

Например, у человека на руке часы Garmin. Значит, с высокой вероятностью он бегает, занимается велоспортом или триатлоном. Если вы сами имеете отношение к спорту или только собираетесь им заняться, это — хорошая тема для естественного разговора.

Когда беседа началась, ваша задача ухватиться за ответ, высказать своё отношение к услышанному и задать следующий вопрос. И так до того момента, пока разговор не польётся сам собой. 

Если внешний вид потенциального собеседника совсем не даёт вам никаких подсказок, можно действовать иначе — подумайте, что объединяет большинство людей. 

Используйте контекст. Если вы в отпуске, заговорите про отель, сервис или местную кухню. На выставке можно обсудить, какие произведения произвели наибольшее впечатление, а на конференции – спикеров, формат и полученную пользу. 

Иногда можно и «сыграть». Когда вы с кем-то знакомитесь, несколько раз повторите имя человека в самом начале разговора, а потом объясните, что вы плохо запоминаете имена, и это — ваш способ бороться с проблемой. В девяти случаях из десяти, человек скажет, что у него тоже есть такая трудность, и вот у вас уже появилась общая тема. А если вам попадётся тот, у кого с этим всё хорошо — спросите его, как он это делает. Он с удовольствием расскажет, и разговор уже завязался. Беспроигрышный подход. 

Пункт второй. Как избегать банальностей и так ли уж они страшны?


Быть банальным — не страшно. Страшно стесняться и молчать. Иногда даже самая банальная тема может помочь вам быстро расположить человека к себе. 

Начните тренировать свою способность вести случайные, необязательные и непринуждённые разговоры с людьми с трёх простых шагов: 

1. Задаёте любой вопрос. Главное, чтобы он был открытым. Это означает, что на него невозможно ответить односложно «да» или «нет», «синий» или «красный». 

2. Слушаете ответ и фокусируетесь на чём-то из услышанного. 

3. Даёте своё личное отношение к тому, за что вы ухватились, и задаёте следующий вопрос. 

Начать можно и с банальности. Главное — впоследствии регулировать течение разговора. Если у вас нет ничего на уме, можно даже задать пресловутый вопрос о погоде, как советуют в каждом руководстве по small talk в интернете. Давайте представим, как может развернуться такой диалог:

— Как вам погода? 

— Погода как погода, — слышите в ответ от человека, которого ваш вопрос не впечатлил. 

Кажется, что тут и ухватиться-то не за что, но это не так. Ваш собеседник показал, что ему всё равно и на самом деле этого уже достаточно. Теперь надо показать своё отношение, а далее задать следующий вопрос. Можно продолжить диалог так: 

— Вот я вам завидую. Скажу честно, на меня погода очень сильно влияет, и эти тучи портят настроение. А ваше от погоды вообще не зависит?

Предположим, вам отвечают что-то вроде:

— Я проходил психологические курсы, где нам рассказывали, как настроение можно контролировать. 

И вот у вас уже есть несколько тем, которые интересны человеку: курсы, психология, возможности самоконтроля, важность управления отношением. Нужно выбрать, что вам ближе, и начать обсуждать, задавать следующие вопросы: «А что за курсы вы посещали? Сколько стоили? Понравилось?».

О чём говорить, когда не о чем говорить, или small talk как инструмент личного нетворкинга
@Freepic

Пункт третий. Как продолжать беседу? 

Перед разными людьми следует презентовать себя по-разному, исходя из того, что вы с ними уже обсудили. 

Вернемся к примеру со спортивными часами. В таком диалоге я бы начал с шутки про то, что я не люблю все виды спорта, но есть исключение. Это бег. Бег я просто ненавижу. А далее продолжил бы, что несмотря на это я пробежал самый сложный марафон в мире — из исторического города Марафон в Афины. Такая самопрезентация либо вызовет интерес, либо спровоцирует человека на рассказ об истории его достижений. Также у меня есть готовый рассказ, как я упал с велосипеда, ещё не успев выехать на гонку. Через эту тему мне заходить легко. И это всегда вызывает интерес у слушателей.

Для small talk, как и в целом для построения связей, важно, чтобы вам было что рассказать. Чтобы люди понимали, чем вы – интересный и полезный собеседник. У интересного человека всегда больше шансов запомниться и произвести хорошее впечатление, чем у умного. Подумайте о ваших сильных сторонах, вспомните, о чём вам нравится говорить, в чём вы точно являетесь экспертом. И пусть случаи из жизни из этих областей будут у вас всегда наготове. 

Я, например, могу глубоко поддержать разговор о литературе, о вине, путешествиях, клубах, в которых я состою, о футурологии, биохакинге и о многом другом. Когда под рукой есть такой набор готовых тем, гораздо проще начать и поддержать беседу. 




Читайте также: Teams уходит — Толк приходит. Выбираем сервис для общения с поставщиками и производителями




Пункт четвёртый. Общие точки


Когда вы заметите, что собеседник откликается на поднятую вами тему, наступает самый удобный момент подвести его к разговору о нём самом. Для подавляющего большинства людей это — самая приятная тема. 

Если ваш визави оживляется, берёт инициативу, вспоминает истории из своей жизни, ищет в своём телефоне фото, чтобы показать вам – следующим шагом должно стать ваше активное слушание и искренняя заинтересованность. Тогда вы оставите не только приятное впечатление, но и получите более конкретную информацию, которая поможет вам быстрее понять, насколько этот человек вам интересен и полезен. А это понимание, в свою очередь, сыграет роль при организации будущих встреч. 

Пункт пятый. Превратить способность вести «как бы неважный» разговор в свой рабочий инструмент


Незапланированные разговоры «на ходу» с коллегами, соседями или даже со случайными людьми могут стать важным инструментом для развития вашей собственной карьеры и перемен к лучшему в жизни. Но для того, чтобы они давались вам легко и приносили нужные плоды, надо немного поупражняться. 

Ведь в беседе, чтобы разговор выглядел естественно, одно должно вытекать из другого. И тут нам на помощь приходит импровизация. В данном случае я имею в виду умение органично переходить с одной темы на другую. Это можно тренировать самостоятельно. Вот вам упражнение — в течение одной минуты начните монолог с одной темы, а закончите другой. Например, свяжите искусственный интеллект и Льва Толстого. Или кораблестроение и марафон. Поначалу это может показаться нелепым или даже невозможным, но вы быстро убедитесь в обратном. Тут нужна лишь практика. 

Вести спонтанные разговоры гораздо проще, когда у вас много интересов. Наверняка для каждого из них уже имеются обкатанные истории и примеры. А если вы к тому же всё время совершенствуетесь и накапливаете новые знания (а тем более учитесь легко жонглировать примерами и интересными фактами), то вас всегда будут увлеченно слушать. 

Так small talk станет вашим практическим инструментом в работе и в жизни. Завязывать знакомства, производить хорошее первое впечатление, располагать к себе людей и заинтересовывать их – важно в любой деятельности! Владея этим искусством, вы открываете возможность разобраться в том, что вашего собеседника больше всего интересует и что им в жизни движет.

А когда вы хорошо понимаете собеседника, вы можете быстро перевести шапочное знакомство во что-то более глубокое и полезное.


После знакомства: искусство small talk как инструмент поддержания полезных связей


Если на деловой встрече или переговорах мы сразу переходим к повестке дня, это выглядит неестественно и немного натужно. Почему?

Во-первых, есть вероятность, что такой холодный подход может быть воспринят как сухость или даже грубость. Даже на серьёзных переговорах желательно сначала хотя бы 3-5 минут поговорить с вашим визави на посторонние темы, не посвященные бизнесу. Это сделает общение гораздо более человечным, вы сможете нащупать дополнительные общие интересы, выяснить, как у человека дела, какие у него настроение, и в результате более эффективно провести переговоры.

Во-вторых, это может укрепить ваши отношения, потому что, как говорится, одной работой сыт не будешь. Когда в компании есть человек, который может искусно поддержать ненавязчивый, интересный разговор, задать вопросы, проявить эмпатию — это всегда располагает к себе. 


При каждом контакте желательно сначала хотя бы 3-5 минут посвятить посторонним темам, непринуждённому разговору с вашим визави. Так следует поступать не только при знакомстве, но и на важных встречах с уже знакомыми людьми.



Мне в работе это всегда помогает. Когда я веду тренинги, то по возможности стараюсь вначале как-то войти в контакт с людьми в аудитории, выяснить, что их волнует в данный момент, задать какие-то вопросы. Это позволяет и мне самому лучше настроиться на будущее выступление, и располагает ко мне людей: я становлюсь для них абсолютно понятным, живым, реальным человеком. Обычно после этого люди слушают меня гораздо более внимательно.

Это же работает и в рутинных ситуациях — например, когда вы с коллегой сталкиваетесь на корпоративной кухне, сидите в приёмной в ожидании встречи или ждёте лифт с соседями.


Подведём итог


Итак, внимание к внешности и манерам собеседника, способность живо и ярко говорить на любые темы и легко переходить с одной на другую, находить общие интересы, искренне и заинтересованно слушать, и развивать свой кругозор – слагаемые успеха в овладении искусством small talk. 

И пусть это только часть вашего подхода к созданию полезных связей, но, когда вы научитесь располагать к себе людей и делать это естественно и без явных усилий, это свойство всегда будет играть вам на руку. 

Общительность, открытость, красноречие и остроумие — существенная часть имиджа успешного руководителя, специалиста или общественного деятеля. Уметь расположить к себе человека и произвести правильное первое впечатление — один из ключевых навыков для человека в любой жизненной ситуации, и именно small talk отлично в этом помогает. Это эффективный инструмент, который может пригодиться вам буквально везде.

Сергей Черненко, 
Эксперт в области управления репутацией, 
консультант по карьерному планированию и росту.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит