0/5

The Dead Malls Story: краткая история заброшенных торговых центров

The Dead Malls Story: краткая история заброшенных торговых центров
время публикации: 19:57  09 июня 2014 года
Культура торговых центров США – явление уникальное и, как это типично для Америки, крайне масштабное. В послевоенные годы на волне роста экономики чуть ли не в каждой деревне огромной страны вырос собственный молл, часто совершенно не соразмерный величине населённого пункта. Строили широко и вольготно, особо не задумываясь о перспективах своих строений, предпочитая жить здесь и сейчас и тратить деньги там, где тратится лучше всего.
Вообще прагматичность американцев – это отнюдь не пустой звук, как может показаться из далёкой России. Они легко строят и легко сносят строения там, где это выгодно, и забрасывают огромные величественные дома в ставших невыгодными районах. Широко известна печальная история железнодорожных вокзалов Буффало и Детройта – внушительных архитектурных памятников эпохи железнодорожной эры, которые при Большом Погроме – лавинообразном сокращении пассажирских перевозок по железным дорогам США в 70-х годах – просто бросили. Ну невыгодно оказалось их ни сносить, ни переоборудовать – так и стоят полвека, заброшенные и безумно красивые. И так повсюду: пол-Америки утыкано брошенными домами, заводами, торговыми центрами…

Расцвет

Park Central Shopping Center, Arizona, 1950-е годы. Этот молл оказался заброшен в 90-х.

Массовое строительство моллов закрытого типа началось в США сразу после войны, в которой Штаты особо участия не принимали, что сохранило их экономику в относительно нормальном состоянии. Страна стала выходить из кризиса, богатеть, у людей появились деньги, а бизнес не упустил возможности дать им их потратить со вкусом. Процесс подтолкнули налоговые льготы для ритейла – и огромные торговые центры начали строиться вообще всюду, докуда девелоперы могли дотянуться. Всё то, что происходило в России в середине 00-х, Америка испытала на себе ещё полвека назад, и сейчас мы имеем уникальную возможность заглянуть в один из вариантов нашего с вами будущего шопинга. В не очень-то весёлый вариант, скажем прямо.

Расцвет торговых центров в США дал первые тревожные звонки довольно быстро – уже в середине 70-х в стране появились первые моллы-призраки. Стали пустеть и закрываться совсем неудачно построенные центры, затерянные в «медвежьих углах», вдали от маршрутов горожан, в вымирающих городах. В те времена американцы – весьма мобильная нация – начинали массово переезжать из центров в пригороды (как раз тогда в Америке набирал силу процесс субурбанизации), и некоторые комплексы, рассчитанные на огромные потоки в самом сердце городов, оказывались не у дел, хирели, теряли арендаторов и в итоге попадали либо под редевелопмент, либо под снос. 

Peachtree Mall, Georgia, 1970-е годы

С другой стороны, торговые центры, построенные в бедных районах, становились центрами разгула преступности; особенно этим отличались чернокожие. В конце концов, устав бороться с хулиганьём у входа и внутри, владельцы закрывали заведение от греха подальше. Именно это произошло со «звёздным» Dixi Square Mall в Иллинойсе, где снимали эпизоды фильма «Братья Блюз» – так он и стоит до сих пор, притягивая фотографов, романтично настроенную молодёжь и прочих бездельников.

Закат

Впрочем, на общем благополучном фоне закрытия торговых центров в 70-80-х годах особо не бросались в глаза. Однако уже в девяностых процесс принял уже совсем нешуточный оборот. По самым скромным оценкам экспертов, в 1999 году в США насчитывалось не меньше двухсот greyfield malls – торговых центров, находящихся на грани закрытия или уже закрытых. Их совокупный долг превышал $2 млрд, а затраты на реконструкцию оценивались в $11 млрд. В 2001 году из двух тысяч американских региональных ТЦ в категорию greyfield malls попадали аж 20% – каждый пятый!



«Подкосили» моллы как общий экономический кризис, так и медленная, но верная смена трендов в ритейле: девелоперы начали отказываться от строительства «больших коробок с магазинами» в пользу lifestyle centers – современных торговых центров смешанного типа. Устаревшие комплексы стали терять якорных арендаторов, вслед за которыми уходила львиная доля посетителей, обрекая центр на медленное и мучительное умирание. При этом некоторые всё же «барахтались» по 15 лет, а многие условно-живы и сейчас.

Это явление получило в США прямолинейное название dead malls – так стали называть торговые центры с внушительной долей вакантных площадей, долгами и без особых перспектив к выздоровлению. На сайте Deadmalls.com можно лицезреть огромный список этих «умирающих» или уже умерших торговых центров: на каждый штат их приходится чуть ли не десяток. Про каждый из них при желании можно написать отдельную статью: впрочем, часто их истории похожи друг на друга и весьма показательны. Людям нечего делать в старых торговых центрах, а при высочайшем уровне конкуренции в США смертным приговором для молла может стать любая мелочь, любая ошибка при проектировании и эксплуатации.

Один из самых знаменитых торговых центров, не переживших кризис конца 90-х годов – Randall Park Mall в Огайо. На момент открытия в 1976 году он был крупнейшим на планете, да и сейчас его характеристики выглядят неплохо: 2 миллиона квадратных футов (186 тыс. кв. м) торговых площадей, свыше 200 магазинов и 5 тысяч работников – и всё это для 1,5 тысячи жителей городка, где он располагался. 

На парковке Randall Park Mall

Внутреннее убранство молла сегодня

Тяжёлые времена для Randall Park Mall начались в начале 2000-х, когда якорный арендатор – JCPenney – закрыл свой магазин площадью 19,2 тыс. кв. м из-за плохих продаж, а вслед за ним ушёл и второй «якорь» Dillard’s. В итоге к середине 2000-х половина торгового центра стояла пустой. Реанимационные мероприятия по приглашению новых мощных арендаторов успеха не дали, и в мае 2009 года молл тихо скончался. Теперь его наконец хотят снести и построить на этом месте индустриальный парк.


Там же, в Огайо, находится ещё один известный dead mall – Rolling Acres. Открытый почти в тот же год, что и сосед Randall Park, Rolling Acres слегка уступал ему по площади и количеству арендаторов: на 120 тыс. кв. м располагались 140 магазинов. Закрылся он тоже практически одновременно с соседом – 31 октября 2008 года; впрочем, два «якоря» продолжали работать сами по себе ещё пять лет, до конца 2013 года. А потом закрылись и они, и Rolling Acres окончательно обезлюдел. Однако он успел засветиться на обложке группы The Black Keys, что делает его кончину не столь уж бесславной.

Вход в Rolling Acres в 1992 году

Так Rolling Acres выглядит внутри


Rolling Acres на обложке альбома The Black Keys

А вот Cloverleaf Mall в Ричмонде пал жертвой не сколько экономических неурядиц, сколько дурной репутации. Этот торговый центр в конце 90-х оказался весьма нехорошим местом: в 1996-м в одном из магазинов застрелили несколько человек, а с парковки похитили женщину. Оба преступления так и остались нераскрытыми. Репутация молла покатилась под откос: в 2000-м закрыли восьмизальный кинотеатр и вездесущий «якорь» JCPenney, а ещё через семь лет прекратил работу и сам торговый центр.

Cloverleaf Mall в лучшие свои времена


Так сегодня выглядит его фасад

Этот список можно продолжать до бесконечности. Какие-то моллы закрылись, многие обошлись «ампутацией» части помещений и всё ещё как-то выкручиваются, но в целом вся эта история производит весьма грустное впечатление. Мёртвые торговые центры – памятник неуёмному потреблению, за которое США уже расплачиваются и которое у нас только разворачивается в полный рост.

Грустил от американской расточительности Алексей Максимук
0
Реклама на New Retail. Медиакит