Спасительный краудфандинг или как поднять денег на доверии
время публикации: 10:00 28 апреля 2020 года
Время чтения: 7 мин 5 сек.
Предприниматели часто начинают проект, надеясь раздобыть средства под идею, и пока одни оббивают пороги инфо-олигархам, другие готовят обстоятельные презентации. Неспособные убедить клянчат и унижаются перед сольными инвесторами, уверенные в успехе представляют намётки интернет-толпе.
Подготовившиеся инициаторы выкладывают наброски проекта на конкурентные платформы, где спонсоры или доноры соглашаются вложить кровные или воздерживаются от неразумных трат. Взамен стартаперы предлагают ранним последователям сигнальные образцы товаров, не делясь долями и прибылью.Подход обращения к массам не нов – так строились храмы, возводились укрепления, восстанавливались замки. Дени Дидро за 250 лет до Википедии умудрился собрать денег и издать 28 из 35 томов величайшего труда с горделивым названием «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел».
Джозеф Пулицер, родоначальник «жёлтой прессы», летом 1885 года единственным призывом к читателям журнала «The World», где в то время директорствовал, собрал деньги для возведения в Верхней Нью-Йоркской бухте постамента для Статуи Свободы. Теперь его имя носит высшая журналистская премия в США.
В краудфандинге пожертвования невозвратны, но если набирается ниже оговорённой суммы, то деньги возвращают отправителям – значит, проект неинтересен и, следовательно, не перспективен. Так что обращение к людям – своеобразное маркетинговое исследование, проверка жизнеспособности замысла.
Искатели народных средств стараются вовлечь дарителей: приглашают сниматься в фильмах, предлагают вознаграждения или исключительные права. Сбор ресурсов под проект – не только номер счёта и приглашение перечислить минимальную сумму, но и двухсторонняя система взаимодействий.
Краудфандинг утилитарно практичен и невероятно полезен – с его помощью увидели свет смелые начинания, обделённые вниманием опасливых инвесторов. Почти всегда поддержка множества частных вкладчиков собирается быстрее, чем выигрывается крупный грант или достаётся финансирование государства.
Если есть репутация, социальный капитал, широкая узнаваемость или шикарный замысел – просите денег у толпы: поймёте, что работает, а что не очень; хороши ли расчёты, чертежи, модели, видеоряды. В поиске инвестора можно долго и безрезультатно оббивать пороги, при краудфандинге проще получить ресурс.
Важно соблюсти обязательства: если человек или группа заявили, что ведут сбор на конкретную цель, то должны потратить деньги на решение задачи, о которой рассказывали спонсорам или бэкерам. Это в теории, на практике же нередко попрошайничество заканчивается пропаданием инициаторов или молчанием.
Откройте Kickstarter, почитайте комментарии – увидите бесконечные «жду награду уже полгода» и «пришлите гаджет, либо верните деньги». Жалобы идут рефреном к любому успешно завершившемуся проекту. Не зря практически все отчёты о сборах рекомендуют обеим сторонам: обещающей и надеющейся, повзрослеть.
Технология краудфандинга реализуется по общедоступной схеме:
1) вычисление объёма средств для воплощения идеи
2) описание замысла, определение срока поиска ресурсов
3) огласка проекта на специализированной площадке или сайте.
Преимущество подхода для потенциальных меценатов перед другими способами привлечения средств – они сами выбирают, какие проекты интересно поддержать, предварительно получив исчерпывающую информацию. Более того, могут в режиме онлайн отслеживать статус и динамику работ.
Правила краудфандинга:
1) опишите, как планируется расходование средств – профессионалы проверят платятся ли налоги, комиссии, лицензионные платежи, соблюдается ли патентное законодательство
2) кричите громче: шум должен стоять до небес – это нелегко в периоды спортивных соревнований и политических событий, поэтому следите за календарём
3) не собирайте деньги долго – при сроках более 100 дней острота падает, и о вас забывают даже преданные поклонники и сочувствующие блогеры
4) чётко называйте конечный продукт – чем сложнее, тем важнее описание и поддерживающие материалы: чертежи, скетчи, видеоролики
5) помните, что меценаты вправе рассчитывать на подарки взамен пожертвований – не вздумайте скупиться по отношению к дающим.
Ошибки:
1. раздувать бюджет, надеясь срубить кучу бабла «по-лёгкому»
2. забыть о взаимодействиях с прессой до старта компании
3. жадничать при съёмках и начальном маркетировании
4. не заботиться о брендинге и защите авторских прав
5. выходить без прототипа, демоверсии, MVP.
Сопутствующие расходы для западных рынков будут велики (приведены цифры в модели «от»):
1) реклама – $25 K
2) дизайн продукта – $10 K
3) креативное агентство – $20 K
4) услуги переводчиков – $10 K
5) размещение пресс-релизов – $2 K
6) создание рабочего прототипа – $20 K
7) участие в выставках и роудшоу – $50 K
8) изготовление фото- и видеопродукции – $10 K
9) оплата комиссий платформы – 5% собираемого бюджета
10) подготовка стартовой партии образцов и поддерживающих материалов – $10 K.
Рекомендации по краудфандингу:
1) составьте план разных степеней детализаций – по годам, месяцам и неделям
2) будьте убедительны: пусть тексты кричат, а глаза говорят уверенностью
3) рассмотрите множество и выберите подходящую платформу
4) во всём выглядите профессионально и не давайте слабины
5) публикуйте отчётность регулярно, насколько это возможно
6) найдите промоутеров, евангелистов и адвокатов продукта
7) работайте над созданием доверия не покладая рук
8) готовьтесь, репетируйте, не жалейте денег на шоу
9) найдите, что предложить ранним последователям
10) обещайте только то, что способны выполнить.
Благотворительные и социальные проекты уже стали нормой на краудфандинговых платформах. Часто собираются средства на приобретение дорогостоящего медицинского оборудования, значительных партий лекарственных препаратов, крайне специфических тренажёров для людей и крупных млекопитающих.
Уже давно можно встретить начинания, направленные на организацию и проведение фестивалей и творческих мероприятий. Граждане, участвующие в финансировании, получают в качестве вознаграждения премиальные входные билеты, предметы с малотиражной символикой, приятные нематериальные бонусы:
• возможность наблюдать за процессом записи альбома
• эксклюзивный автограф исполнителей
• фото с солистом.
Олег Брагинский,
Основатель «Школы траблшутеров»
Читайте также:
Продуктивное бодрствование или беспробудный сон наяву?
Чтоб не играть в трагедию, стремитесь к долголетию
Отчего разнолик столь противный конфликт?
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...