Как спроектировать магазин без ошибок: дизайн и оформление витрин
время публикации: 09:00 03 марта 2016 года
Вы когда-нибудь задумывались, почему в одни магазины вы заходите, а другие проходите мимо? Если проанализировать, получится, что у каждого из нас есть 8-10 магазинов, в которые мы ходим регулярно.
Одни удобны нам территориально, в других подходящий нам крой одежды, в каких-то – хорошее обслуживание или приемлемые цены, причин может быть много, и они все носят практический характер. Поэтому заставить человека зайти в новый для него магазин достаточно сложно, ведь никому не хочется менять свои привычки и тратить лишнее время.
Но, открывая собственный магазин, вы находитесь «по другую сторону баррикад», и теперь ваша главная задача – привлечь ленивых и спешащих покупателей, которые о вас еще ничего не знают. Как же обратить на себя их внимание, когда они идут по улице или торговому центру?
Эту задачу выполняют витрины и вывески, давая шанс заинтересовать потенциальных покупателей и рассказать им о себе до того, как они зайдут в магазин. Но у вас есть всего несколько секунд, чтобы остановить беглый взгляд потенциального клиента и доказать ему, что именно ВЫ сделаете ему лучшее предложение, что он нашел «магазин мечты», в который нужно зайти «здесь и сейчас».
Профессионалы знают, что не существует ничего лучше для привлечения покупателя в магазин, чем витрина и вывеска, поэтому на них нужно обратить особое внимание.
Правила оформления витрин, в принципе, одинаковы для всех магазинов, но есть нюансы для ювелирных витрин, обувных, интерьерных и т.п.
Несколько основных правил оформления витрин различных магазинов
1. НЕ пытайтесь экономить на выделении места для витринного пространства, это не повысит вам продажи.
Витринное пространство глубиной 70 сантиметров никогда не даст вам возможность красиво его оформить и организовать грамотную подсветку. Даже базовая подставка манекена имеет диаметр 50-60 сантиметров, в 70-ти сантиметровой витрине манекен буквально оказывается носом в витринном стекле, его невозможно повернуть или поставить красиво, он выглядит, как «молящий о свободе», зажатый между 2-х стен.
Если в такой узкой витрине разместить два или более манекена, вы не сможете создать с ними никакой интересной композиции, они будут стоять как солдаты в строю - плечом к плечу. И уж точно и речи быть не может ни о каком направленном свете на одежду. Светильник будет светить манекену точно в макушку и освещать только плечи, а от носа или парика по лицу манекена поплывут черные тени. Мерчандайзеры называют это «маской смерти».
Есть ещё и практические соображения, чтобы не делать слишком узкие витрины - из-за отсутствия достаточного места даже поставить манекен в витрину будет сложно, что уж говорить о том, чтобы поправить на нем одежду или дотянуться до манекена, который стоит вдали от входа в витрину.
Нормальная глубина витринного пространства начинается с 1,2 метра и достигает 2,0 - 2,5 метра.
2. «Вытягивайте» в витрину весь ассортимент, который есть в магазине.
Потенциальный покупатель должен видеть весь ассортимент. Даже если вы делаете упор в продажах, например, на платья, но имеете в ассортименте еще и аксессуары, ВСЕ разнообразие товаров должно быть представлено на манекене, размещенном в витринном пространстве. На манекен должно быть надето не менее 5 вещей, иначе он смотрится полуголым. Стандартное количество артикулов на манекене 7-12.
Ваша задача предложить покупателю не отдельную вещь, а полный комплект, как это будет выглядеть на нем в реальной жизни. Это хорошо стимулирует посетителя магазина к покупке нескольких вещей. Обратите внимание на то, что манекен НИКОГДА не должен быть босым, это всегда выглядит очень странно, особенно, если вы продаете верхнюю одежду. Если у Вас в ассортименте нет обуви, просто купите любую нейтральную недорогую черную обувь и обуйте манекен.
У нас была чудесная история на эту тему, когда один из наших клиентов, имея магазин с уличными витринами, вполне неплохо оформленными, обратился к нам с просьбой посмотреть, что в ней не так, т.к. сам видел, что что-то в ней смотрится странно.
Странность была очевидна и легко устранима. На улице был конец зимы, перед витриной намело сугроб, при этом в витрине на манекене была уже весенняя коллекция и манекен был одет в яркое платье и шляпу и при этом был босой. Выглядел он при этом, как героиня повестей Диккенса, на него было холодно даже смотреть. За 20 минут манекен был «обут», добавилась короткая куртка, сумка и аксессуары, и все встало на свои места.
Читайте также: Продающее пространство: главные правила зонирования магазина
3. Оформляйте витрины по всей высоте и в 3D версии.
Наиболее интересно будут смотреться витрины, при оформлении которых вы предлагаете клиенту не только конкретную одежду, но и обыгрываете ситуацию, контекст, где он может ее использовать.
«Оформление витрины» — это не только манекен и постер у него за спиной. Это пространство, в котором много плоскостей и возможностей для оформления, и все они должны быть гармонично заполнены.
Для этого витрину нужно предварительно подготовить, чтобы впоследствии делать это быстро и недорого. Обратите внимание что манекены сами по себе выше обычного человеческого роста. Женские манекены 175 - 178 см, мужские - 185 см. Это делается специально, чтобы вы могли обеспечить визуальный акцент на одежду, а не на его голову. Мы должны смотреть не в «лицо» манекена, а на товар, надетый на него.
В витринах обычно их поднимают еще и на подиум высотой 15-20 см. Манекены, стоящие на полу, смотрятся менее презентабельно, согласитесь, что встречаться взглядом с безжизненной куклой просто неприятно. Детские манекены поднимают на подиумы еще выше, на 25-40 см. Детские манекены редко бывают красивыми, и выглядят как куклы с нарушенными пропорциями, поэтому нужно приложить максимум усилий и мастерства, чтобы покупатель был абстрагирован от их «лиц», и весь визуальный акцент перенести на товар.
Частая ошибка при оформлении витрины - расположение манекенов и декораций в нижней части витринного пространства, когда над их головами остается просто пустая белая стена. Витрины стоит заполнять по всей высоте, так вам значительно легче будет привлечь внимание проходящего покупателя и выделиться среди своих соседей.
Одежда в витрине может быть представлена не только на манекене.
Попросите вашего оформителя продумать различные дополнительные конструкции, на которых можно представить одежду в сложенном виде или как-то красиво раскладывать. Если ваш бюджет на оформление витрин невысокий, это могут быть недорогие трансформируемые конструкции (кубы, деревянная стремянка, которую вы сможете быстро перекрасить и переставить, что-то вроде подвесных качелей с полочками, магнитные доски, любые предметы, которые придут вам в голову). Эти конструкции могут быть как прикреплены к стенке задника витрины, так и стоять на полу или быть подвешены к потолку.
Подвесьте к потолку витрины на крючках в 2-3 уровнях по глубине несколько дюралевых трубок (они продаются в любом строительном магазине), впоследствии вы легко сможете подвесить к ним на лесках любые легкие декорации из бумаги, пластика и пенокартона, создав тем самым объёмное решение.
В витринном пространстве не должно быть много стационарных элементов, это место для креатива и быстрой смены экспозиции. Место, где вы можете подстроиться под покупателя с минимальными затратами. Покупатели сами по себе не очень внимательные и даже просто перекрасив заднюю стенку в другой сезонный цвет, вы создаете для них другую историю и впечатление, что в магазине есть что-то новое, а ведь для многих именно это является стимулом зайти в магазин для ознакомления с новинками.
У вас еще осталось витринное стекло - это тоже поле для оформления различными стикерами, и не обязательно только надписью SALE. Это продолжение вашей витрины, концепции и истории, через которые вы коммуницируете, разговариваете с вашим покупателем, приглашаете его в ваш магазин. Только следите, чтобы декорации на стекле подчеркивали одежду и товары на манекене, а не загораживали их.
4. Переоформляйте витрины не реже 4 раз в год.
Наш совет: по-новому оформленные витрины должны быть, как минимум, к каждому сезону, а лучше менять витрины ещё и к значимым праздникам - Новому году, Дню Святого Валентина (который может быть и «не наш праздник», но как-то иностранные бренды уже приучили нас за ним приглядывать), 8 марта и т.д., отметьте любой праздник, который чтут ваши покупатели.
Любое переоформление витрины означает событие в магазине, о котором однозначно стоит заявить, будь это приход новой коллекции, SALE или юбилей со дня открытия магазина или всей торговой сети. Создавайте эмоциональную связь с покупателем. Она вырабатывается долго и сложно, но и разрушить её очень сложно, и именно она является составной частью лояльности к бренду, не забывайте об этом.
5. Освещение витрин.
Освещение витрин должно быть строго направленным, и направление должно быть на самые «знаковые» места, т.е. на товар, постеры и контекстную декорацию. Освещение должно быть гибким и легко изменяемым, т.к. декорации будут двигаться и меняться.
Общая освещённость витрины обычно должна составлять 1200-1600 люкс.
Светильники лучше максимально прижать к витринному стеклу, это даст возможность выворачивать прожекторы под нужным углом и направлять свет в нужное место. Чем глубже витрина, тем с большей вероятностью вам удастся осветить именно то, что необходимо.
В принципе, светильники можно ставить по всему периметру витрины, но при этом светильники в полу могут светить под юбку манекену, что не очень презентабельно, поэтому при разработке освещения витрины нужно понимать, что именно вы хотите осветить впоследствии и как витрина может трансформироваться.
Следите за витринами соседей - если общая освещенность вашей витрины будет существенно ниже, чем у них, вы потеряете интерес потенциальных покупателей. В витринном ряду вы должны оказаться самыми заметными, поэтому если света недостаточно, просто добавьте его - это непременно приведёт к увеличению внимания к вашему магазину.
6. Витрины обувных и ювелирных магазинов.
Есть некоторые нюансы оформления обувных и ювелирных витрин, а также любых других витрин, в которых представлены товары небольших размеров. В эту категорию также могут попасть аптеки, магазины канцелярских товаров и пр.
Особенность данных витрин заключается в относительно малом размере товара по сравнению с витринным пространством. Очень часто можно увидеть, что товар «теряется» на витрине среди громоздких конструкций, поэтому старайтесь не использовать очень массивные элементы витринной мебели и декораций.
В таких витринах товар должен оказаться на уровне глаз проходящего потенциального покупателя, то есть идеальная высота находится где-то между 1400 и 1500 мм. При этом обувь можно выставлять с высоты 500 мм, т.к. есть такое «поверье», что раз обувь носится на ногах, вы в любом случае впоследствии будете ее видеть сверху вниз.
Обращайте внимание на то, что, если потенциальный покупатель, находится около уличной витрины, то высота цоколя здания тоже должна учитываться, и относительно самой компоновки витрины/витринного стекла уровень товара может оказаться на высоте ниже 1400 мм.
Главный вопрос при оформлении витрин с мелким товаром: чем заполнить оставшуюся часть витрины и как выделить товар?
Самое простое решение - яркое освещение товара, которое существенно акцентирует внимание на нём. При этом, если витрина находится несколько вдалеке от проходящего клиентского потока, то яркое освещение будет привлекать внимание, даже если сам товар издалека сложно разглядеть на расстоянии.
Для привлечения внимания посетителей, которые находятся далеко от витрины, хорошо работают очень большие постеры или абстрактные рисунки с крупными деталями товара или самим товаром на картинке.
Идея в том, что нужно «разорвать» масштаб. Те, кто стоит дальше от витрины - видят картинку на постере и сильно освещенное пятно непосредственно выставленного товара. А те, кто уже стоит близко от витрины, видят ярко освещенный товар, но при этом огромный постер для них становится просто абстрактной картиной, теперь он уже не видит деталей на нем. Соответственно, вы получаете витринное решение для всех возможных вариантов проходящих клиентов, при этом имеете хороший шанс удержать их внимание.
Это всего лишь несколько советов и правил оформления витрин. Остальное - вопрос вашей фантазии, вкуса, бюджета и нюансов представления конкретного товара. Витрина – это, скорее, инструмент привлечения новых покупателей и «увод» покупателей от конкурентов, постоянные лояльные покупатели придут к вам и так, но они тоже требуют уважения и заботы с вашей стороны.
Екатерина Агатова, заместитель генерального директора Project Line
3
Последние новости
Самое популярное
- Как Аэропорт Пулково обеспечил высокий уровень сервиса в сезонные пики за счет у...
- Кейс: как за месяц в 3 раза увеличить продажи бытовой химии на Wildberries
- Какие вызовы стоят перед еком-директорами: Топ-5 задач
- Интерактивные элементы, которые повышают онлайн-продажи и лояльность клиентов
- 10 ошибок, которые селлеры допускают при работе с карточками товаров на маркетпл...