0/5

Санитары бизнеса, или Как Гринпис ставил палки в колёса крупным компаниям

Санитары бизнеса, или Как Гринпис ставил палки в колёса крупным компаниям
время публикации: 09:00  15 сентября 2014 года
Сегодня, 15 сентября, свой день рождения празднует легендарная экологическая организация Greenpeace. Постоянно вмешиваясь в дела крупнейших корпораций мира, экологи подготовили почву для обильных рассуждений на тему «кому выгоден Гринпис и кто стоит за этой организацией».
Непримиримые борцы за чистую и мирную Землю, чьё название уже давно стало нарицательным, активисты Гринпис неоднократно привлекали внимание властей к насущным проблемам экологии и природопользования и продолжают «мозолить глаза» власть имущим всех мастей на планете. 

Своей скандальной репутацией организация, в первую очередь, обязана громким акциям, на которых когда-то взошло имя Гринпис. Какое ещё общественное объединение может позволить себе нанимать корабли и самолёты, рекрутировать мощных специалистов и полвека вести крайне непопулярную среди бизнеса деятельность по всему земному шару, не скатившись при этом в банкротство? 

К 43-летию Гринпис
 
Так или иначе, Гринпис прекрасно себя чувствует во втором десятилетии ХХI века. В честь 43-летия движения мы вспомнили, как гринписовцы ставили палки в колёса крупным компаниям и что из этого вышло. 

Нефтяные компании 

Shell и Brent Spar 

Несомненно, крупнейшим «медийным» успехом Greenpeace стала акция 1995 года против затопления нефтяной платформы Brent Spar, принадлежавшей нефтяной компании Shell. 

Корпорация собиралась затопить в Северном море на большой глубине отработавшую свой срок нефтяную платформу Brent Spar. Однако Shell и Greenpeace радикально разошлись в оценках оставшейся на борту платформы нефти: компания настаивала на остатке в 130 тонн сырой нефти, в то время как экологи называли на порядок больший объём — 5500 тонн. 

30 апреля 1995 года несколько активистов организации добрались на плоту до платформы и приковали себя к ней в знак протеста. Поступок вызвал внушительную волну в СМИ, поселил сомнения в головах властей соседних с зоной затопления государств и поставил под удар рыночные котировки Shell. 

К 43-летию Гринпис

Скандал длился полгода и закончился неожиданным конфузом: Greenpeace в итоге признала, что оперировала ошибочными оценками запасов нефти на Brent Spar. Глава организации даже написал письмо с извинениями в адрес топ-менеджмента Shell. 

Несмотря на разрешение властей Великобритании всё-таки затопить платформу, корпорация приняла решение разрезать её на берегу. От греха подальше, видимо. 

Дело Arctic Sunrise 

Вообще говоря, дело Arctic Sunrise – это скорее пример противостояния Гринпис с государством, нежели с крупной корпорацией. Акция, задуманная как протест против добычи нефти на арктическом шельфе, вылилась в международный скандал на высшем уровне. 

В сентябре 2013 года группа активистов на ледоколе Arctic Sunrise без разрешения российской погранслужбы приблизилась к платформе «Приразломная», на которой «Газпром» ведёт добычу арктической нефти. Уведомив экипаж платформы о мирном характере акции, Гринпис отправил к «Приразломной» шлюпку с альпинистами для того, чтобы вывесить плакат на конструкциях платформы, но шлюпку вместе с активистами задержали пограничники. 

К 43-летию Гринпис

На следующий день на Arctic Sunrise с вертолёта высадилась группа захвата ФСБ России, корабль отконвоировали в Мурманск. На берегу весь экипаж, включая иностранных активистов Гринпис, поместили под стражу в СИЗО, в отношении них возбудили уголовное дело по статье «пиратство». Позже статью переквалифицировали на «хулиганство». 

Арест экипажа Arctic Sunrise спровоцировал бурную реакцию по всему миру. В частности, разгорелся дипломатический скандал между Россией и Нидерландами, под флагом которых находился корабль. Множество общественных деятелей и организаций направили письма в адрес российских властей и лично Владимира Путина с просьбой освободить гринписовцев и моряков, однако практически все они остались без ответа. Своё решение по делу вынес и Международный трибунал ООН, потребовавший «немедленно освободить судно и всех арестованных людей под финансовые гарантии со стороны Нидерландов». Россия никак не прореагировала на это решение. 

В течение осени и зимы 2013 года все задержанные вышли на свободу под залог. Позже уголовное дело в их отношении было прекращено в связи с амнистией. 

Ледокол Arctic Sunrise до лета 2014 года находился под арестом в порту Мурманска. 6 июня с него сняли арест, а в августе он прибыл в Амстердам. 

Отвод нефтепровода от Байкала 

В 2006 году компания «Транснефть» пыталась получить «добро» государственной экологической экспертизы на прокладку нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан» в непосредственной близости от северного берега Байкала, да ещё и в сейсмоопасной зоне. Разрешения на строительство компания ожидаемо не получила, и тут бы истории закончиться — но вышло ровно наоборот. 

К 43-летию Гринпис

Весной того же года Госдума приняла Водный кодекс России, в который уже после принятия документа внесли поправки, фактически разрешающие «Транснефти» строительство трубопровода по изначальному варианту — меньше чем в километре от озера. Это вызвало мощную волну протестов экологических организаций, в том числе Гринписа – на сторону экологов встали также многие местные чиновники и население. Гринписовцы проводили акции протеста на месте будущего строительства и в крупных городах страны. 

Неожиданно позицию Гринписа принял президент России Владимир Путин: на совещании с местными губернаторами в Томске он заявил, что проект необходимо пересмотреть, а трубу — отодвинуть от Байкала подальше. Спорить, как водится, никто не стал: «Транснефть» моментально изыскала возможность построить нефтепровод там, куда указал президент, да к тому же нашла массу плюсов в новой трассировке. 

К 43-летию Гринпис


Торговые сети 

Гринпис давно и упорно наставляет ритейлеров на путь истины и экологии. Но если за рубежом активисты «кошмарят» торговые сети зачастую уже много лет, в России до недавнего времени на гринписовцев смотрели как на забавных зверушек — а некоторые так смотрят до сих пор. Однако ситуация медленно, но верно меняется — и вот несколько историй в подтверждение. 

«Ашан» и мусор 

С 2011 года Гринпис пытается научить российские торговые сети правильно работать с отходами. Организация запустила ежегодный рейтинг «Зелёный супермаркет», в котором учитывает, как ритейлер работает с упаковкой товара для покупателей. 

В первом же рейтинге абсолютным антилидером стал «Ашан», знаменитый на тот момент своими бесконечными бесплатными пакетиками из полиэтилена. Гринпис решила воздействовать на сознательность компании баннерами со словами «Ашан! Хватит продавать мусор!» — и моментально нарвалась на судебный иск о защите чести и достоинства от уязвлённого ритейлера. 

К 43-летию Гринпис

Но, как известно, от любви до ненависти дорожка коротка. Уже через три года «Ашан» на пару с «Дикси» возглавили очередной рейтинг «Зелёный супермаркет». После неприятного тычка носом в собственные экологические проблемы сеть сделала правильные выводы и наладила широкое сотрудничество с Гринпис, в итоге сегодня «Ашан» одним из первых в России начал развивать проект раздельного приёма отходов на переработку. Изменилась и политика упаковывания покупок на кассах. 

Уход IKEA из Карелии 

В 2012 году шведский ритейлер IKEA оказался втянут в «лесной» скандал на территории России. Природоохранные организации обвинили дочернюю компанию IKEA – ООО «Сведвуд Карелия» — в вырубке малонарушенной карельской тайги. В конфликте принял участие и Гринпис. 

История затянулась на два долгих года и закончилась победой «зелёных»: зимой 2014 года IKEA объявила о сворачивании лесопильного производства в Карелии. Официальной причиной компания назвала истощение промышленных лесов в регионе; конфликт с Гринпис оказался где-то в конце списка — однако эксперты уверены, что именно в нём кроется главная причина ухода IKEA. 

Опасные вещества в популярной одежде 

Гринпис неоднократно озвучивал претензии к крупнейшим производителям масс-маркета. За несколько лет организация выпустила несколько отчётов по исследованию популярных fashion-марок: в большинстве образцов обнаруживались опасные для здоровья химические вещества в различной концентрации. 

Под каток экспертного мнения Гринпис попали почти все модные массовые бренды: Mango, Calvin Klein, Tommy Hilfiger, Benetton, H&M, Diesel, Esprit, Gap, Armani, Jack & Jones, Adidas, H&M, Calvin Klein, Abercombie&Fitch, Kappa, Lacoste, Nike, Puma, Only, Vero Moda, Blazek, C&A, Levi’s, Victoria’s Secret, Marks & Spencer, Metersbonwe и Vancl. Позже к списку присоединились Versace, Dolce & Gabbana, Giorgio Armani, Christian Dior и другие. 

К 43-летию Гринпис

На критику упомянутые компании реагировали по-разному. Так, H&M, Adidas, Nike, Puma практически сразу заявили о перестройке производства в сторону отказа от токсичных соединений и поэтапном выводе заводов из экологически неблагополучной Юго-Восточной Азии. Другие предпочли пропустить факты мимо ушей, и против них Гринпис периодически проводит акции с напоминанием о всё ещё существующей опасности. Впрочем, и условно «хорошим» корпорациям Гринпис тоже не даёт спокойно жить: так, перед Чемпионатом мира по футболу-2014 по всему миру прошли акции, призванные напомнить Adidas о данном обещании отказаться от токсичных производств к 2020 году. 
____________________________________________________________________________________

К 43-летию Гринпис

Несомненно, для крупных корпораций Гринпис постоянно становится «костью в горле», нарушая тщательно выверенные планы по завоеванию мира. С другой стороны, именно эта организация не даёт расслабиться акулам бизнеса, постоянно напоминая об их ответственности за окружающую среду и нашу с вами безопасность. 

Отбросив в сторону конспирологические теории, признаем: появление Гринписа в 1971 году — событие совершенно логичное с точки зрения человеческой истории. Цивилизация, подойдя к опасной черте, просто-напросто родила регулятор собственных действий. У человечества сработал инстинкт самосохранения — и сегодня его детищу исполняется уже 43 года. 

Поздравительную открытку Гринпис от New Retail составлял Алексей Максимук
0
Реклама на New Retail. Медиакит