Семь русских писателей, которые стояли за прилавком
время публикации: 09:00 17 апреля 2015 года
Удивительно, но классическая русская литература так и не создала положительного образа русского предпринимателя. На страницах отечественных книг не найти холодных и расчетливых дельцов в стиле героев Теодора Драйзера.
Виссарион Белинский писал: «Торгаш – существо, цель жизни которого – нажива, поставить пределы этой наживы невозможно. Она – что морская волна: не удовлетворяет жажды, а только сильнее раздражает ее. Торгаш не может иметь интересов, не относящихся к его карману». Пожалуй, единственным персонажем, снискавшим симпатию читателей, стал изворотливый и веселый мошенник Остап Бендер. Но известным российским писателям, пусть иногда и в совсем юном возрасте, приходилось вставать за прилавок.
Владислав Ходасевич
Отцу будущего поэта принадлежал магазин фотографических принадлежностей, так что естественную предприимчивость Ходасевича можно считать семейной чертой. Свою детскую «бизнес-модель» Владислав Фелицианович описал в мемуарах: «Мне было лет шесть, мы жили на даче в Богородском, возле Сокольников. Там свел я дружбу с Алешей и Колей Щенковыми, детьми С.В. Щенкова, гласного московской городской думы. Отличные были мальчики, настоящие краснокожие, национально мыслящие могикане. Им подарили лоток с весами и гирьками. На лоток положили мы лопухов, изображавших капусту, какой-то пушистой травки, олицетворявшей укроп, еще чего-то – и превратились в разносчиков. Кухарки, няньки и матери должны были разыгрывать покупательниц. Часа через два мы им совершенно осточертели. Тогда я (именно я, на этом настаиваю!) придумал дело более прочное и занятное. В складчину образовали мы оборотный капитал примерно копеек в сорок. Купили на пятачок подсолнухов, плитку шоколада за пятачок, десяток папирос за шесть копеек, несколько карамелек – и открыли торговлю в парке, на широкой аллее, ведущей к танцульке.
Мы продавали каждую папиросу за три копейки, каждую карамельку за пятачок, одну треть шоколадной плитки за пятачок же – и так далее. День был воскресный. Гуляющая публика так и теснилась вокруг нас – приходилось то и дело бегать в лавочку за новым товаром. Словом, у нас было уже рублей семь денег к тому горестному моменту, когда стоустая молва о нашей фирме дошла до слуха родителей. Всё кончилось грубою реквизицией товара, конфискацией капитала и трехголосым ревом. Видит Бог, мы ревели не оттого, что лишились денег. Не жадность нас окрыляла, но высокое спортивное чувство. Не мечта о богатстве, но сказочный рост самого предприятия – вот что восхищало нас, возбуждая любовь к труду, изобретательность, предприимчивость. Увы, современники нас не оценили...»
Владимир Маяковский
Семья Маяковских после смерти отца из-за бедности перебирается в Москву. Живут они по средствам, мать вынуждена содержать сына и двух дочерей. Юный поэт был вовлечен в коммерческую деятельность, о чем пишет в автобиографии: «Денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать. Особенно запомнились пасхальные яйца. Круглые, вертятся и скрипят, как двери. Яйца продавал в кустарный магазин на Неглинной. Штука 10-15 копеек. С тех пор бесконечно ненавижу Бемов, русский стиль и кустарщину». Однажды в лавке ему с 5 рублей случайно дали 14,5 рублей сдачи. Маяковский отмечал, что ему было совестно, но будущий литератор предпочел не вернуть деньги, а купить на них вдоволь хлеба и покататься на лодочке по Патриаршим прудам.
Антон Чехов
Сергей Есенин
Поздней осенью 1918 года Сергей Александрович оказался в трудном финансовом положении. «Толстые журналы были закрыты, и печататься было негде. Голод в Москве давал себя чувствовать все сильнее и сильнее. Надо было что-то предпринять», – писал Повицкий, знакомый поэта. Есенин решил организовать собственное издательское дело на кооперативных началах. Новая структура получила название «Московская Трудовая Артель художников слова». Дело пошло в гору, книжные критики стали ехидно замечать, что «…издания имажинистов поглотили бумажную выработку, по крайней мере, одной бумагоделательной фабрики за год». Отцы-основатели сами стояли за прилавком. Правда, Есенину часто заявляли: «Уж лучше, Сергей Александрович, совсем не заниматься с покупателем, чем так заниматься, как вы…» Поэт хулиганил, оценивающе смотрел на клиентов и предлагал вместо «Облака в штанах» купить роскошный том Надсона с золотым обрезом. Мина Свирская вспоминает, что народ толпился в лавке не столько ради покупок, сколько с целью посмотреть на торгующего Есенина: «Делал это он очень неуклюже. Лазал по полкам, чтобы достать нужную книгу. Долго не находил. Растерянно суетился. Мне стало очень больно за него. В душе я ругала Шершеневича и Мариенгофа, которые для приманки поставили его торговать».
Максим Горький
Михаил Осоргин
Сразу после октябрьского переворота былая свобода слова, одно из главных завоеваний февраля 1917-го, стала уходить, и многие писатели остались без работы, их газеты были закрыты. Михаил Осоргин свидетельствует: «И сложилась у нас группа из людей писательского звания и близких к книге, которая задумала заняться книжной торговлей. В то время торговля была еще свободной, и книжные магазины были, только продавались книги выше номинала; мы же хотели продавать по номиналу – вне конкуренции. Недолгое время так и было; но скоро рубль так покатился, что мы едва успевали догонять и перемарывать карандашом цену». Первым за дело взялся искусствовед П.П. Муратов. В магазине появился первоклассный библиографический отдел. Позже книги из него пришлось продать, чтобы заплатить налоги. В число пайщиков вошли Борис Зайцев и Николай Бердяев. Сбросились по 200 рублей, наладили печку. «…Строгого разделения труда не было: всем приходилось подметать пол, сидеть за кассой, благоустраивать витрины, покупать, продавать, расценивать, таскать ящики, вытирать пыль, протирать стекла и рассуждать с покупателями о достоинствах авторов и издательств». Иногда за прилавком стояли Ю. Виппер, А. Кизеветтер, В. Ходасевич. Подобный кооператив спас от нужды многих литераторов и ученых. К голоду и холоду Осоргин, один из основателей Книжной лавки писателей, относился с юмором. Он написал тоненькие брошюрки «Копчение академической селедки в самоварной трубе» («Цена на выбор — 1 фунт сливочного масла или 1 фунт сахару»), «Легчайший способ уехать за границу», «Как добыть дров».
Осоргин отмечает, что в Москве времен военного коммунизма кооператив писателей был чуть ли не единственным достойным книжным магазином. Заказы стали приходить в связи с оживлением общественной жизни, открытием рабочих клубов и театров. «При таких обширных операциях мы в нормальное время были бы, вероятно, богачами. Но нужно иметь в виду, что книги, выбрасываемые на рынок частными лицами, менявшими их на хлеб насущный, вообще потеряли всякую цену. И любопытно, что ниже всего ценилось то, что в обычное время разыскивалось, как книжная редкость… В высокой цене (сравнительно, конечно), были только энциклопедические и всякие другие словари, справочники, полные собрания классиков и книги по искусству». Особенного дохода Лавка не приносила, но стала центром общественной жизни. «Карандашные наши пометки цены гласили: сто рублей, тысяча рублей, миллион рублей книга, цены росли на 50-100% в день, – но на поверку это значило: фунт муки, пуд муки, щепотка муки. И часто случалось, что вместо денег за книги мы так и брали мукой, мылом, маслом, сахарным песком. Были ли мы только купцами, барышниками? Нет, в этом нас не заподазривали. При иногда громадном обороте, мы все же редко могли жить только на лавочный доход, и каждый подрабатывал чем мог: лекциями, преподавательской деятельностью, немножко литературой – переводами, участием в худеньких частноиздательских сборниках. Вместе с тем, оставаясь среди книг, мы делали незаметное, но большое дело: охраняли и распределяли книгу и помогали людям, ликвидируя книжные запасы, спасать себя от голода». Лавка прекратила свое существование в 1922 году, ее задушили чудовищными налогами.
Павел Гнилорыбов,
историк-москвовед, координатор проекта «Моспешком»
историк-москвовед, координатор проекта «Моспешком»
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...