Все дело в свете: как правильно спроектировать систему освещения в магазине
время публикации: 09:00 16 февраля 2016 года
Как бы вам не казалось, что главное в магазине - это идеальный дизайн, не обманывайте сами себя. Главное в магазине - это товар, и он должен быть хорошо и правильно освещен.
Первый и главный совет, который можно дать - не пытайтесь угадать сколько светильников нужно купить и не доверяйте архитектору, ваш архитектор должен работать с профессиональным световым дизайнером.
Свет — это чисто расчетная величина. И этот расчет зависит не только от количества светильников, но и от производителя светового оборудования, характеристик ламп, углов поворота рефлектора, высоты потолка, цвета стен, пола и самого товара. Причем у производителей по факту зачастую характеристики светового оборудования сильно отличаются, хотя и указаны одинаковые параметры. Особенно этим грешат сильно бюджетные производители «no name». Вы готовы угадать все параметры сразу и не ошибиться? Тогда, наверное, у вас есть «хрустальный шар» - ваш лучший советчик.
Обращаться к дизайнеру по свету нет никакого смысла, пока у вас не появится хотя бы дизайн-проект, на котором будет расставлено все торговое оборудование, понятна высота потолка и общая цветовая гамма торгового пространства. Грамотный световой дизайнер все это учитывает при просчете в специальной программе «Диалюкс» или её аналогах. Результаты расчетов вам передадут, там вполне понятные схемы, не разобраться в них просто невозможно.
Сделайте техническое задание для светового дизайнера или объясните ему, что вы хотите получить в конечном итоге – на какие зоны нужно сделать световой акцент, где у вас должен быть приглушённый свет. Если вы теряетесь в этом, то опытный дизайнер и мерчендайзер подскажут вам, на чём нужно сделать акценты.
Считается, что в магазине ни один светильник не должен светить в пол - все должно быть направлено на товар. От этого правила отступают только магазины масс-маркета с недорогим товаром, которые широко используют ненаправленный свет в том числе, чтобы сократить бюджет на осветительное оборудование. Этого достаточно, чтобы товар был освещен в целом, без акцентов. Поскольку для недорого товара определяющим является всё-таки стоимость, такие допуски оправданы, но это вовсе не означает, что это решение верное.
В нескольких словах, общепринятые стандарты по свету для торговых помещений выглядят так:
Используйте лампы с теплым (2700K-3000K) и нейтральным естественным светом (3500K-4000K). Лампы с цветовой температурой в районе 6000K и более имеют очень холодный белый цвет с синеватым оттенком и для освещения одежды и обуви не подходят. Мало того, при примерке товара в таком свете, человек выглядит как зомби, «слишком бледный, чтобы быть живым», проступают все дефекты на коже, любой прыщик на лице становится в разы виднее. Стоит добавить, что такой свет часто используют в кабинетах врачей-дерматологов (по понятным причинам).
Впрочем, если вы продаете ювелирные изделия из серебра или белого золота, холодный свет сделает ваш товар даже более привлекательным, чем при другом освещении. А вот желтое золото и самоцветные камни требуют теплого освещения.
В среднем, в магазинах одежды и аксессуаров товар должен быть освещен на уровне 800-1000 люкс, в проходах, где ходят покупатели, достаточно 600-700 люкс, наружные витрины магазина требуют хорошего освещения - 1200-1500 люкс.
При этом следите за витринами соседей и конкурентов: если у них в витрине 2000 люкс, как бы чрезмерно ярко вам это не казалось, лучше сделать как минимум также, иначе ваши витрины будут казаться рядом с ними темными и неинтересными, и покупатели пройдут мимо. Подходите к своим магазинам индивидуально, даже если у вас есть утвержденная концепция, небольшие корректировки в зависимости от конкретной ситуации помогут повысить продажи.
Ювелирные изделия обычно освещаются более ярко: на товаре может быть 1200-1600 люкс - это самая сложная категория для проектирования света. В ней придется учитывать и цвет металла самого товара, и типы камней и даже тип огранки камней, его выкладки, т.к. луч света должен попасть в точку, где камень начнет «играть».
Есть некое общее правило, что в магазинах более высокого класса (Lux и Premium) общая освещенность магазина ниже, чем в магазинах масс-маркета. Где-то на нашей подкорке уже прописано, что чем магазин ярче, тем товар там дешевле, поэтому не стоит менять наши иллюзии и пытаться «перевоспитать» клиентов. Просто следуйте этому стереотипу, и нужные клиенты потянутся к вашим магазинам.
В магазинах более высокого класса используется много декоративного освещения, различного рода подсветки потолка и колонн, а также люстры и бра. Советуем особо не брать их в расчет, декоративный свет - это только дизайнерский свет, освещенность он сильно не повышает, он как бы работает сам на себя и на имидж вашего магазина.
Не пытайтесь запроектировать очень яркий свет в примерочных кабинах, обычно 500-700 люкс достаточно. Используйте более теплые лампы: чем белее свет, тем больше своих недостатков увидят ваши клиенты. Если к тому же примерочные небольшие по размеру, клиент и так стоит слишком близко к зеркалу и это сильно отвлекает от основной задачи, которую преследуете вы - покупатель должен нравиться себе в зеркале в вашем товаре.
Для магазинов мужской одежды в примерочных часто делается совсем небольшое освещение и маленькие зеркала, чтобы «вытащить» мужчину из примерочной кабины «в руки продавца» который поможет ему с выбором, а заодно и увеличит конверсию.
Светильник в примерочной должен оказаться между зеркалом и человеком, если он светит Вам в макушку на вашем лице появляются тени от носа, прически и вы начинаете выглядеть несколько неестественно и болезненно. Вряд ли это будет мотивировать к покупке.
В витринных пространствах старайтесь установить светильники как можно ближе к стеклу витрины. Это обусловлено тем, что витринное пространство обычно достаточно узкое, и вывернуть светильник так, чтобы он светил именно на одежду, надетую на манекен или декорации с товаром, очень сложно, т.к. угол поворота светильника будет недостаточен. А задача состоит именно в этом, ведь вы продаете не манекен, а одежду, которую надели на него. Манекены, которым светильник светит прямо на макушку, выглядят непрезентабельно, кроме того получается тот же самый эффект, как в примерочной, описанный выше. Мерчендайзеры на своем сленге называют этот эффект «маской смерти» - жестоко, но правда.
Сейчас существует невероятное разнообразие светильников и по техническим параметрам, и по дизайну. Основные категории:
Галогеновые – это один из самых хороших типов светильников, которые любят люксовые магазины, т.к. это теплый и естественный цвет. Но освещенность, выдаваемая ими, достаточно низкая при больших энергозатратах. Вам придется купить очень много светильников, часто менять перегоревшие лампы, срок службы которых существенно ниже, чем у остальных категорий, и потом ещё придётся оплачивать большие счета за электричество. По цветности есть достойные заменители среди светодиодов. Кроме того, многие торговые комплексы на своей территории запрещают арендаторам использовать галогеновые светильники.
Металлогалогеновые светильники - одни из самых распространенных в торговых помещениях. Дают очень сильную освещенность при сравнительно небольших затратах энергии. Но лампы перегорают достаточно часто и стоят недешево (обратите внимание, что замена лампы - это не только стоимость самой лампы, но и вызов электрика, а если это торговый комплекс, то работы происходят по ночам, что тоже выливается в дополнительные затраты). Из-за довольно высокой мощности ламп, при малых углах рефлекторов или низких потолках возможен эффект выгорания товара. Кроме того, у светильников данной категории избыточно высокое тепловыделение, и в магазине может быть жарко. Внимательно проектируйте систему кондиционирования и вентиляции, если планируете использовать металлогалогеновые лампы.
Светодиоды (LED) – эта категория светильников сейчас набирает огромную популярность. Достоинство этих ламп в малом потреблении энергии и долгой службе ламп. Однако есть и недостатки, основным из которых можно назвать их стоимость: светодиодные светильники несколько дороже остальных категорий. Хотя в сравнении со стоимостью 5-7 летней давности, когда они были в 2-3 раза дороже металлогалогеновых, теперь есть диодные светильники примерно в такой же ценовой категории. Качество светильников очень сильно зависит от производителя: у лампы может быть нестабильная цветность и срок службы не такой большой, как заявлено, угол освещённости не выдержан и т.д.
Читайте также: Продающее пространство: главные правила зонирования магазина
Или, например, вы монтируете светильники на потолок и видите, что часть ламп либо зеленоватая, либо розоватая. Здесь нужно сразу договариваться с поставщиком о замене данных ламп при подписании договора, как правило, это делается безвозмездно, на лампы есть некий процент брака. При высоких потолках более 3500 мм светодиоды могут не дать такой поток света, чтобы «добить» до товара. Обязательно проверяйте это в программе «Диалюкс». Она дает возможность посмотреть освещенность на разных высотах от пола.
Старые добрые лампы накаливания в современных магазинах почти не используются - обычно это штатные лампы в люстрах и бра или декоративные лампы с красными нитями накаливания.
Теперь, когда вы разобрались со всеми техническими сторонами системы освещения в вашем магазине, можно заняться и вопросом дизайна светильников. Здесь уже включается ваш собственный вкус и вкус вашего архитектора. Но сначала ответьте себе на один вопрос: если вы были в магазине Zara, можете ли вы вспомнить как выглядят светильник на их потолке? Не можете? Не расстраивайтесь! Никто не может! Когда вам в лицо светит лампочка, вы не видите дизайн светильника на потолке и описать его не можете. Скорее всего и вашему клиенту все равно, как он выглядит. Главное, чтобы он правильно освещал товар.
Итак, свет в магазине один из самых важных элементов, который напрямую влияет на продажи, поэтому постарайтесь, чтобы этот элемент сделал профессионал. Уделяйте особое внимание характеристикам светильника, а не его дизайну. Покупатели очень любят, когда о них заботятся, поэтому позаботьтесь о них - создайте хорошую световую атмосферу, и покупатели обязательно отблагодарят вас «звонкой монетой».
Екатерина Агатова, заместитель генерального директора Project Line
0
Последние новости
Самое популярное
- Как Аэропорт Пулково обеспечил высокий уровень сервиса в сезонные пики за счет у...
- Кейс: как за месяц в 3 раза увеличить продажи бытовой химии на Wildberries
- Какие вызовы стоят перед еком-директорами: Топ-5 задач
- Интерактивные элементы, которые повышают онлайн-продажи и лояльность клиентов
- 10 ошибок, которые селлеры допускают при работе с карточками товаров на маркетпл...